Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Опыт работы в классах-комплектах

Опыт работы в классах-комплектах

Автор(-ы):

Сычева Лариса Владимировна

Лукьянова Надежда Валентиновна

1 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

опыт
класс-комплект
школьник
учитель

Аннотация статьи

В статье описан опыт работы с детьми в классах-комплектах. Есть определенные сложности, но также и преимущества совместного воспитания и обучения детей разного возраста.

Текст статьи

Несмотря на то, что образование в нашей стране успешно развивается, но еще остаются в школах классы-комплекты. В такой школе мы и работаем. Специфика малокомплектной школы показывает, что главной формой работы в ней должна стать учебная работа, основанная на разновозрастном обучении детей. Реальной и естественной единицей такого обучения является класс-комплект. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединенном классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Таким образом, самостоятельная работа учеников одного из классов является обязательным компонентом урока в малокомплектной школе. Начальные классы комплектуются 1–3, 2–4. Основная форма обучения и воспитания в школе – это урок. Как всегда, учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Урок в классе-комплекте имеет свою специфику. Структура урока состоит из двух чётко выраженных этапов: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная работа. Если в обычном классе за определённый промежуток времени проходит несколько этапов урока, то в классе-комплекте – один этап. Однако, во всех случаях работа должна быть завершена во времени и по содержанию.

Урок в классе-комплекте – это фактически два урока в одном одновременно. Работа эта трудная, но при этом интересная. Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей – это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5–2 года.

Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно.

Урок в школе с малой наполняемостью учащихся проводится по единому плану, составленному для всех классов комплекта. Поэтому для структуры урока (в отличие от структуры в условиях работы с одним классом) характерны не названия этапов, а переходы: «с учителем – самостоятельно», «самостоятельно – с учителем» и общие задачи для обоих классов. Количество переходов и их содержание определяются: 1) задачами изучения темы в каждом классе; 2) количеством классов в комплекте; 3) содержанием предметов, объединенных на уроке 4) уровнем сформированности у учеников приемов самостоятельной работы.

Почти на всех уроках в каждом классе комплекта осуществляются объяснение нового материала, закрепление, повторение, обобщение знаний. Для повышения эффективности урока в малокомплектной школе важно правильно определить, какой этап в каждом классе будет проводиться под руководством учителя, а на котором дети будут работать самостоятельно.

Для работы с учителем можно рекомендовать: короткую фронтальную или выборочную проверку уровня знаний учащихся; некоторые подготовительные упражнения (например, фонетические), объяснение нового материала на основе предварительной самостоятельной работы (или учебной беседы, или рассказа учителя) эвристические беседы; дидактические игры; первичное закрепление с проверкой степени осознанности изучаемого материала, показ рациональных приемов применения приобретенных знаний при выполнении различных упражнений; тематическое и межтематическое обобщения материала.

Для самостоятельной работы учащихся доступны и эффективны такие виды занятий: подготовительные упражнения к изучению нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками, таблицами и т. п.); самостоятельное усвоение нового материала, аналогичного изученном, за подробной инструкцией; упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы и памятники; разнообразные тренировочные упражнения из различных источников.

Основная функция учителя в условиях одновременной работы с двумя-тремя классами – объяснение нового материала.

Усвоения новых понятий – процесс сложный и постепенный, который зависит от психологических закономерностей развития детей, их способности анализировать и обобщать. Чтобы у детей сформировалось новое понятие, надо рассмотреть признаки, особенности ряда предметов одного типа, сосредоточив внимание учащихся на основных, затем раскрыть связи соотношение нового понятия с другими, подвести детей к выводу, дать доступное определение нового понятия.

В классах-комплектах возможны различные формы организации усвоения новых знаний:

  • Учитель объясняет, рассказывает, показывает, а ученики следят за его рассуждениями;
  • Дети приобретают знания в процессе поисковой деятельности, эвристической беседы, наблюдения, анализа и сравнения ряда фактов под руководством учителя;
  • Дети овладевают новыми способами действия по образцу и аналогии.

Дети осваивают новые знания самостоятельно с программируемыми задачами или алгоритмическими предписаниями, работая по учебнику, таблицей, с дидактическим материалом.

В работе под руководством учителя ведущими являются словесные методы – различные беседы, рассказ, объяснение, что вполне естественно, ведь в условиях ограниченного общения с учителем очень важно организовать такую деятельность, когда дети слышат связное, логичное объяснение, эмоциональный рассказ или сами рассуждают вслух.

Самым эффективным при разработке нового материала в условиях школы с малой наполняемостью учащихся является сочетание методов объяснения и беседы. В ходе беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, подводит их к восприятию нового материала, объясняет его, показывает приемы применения теоретических знаний в практических действиях.

Объяснение нового материала в классе-комплекте желательно завершать его первичным закреплением, что обеспечивает осмысленность и полноту восприятия, а следовательно, и успешное выполнение следующей самостоятельной работы. И еще одна важная деталь: приступая к выполнению самостоятельных упражнений, школьники имеют коротко повторить теоретические сведения, правила, необходимые для этой работы.

Как известно, урок в первом классе с 6-летними учениками длится 35 мин. 3–4 мин. отводятся на активную физкультминутку. Итак, реально остается 30 мин. учебного времени, поэтому не стоит дробить урок. Целесообразно предусматривать 5–6 этапов, чтобы добиться определенной целостности урока и не нарушать внимание детей.

Сложнее планировать уроки математики для комплекта, когда в обоих его классах надо решать задачи. Младшие школьники часто не умеют записать условие задачи, медленно включаются в работу, а потому не всегда успевают решить ее в отведенное время, или, не умея проанализировать условие задачи, неправильно выполняют действия. Поэтому, прежде чем определить структуру такого урока, надо тщательно продумать, как подготовить учащихся к самостоятельному решению задач.

Анализ особенностей планирования урока для комплекта из двух классов, один из которых – 1-й, свидетельствует, что оптимальным количеством переходов «с учителем – самостоятельно» для него можно считать 5–6. Однако во втором полугодии, когда уровень самостоятельности первоклассников растет, количество таких переходов можно уменьшить до 4–5. На уроке больше времени следует уделять занятиям с первоклассниками, хотя в некоторых случаях, в зависимости от сложности материала, можно уступить этому принципу в пользу 2-го или 3-го класса. В комплекте с 4 классом больше внимания уделять ученикам 4-го класса.

Определяя содержание этапов урока, учитель записывает не только виды деятельности, но и вопросы для беседы, ход решения задач, примеров, указывает способ проверки выполненной работы и тому подобное.

На однопредметных уроках (например, математика – математика, естествознание – природоведение, украинский язык – украинский язык) учителя иногда проводят один этап урока совместно для всех классов комплекта.

Совместные этапы уроков могут быть посвящены на уроках языка работе: за картиной или кадрами фильма, комментированию, творческой задачей, различным видам грамматического разбора; на уроках математики – устном счете, составлению задач по одинаковым данным, решению задач на сообразительность; на уроках – работе с дневниками наблюдений за природой и трудом, просмотра видеоуроков, кадров презентаций.

Аналогичный конспект урока составляет учитель при работе с 3 классами. Каждый класс с первой минуты начинает работать. Один – с учителем, два – самостоятельное. Задача посильные, но не упрощенные (на повторение, проверку домашней работы по аналогии или творческие, для подготовки восприятия нового).

С одним классом учитель работает интенсивно: повторение, объяснение нового, частичное закрепление, попытка применения новых знаний в других условиях. В конце объясняет следующую самостоятельную работу.

Теперь учитель «переходит» в класс, где уже частично произошла самостоятельное знакомство с новым материалом. Здесь обязательные проверки главной задачи, актуализация опорных знаний (общая задача – по теме), и начинается закрепление, формирование умений. В завершении –самостоятельное работа и задание на дом по теме урока.

Учитель начинает работать с 3 классом, где закрепляется предыдущий материал. Проверка задачи, устные упражнения, применение полученных знаний в новых условиях. Обязательно суммируется урок: в течение 3–5 мин. дети обобщают, систематизируют изученное, а классный акцентирует внимание на главном.

В начальной школе преобладают разнообразные методы обучения, как: наглядный, практический, словесный, репродуктивный. И любого их учащихся важно заинтересовать значимостью знаний, раскрыть перспективу познавательной деятельности. Учитывая это целесообразно начинать урок со всеми классами с дидактической игры. Для наглядного восприятия следует применить аудиовизуальные пособия. Каждый класс благодаря этому будет получать посильные конкретные задачи.

Понятно, что единой и постоянной структуры урока быть не может – она зависит от его содержания, дидактической, воспитательной и познавательной цели.

Используя новейшие информационные технологии на уроках, можно разнообразить методы и приемы в обучении, повысить интерес учащихся к учебному процессу, а значит, этот процесс становится более привлекательным, более эффективным и более результативным. Внедрение в практику новых образовательных технологий обучения обеспечивает успешную организацию учебно-воспитательной работы в совмещённых классах малокомплектной школы.

Таким образом, учитель малокомплектного класса – в постоянном поиске. Любую педагогическую новацию он рассмотрит под своим прагматическим углом зрения: нельзя ли ее применить в своём классе, что еще можно сделать для повышения эффективности обучения и воспитания. Подводя итоги, можно сказать, что труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности. Внедрение в практику новых образовательных технологий обучения обеспечивает успешную организацию учебно-воспитательной работы в совмещённых классах – комплектах.

Список литературы

  1. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2.
  2. Вымятин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Научно-методический журнал. 2002 № (7).
  3. Вялкова Г.М. Организация работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка // Учебный год. Волгоград: ВГИПК РО, 2006. – № 34.
  4. Гудилина С.И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационнокоммуникативной среды / С.И. Гудилина. – М: УЦ Перспектива. – 2004.
  5. Демкин В.П., Можаева Г.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование.2003. № 2(10).
  6. Никишина И.В. Педагогические инновационные технологии. «Учитель». Волгоград, 2006 11 7. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001. – № 6.
  7. Стрезикозин В.П. «Организация занятий в малокомплектной начальной школе» – 1968г.
  8. Стрекозин В.П «Урок в сельской малокомплектной школе» – 1972г.
  9. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5.
  10. Лазарев, В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы / В.С. Лазарев // Сельская школа. – 2003. – № 1.
  11. Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»: Учеб. метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009.

Поделиться

345

Сычева Л. В., Лукьянова Н. В. Опыт работы в классах-комплектах // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/8650-opit-raboti-v-klassakh-komplektakh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля