Юридические лица наряду с гражданами являются субъектами гражданских прав и обязанностей. Они имеют специфические признаки, являются правовой формой коллективного участия в гражданских правоотношениях, имущественном обороте, объединяя личные, трудовые действия, капиталы и т. д., для достижения определенных целей.
Институт юридического лица – важнейший в современном гражданском праве. Эволюция права, развитие экономических, товарно-денежных отношений привели к осознанию того факта, что только лишь физические лица не могут быть субъектами, участниками гражданско-правовых отношений.
Введение категории «деловая репутация» является во всех отношениях рациональным и последовательным шагом законодателя в условиях рыночной экономики, когда у каждого производителя, предпринимателя и любого другого участника имущественных отношений есть стабильный интерес в поддержании и упрочении своего имиджа добросовестного партнера и ответственного контрагента. Поэтому для юридических лиц деловая репутация является одним из условий их благополучной как экономической, так и любой другой осуществляемой ими деятельности.
По мнению П. Г. Федорова, деловая репутация юридического лица представляет собой нематериальное благо, в соответствии с которым у других субъектов правоотношений складывается представление о нем, и на фоне этого строятся взаимоотношения. Именно деловая репутация влияет на уровень доверия партнеров и клиентов юридическому лицу, а также указывает на степень его надежности [6, с.41].
Деловая репутация – это сложившееся общественное мнение о профессиональной, производственной, торговой, посреднической и любой иной, включая предпринимательскую, деятельность лица причем как физического, так и юридического.
Воспринимать деловую репутацию можно и как сложившийся набор качеств, характеристик и оценок, в соответствии с которыми их носитель воспринимается другими участниками и идентифицируется в конкретной сфере среди остальных профессионалов.
А.Л. Анисимов рассматривает деловую репутацию в качестве «оценки производственной или иной деятельности юридического лица в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских отношений» [2, с.34].
А.Д. Бичерова дает следующее определение деловой репутации: «приобретаемая в процессе предпринимательской или иной деятельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах юридического лица» [3, с.15].
В.И. Колосова и Т.Ю. Вавилычева включают в понятие деловой репутации следующие характеристики: «часть рыночной стоимости компании, надбавка к цене компании, которая формируется посредством представления о ней как о субъекте экономической деятельности в конкретных экономических условиях» [4, с.258].
Также стоит упомянуть использование термина «деловая репутация». Во-первых, под указанным термином понимают профессиональную репутацию, под которым понимается авторитет и известность юридического лица или индивидуального предпринимателя в той или иной профессиональной среде.
Во-вторых, под деловой репутацией понимают репутацию в бизнес-среде, то есть только у коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В судебной практике также используется этот термин.
В-третьих, под деловой репутацией можно понимать служебную репутацию, например, в отношении сотрудников юридического лица, подобный термин также мелькает в судебных решениях, например, «информация, об опровержении которой заявлено истцом, влечет негативные последствия для деловой (профессиональной служебной) репутации».
Деловая репутация представляет собой нематериальное благо, которое в ненарушенном состоянии не выступает в качестве объекта правового регулирования. Норм, закрепляющих правомочия владения деловой репутацией, в отечественном законодательстве не имеется, но закреплена возможность зафиксировать отрицательную или положительную репутацию, а также возможность её учета. В юридической литературе называются три возможности фиксации положительной репутации и две – отрицательной репутации.
Относительно правовой природы деловой репутации отмечает следующее: «деловая репутация имеет неюридическое происхождение, а закон лишь охраняет право на деловую репутацию, но не создает ее». Данная позиция полностью согласуется с отсутствием непосредственного законодательного регулирования процесса формирования деловой репутации, поскольку нормативно регулируется только охрана и защита уже возникшей деловой репутации.
По своей природе деловая репутация является личным неимущественным благом, которому свойственен имущественный элемент. Сторонники данной позиции полагают, что деловой репутации неотъемлемо присущи качества любых нематериальных благ, а именно особое основание возникновения, способность индивидуализировать лицо, нематериальность, однако собственное нематериальное содержание у деловой репутации отсутствует. Данный вывод основывается на рассмотренном ранее признаке деловой репутации – возможности ее стоимостной оценки, а также на возможности ее передачи и отчуждения, вследствие чего относить ее к сугубо нематериальным благам не представляется возможным
Иное мнение относительно правовой природы деловой репутации у А.А. Тимерханова, который относит деловую репутацию к результатам интеллектуальной деятельности. Автор обосновывает свою позицию, во-первых, имущественным характером, возможностью предоставления в пользование третьим лицам), а также он делается акцент на схожести и корреляции со средствами индивидуализации юридического лица, предприятий, товаров, работ и услуг [5, с.18].
Прежде всего, деловая репутация – это несомненно благо, в независимости от ее отнесения к одному из конкретных видов благ, которое не может существовать отдельно от юридического лица. Кроме того, она способна индивидуализировать юридическое лицо среди остальных. Вследствие того, что отдельного права собственности на такое благо как деловая репутация не возникает, то и самостоятельно фигурировать в гражданском обороте деловая репутация не способна. Основой возникновения и существования деловой репутации служит такой нематериальный фактор как общественное мнение, в связи с чем ей и присущи способы защиты нематериальных благ.
Ввиду того, что юридическое лицо является специально созданным для участия деловом обороте субъектом, деловая репутация служит лишь в соответствии с его назначением, удовлетворяя интересы и реализуя цели, ради которых конкретное юридическое лицо и создавалось. Эта особенность также свидетельствует о разной правовой природе деловой репутации физических и юридических лиц.
Разная правовая природа деловой репутации породила разницу в ее способах защиты для юридических и физических лиц. Так, только физическое лицо наделяется законодателем таким способом защиты деловой репутации как компенсация морального вреда (п. 11 ст. 152 ГК РФ) [1].
На основании проведённого анализа различных юридических исследований, имеющих в качестве объекта общественные отношения по защите деловой репутации, можно сделать вывод о том, что многие учёные-цивилисты на протяжении длительного периода времени продолжают попытки сформулировать определения данного понятия.
Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее определение понятию «деловая репутация юридического лица» – это нематериально благо, принадлежащее юридическому лицу, основывающееся на общественном мнении о деловых качествах этого лица, сложившихся в результате служебной, профессиональной, общественной, производственной или иной деятельности.