Главная
АИ #9 (191)
Статьи журнала АИ #9 (191)
Возможности использования авторской методики для привития любви к чтению в корре...

Возможности использования авторской методики для привития любви к чтению в коррекционной работе с детьми с различными проблемами в развитии

Автор(-ы):

Уразгалиева Гаухар Мергеновна

2 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

куклотерапия
дети с особыми образовательными потребностями
привитие любви к чтению
привитие любви к обучению

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросу использования авторской методики, нацеленной на развитие любви к чтению с использованием куклотерапии, в работе с детьми, сталкивающимися с различными трудностями в своем развитии. Практика, осуществляемая педагогами частного детского центра развития Allem, свидетельствует о высокой эффективности предложенных методов. Из многообразия педагогических инструментов, наиболее успешным оказывается использование куклы. Кукла становится неотъемлемым атрибутом детства и детской культуры, позволяя ребенку переживать события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, понятных его восприятию.

Текст статьи

Сегодня одной из основных проблем в обществе является создание эффективных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Для того чтобы сделать процесс обучения осознанным и заинтересовать детей, педагоги вносят в свою деятельность нестандартные подходы, новые инновационные технологии и разрабатывают индивидуальные программы развития. Все это необходимо для того, чтобы дети получили необходимые знания и были готовы к жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях.

Современное общество отличается стремительными темпами жизни, постоянным технологическим развитием, а также лавинообразным ростом информации, что усложняет трудовую и социальную активность. Дети, испытывающие повышенную двигательную активность, неустойчивое внимание, агрессивность и неуверенность в себе, часто сталкиваются с трудностями в соблюдении правил игры, удержании взятой на себя роли, а также слушании книг и передаче содержания собеседнику. Они борются с боязнью и страхами или проявляют конфликтность в отношениях с родными и сверстниками, что сопровождается завышенной или заниженной самооценкой и недостатком самоконтроля [1].

Дети с ООП требуют особого внимания и заботы со стороны специалистов: психологов, логопедов, инструкторов ЛФК, педагогов и воспитателей. Опыт работы подтверждает, что комплексный подход приводит к положительным результатам при работе над проблемами в развитии детей. В рамках коррекционной работы используются различные методы, однако важно, чтобы они были наполнены положительными эмоциями, предусматривали самостоятельное использование игровых методик и включение элементов других приемов с целью усиления их воздействия. Именно в этом контексте игра, как нечто, переполненное эмоциями, приобретает большое значение.

Результаты поиска новых форм и методов обучения детей с ООП привели к появлению инновационной технологии – куклотерапии, которая придает чтению интерес и эмоциональное насыщение [2]. Целью этой методики является прививание любви к чтению, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, развитие самосознания и разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.

Нарушениями, обуславливающими использование данного метода, являются: различные отклонения в развитии речи; эмоциональная неуравновешенность; неадекватная самооценка; проблемы в общении; тревожность; страхи.

Метод куклотерапии представляет собой уникальный способ работы с детьми, основанный на процессах идентификации с любимыми героями, будь то персонажи сказок, мультфильмов и других источников развлечений. Этот метод базируется на трех ключевых понятиях: "игра" - "кукла" - "кукольный театр". Игра для ребенка имеет такое же значение, как и речь для взрослого. Она служит средством выражения чувств, исследования отношений и самореализации.

Детская игра является источником смысла и имеет важное значение, поскольку через нее дети могут выражать то, что им трудно передать словами. Использование игрушек, особенно кукол, позволяет детям сказать, сделать то, что может вызвать затруднение, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение со стороны окружающих.

Функции Куклотерапии:

  1. Коммуникативная: установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.
  2. Релаксационная: снятие эмоционального напряжения.
  3. Воспитательная: психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
  4. Развивающая: развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и др.), моторики.
  5. Обучающая: обогащение информацией об окружающем мире [3].

Метод куклотерапии может применяться на всех этапах детства и с детьми, сталкивающимися с различными проблемами в развитии. В куклотерапии используются различные виды кукол, такие как куклы-марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы-костюмы [4].

  1. Куклы-марионетки: Эта форма куклотерапии способствует совершенствованию тонкой моторики рук и общей координации движений. Ребенок может через куклу-марионетку выражать эмоции, чувства и состояния, которые ему сложно проявлять напрямую.
  2. Теневые куклы: Применяются для работы над страхами и коррекции повышенной тревожности. Ребенок может взаимодействовать со своей "куклой-страхом", выражая свои чувства без ограничений.
  3. Веревочные куклы: Многофункциональные и эффективные в решении проблем общения и тревожности. Размер куклы может соответствовать росту ребенка, что позволяет ему имитировать движения куклы.
  4. Плоскостные куклы: Имеют сменные выражения лица, соответствующие различным эмоциональным состояниям. Используются для работы с детьми, у которых есть проблемы в общении и поведении, а также нарушения образа "Я".
  5. Перчаточные куклы: Применяются для развития речи детей. Перчаточная кукла создает атмосферу уюта, позволяя ребенку чувствовать себя уверенно и свободно выражать свои мысли через "героя" на руке.

Важно отметить, что метод куклотерапии обеспечивает защиту для ребенка с самого начала занятий. Ширма, перчатка-кукла и символический объект кукольного театра помогают детям перенести внутренние переживания на безопасный и многозначный объект, создавая благоприятную среду для общения и выражения чувств.

Интерактивная диагностика с куклами: путеводитель во внутренний мир и позитивное введение в английский

В начале работы с куклами проводится уникальный этап диагностики, который предоставляет ученым и педагогам уникальный взгляд во внутренний мир детей. Перед ребенком разложены разнообразные куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами. Ребенку предлагается выбрать куклу, взять ее и уйти за ширму, создавая интимную атмосферу.

Сам выбор игрушки может быть многословным. Например, если ребенок выбирает зайчика, возможно, у него есть страхи, о которых он не говорит открыто. Если выбирает волка, это может указывать на проявление агрессии. После сделанного выбора начинается диалог с куклой за ширмой.

Рекомендуется использовать следующий перечень вопросов:

  • Ты кто? (Who are you?)
  • Где ты живешь? (Where do you live?)
  • С кем ты живешь? (Who do you live with?)
  • Большой ты или маленький? (Are you big or small?)
  • Чем любишь заниматься? (What do you like to do?)
  • Есть ли у вас в лесу кто-то страшный? (Is there anyone scary in your forest?)
  • Чем ты питаешься? (What do you eat?)
  • Тебя кто-то защищает? (Is someone protecting you?)
  • Есть ли у вас в лесу школа? (Is there a school in your forest?)
  • Есть ли у тебя друзья? (Do you have any friends?)
  • Во что вы играете? (What do you play?)
  • А если проигрываешь, расстраиваешься? (Do you get upset if you lose?)
  • Что бы ты попросил у волшебника? (What would you ask the wizard for?)

Педагогический ход диалога с куклой, примечания, сделанные ей, позволяют детям неосознанно работать над недостатками в речи.

Куклотерапия: инновационный подход к изучению английского и развитию любви к чтению

В процессе исследования мы обнаружили, что наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами создают куклу и воплощают в ней историю, которую они хотели бы поделиться. Этот творческий процесс не только способствует развитию мелкой моторики и воображения, но также служит инструментом для обучения и погружения в английский язык.

Изготовленная собственными руками кукла приобретает особую привлекательность, становясь эффективным средством для общения и развития речи. Совместное создание кукол с родителями углубляет контакт, обогащает общение и способствует близкому взаимодействию родителей и детей.

Также, куклы становятся отличными компаньонами для изучения английского языка. Ребенок воспринимает куклу как реального друга, который помогает ему свободно вступать в разговор и активно участвовать в языковом взаимодействии. Очарованный процессом общения с куклой, ребенок естественным образом осваивает новые слова и фразы на английском языке.

С использованием куклы педагог может легко варьировать требования к поведению детей на уроке. Например, появление куклы на руке педагога, которая дает указания, может эффективно заменить стандартные формы воздействия. Такой игровой и шутливый подход к коррекции поведения создает позитивное воздействие на детей.

Важно отметить, что куклотерапия также способствует развитию эмоциональной отзывчивости, активного общения, и адекватного поведения детей. В индивидуальных занятиях "Театр одного актера" ребенок, взаимодействуя с куклой, быстро преодолевает речевые трудности и страхи, становясь более коммуникабельным и эмоционально подготовленным для игровых сценариев.

Таким образом, систематическое использование куклотерапии в образовательном процессе существенно обогащает коррекционно-педагогическую работу, развивает связь между детьми и образовательной средой, а также прививает любовь к чтению с самого детства.

Список литературы

  1. Татаринцева А.Ю., Бигорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям, СПб., Речь, 2008.
  2. Петрова С.В. Возможности куклотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с предоставлением практиков, Лизла по работе с куклами, Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников, 2013, № 5, С. 15-17.
  3. Петрова Е.А., Кузьменкова О.В. Куклотерапия в контексте арт-терапевтических подходов в практической психологии, Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. Сборник трудов Международной студенческой научно-практической очной конференции. Оренбургский государственный педагогический университет, Киров, 2020, С. 176-180.
  4. Искажимова А.К., Таликова Г.Т. Некоторые аспекты изучения развития речи детей дошкольного возраста, педагогика современного образования: теория и практика. Материалы II Международной научно-практической конференции.

Поделиться

340

Уразгалиева Г. М. Возможности использования авторской методики для привития любви к чтению в коррекционной работе с детьми с различными проблемами в развитии // Актуальные исследования. 2024. №9 (191). Ч.V.С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/8655-vozmozhnosti-ispolzovaniya-avtorskoj-metodiki

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля