На современном этапе развития общества трудно уже представить жизнь без такого института, как цифровая трансформация. Действительно, данный институт оставил свой след во всех сферах нашей жизни, в том числе и сферу экономики. Так постепенно формируется цифровая экономика, которая по своей стихии охватила множество субъектов рыночной экономики, включая различные виды бизнеса от малого и среднего до большого: крупные компании уже в полной мере используют и реализуют для улучшения качество своих услуг и производственного функционала. Поскольку современные технологии значительно упрощают работу с распространением информации, что предоставляет возможность обратной связи.
Данная сфера, действительно, стало идеальной для налаживания партнерских отношений между гражданами и государством в целях повышения общественной ценности. Развития технологий остается наиболее приоритетным направлением в преобразовании и развитии инновационных стратегий в рамках цифровой трансформации российской экономики. Для полной реализации данной программы и перехода на цифровую экономика, Российская Федерация способствует в рамках национальных проектов, один из значимых – Национальный проект «Цифровая экономика», запущенный с 2019 года, позволявший дать толчок для инновационного прорыва в сфере экономики.
Цель исследования – изучить и проанализировать понятие и виды инновационных стратегий, определить перспективы развития инновационных стратегий на стадии цифровой экономике и определить вызовы, предстоящие для российского бизнеса в условиях цифровой экономике.
Результаты данной работы могут быть использованы для дальнейшего развития вопроса инновационных стратегий в условиях цифровой экономики, с последующей усовершенствованием.
Понятие и виды инновационных стратегий
Понятие «инновационных стратегий» имеет несколько интерпретаций.
Множество авторов научных работ высказали их, учитывая свою специфику научной работы. Для определения данного понятия, а также учитывая тему данной работы, обратимся к научной работе Соменковой Наталии Сергеевны, которая дает следующее определение: инновационная стратегия – это совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, которая направлена на формирование конкурентных преимуществ предприятия за счет разработки и внедрения инноваций. Данный термин грамотно описывает саму концепцию, сущность которой заключается в разработке и внедрения инноваций, поскольку именно они являются движущим фактором развития.
Вопрос классификация инновационных стратегий стал довольно открытым, многие авторы современники выразились на этот счет, то каждая стратегия имеет свою уникальность и специфику в своей сфере, так на современном этапе подразделяют инновационные стратегии:
1. В зависимости от модели предприятия на современном рыночном уровне
Активный вид – в основу инновационных стратегий активного вида, входит внедрение компанией новой разработки, нового продукта или новых технологий. Компания должна сосредоточиться исключительно на создании уникального продукта, который ранее не поступал в продажу, и в результате его внедрение поспособствует росту прибыли фирмы и увеличению спроса на продукцию данной компании. Еще один способ внедрения активного вида инновационной стратегии – новые технологии на производстве, впоследствии это нововведение ускоряет процесс разработки и выпуска продукции, влияет на его качество, экономит ресурсы и материалы на производстве.
Пассивный вид – инновационная стратегия, затрагивает изменения процессов внутри компании. Изменениям и новинкам могут подвергнуться производственные (процессы, направлены на производство товаров и услуг), маркетинговые (разработка плана и стратегии маркетинга), организационные процессы.
2. В зависимости от области инновационного внедрения (инновационная стратегия внедряется в конкретную область деятельности компании)
Продуктовые – инновационная стратегии внедряется на производство нового товара, услуги, технологии.
Функциональные инновационная стратегия, направленная на применение усовершенствованных методов и способов изготовления товара. Главная цель данного вида стратегии – изменение процессов производства, распределения, продажи или управления в лучшую для компании сторону.
Ресурсные – нововведения мы можем увидеть в области ресурсного обеспечения фирмы. Ресурсное обеспечение занимается рациональным использованием ресурсов на производстве, сталкивается с выбором необходимых для предприятия качества материалов, также руководствуется финансами на их приобретение. Инновационные стратегии должны повлиять на количество, качество и уникальность ресурсов в бизнес-процессах, эти изменения могут стать преимуществом компании среди фирм-конкурентов.
Организационно-управленческие – инновации в данной области повлияют на долгосрочные планы в бизнесе, в результате мы получаем усовершенствованный бизнес-план, четко поставленные задачи. Грамотно составленный бизнес-план проанализирует и определит ориентиры компании, снизит риски, создаст необходимые условия для привлечения финансовых средств в компанию благодаря инвесторам, произведет оценку материального положения предприятия.
3. В зависимости от степени продвижения инновационных стратегий в условиях цифровой трансформации бизнеса
Наступательная – стратегические цели, где компании необходимо внедрить инновационные методы и способы, опережающие фирмы конкурентов, с целью увеличения значимость предприятия на рынке.
Оборонительная – стратегия подразумевает, внесение инновационных изменений в области маркетинга, так как компании важно сохранить своё конкурентное положение на рынке и защитить свои интересы, однако, ей необходимо создать безопасную и стабильную среду с минимизацией рисков.
Имитационная – стратегия направлена на заимствование новых свойств и особенностей продукта у других фирм. Компания не тратит свои усилия на разработку, а крадет успешные решения у малых фирм или у конкурентов.
4. В зависимости от реакции бизнеса на различные факторы, такие как внешние и внутренние:
а) Стратегия следования за лидером: особенность составляет в том, что включает инновационное развитие превентивного характера, а именно, реакцию на изменения, подвергнувшие внешнею среду (развитие технологий конкурентов). Основывается на активной адаптации и развитии, чтобы не потерять в доходах.
б) Стратегия технологического лидера подразумевает выпуск компанией первой нового или усовершенствованного продукта на рынок. Данную стратегию чаще всего выбирают крупные успешные компании, занимающиеся постоянным развитием с применением уникальных инновационных идей.
Стратегии имеют особое значения при выборе. Руководитель или команда должны учитывать определенные факторы, которые были приведены в работе. Именно от грамотного выбора стратегии идет качественное развитие бизнеса. При этом особое значение в данном ключе имеет и специфика предприятия: слепой выбор стратегии (без учета особенностей бизнеса) лишь усугубит положение, возможно, и приведет к ухудшению ситуации. И наоборот, точное определение специфику совместно с грамотной стратегии подвигнет бизнес к развитию, что в дальнейшем приведет к успеху.
Инновационные стратегии в цифровой экономике и её перспективы развития
С развитием в стране цифровой трансформации, инновационные стратегии и цифровая экономика стали неотъемлемы друг от друга. В чем же прослеживается эта зависимость?
Совершенствования цифровой экономической деятельности можно добиться, расширяя использование электронных ресурсов, увеличивая количество цифровых продуктов на рынке и усиливая значение цифрового пространства в обществе. Данные условия активно поддерживают и улучшают инновационные стратегии.
Например, для появления передового товара в области роботизации, ученый используют детально разработанный план внедрения усовершенствованной модели искусственного интеллекта, они попытаются создать робота, способного заменить человека на опасном производственном процессе. Данный пример позволяет увидеть нам влияние инновационной стратегии (активного вида) на создание новинки, позволяющей добиться успехов на производстве и повлиять на экономическую отрасль в целом.
Также в экономической сфере инновационные стратегии нашли применение не только в производственном процессе, но еще и в сфере услуг, маркетинга и торговли.
Сфера маркетинга изменилась, благодаря использованию инновационных стратегий (пассивного вида), они затрагивают только область маркетинга, производя небольшие изменения и незначительные корректировки только внутренних процессах компании.
Инновационные продвижения также необходимы и в сфере услуг, они позволяют повлиять на спрос, увеличить ассортимента товаров и услуг на рынке и улучшить качество жизни населения.
В торговле инновационные стратегии и их влияние на цифровизацию способствуют увеличению конкурентоспособного положения страны и наших отечественных производителей на международной арене.
Итак, все вышеперечисленное доказывает нам влияние инновационных стратегий на цифровую экономику и подчеркивает, важность их применения и использования в период цифрового расцвета.
Развитие цифрой экономики является одной из главных задач государства, соответственно и инновационные стратегии должны постоянно совершенствоваться.
Какие же инновационные идеи и реализации мы сможем продвигать на данный момент? Какие новые продукты инновационных стратегий мы сможем уже увидеть в ближайшее время?
В настоящий момент, набирают обороты онлайн-платформы, на которых базируется интернет-магазины, онлайн-школы, сайты, блоги, вычислительные сервисы и другие. Данная технология имеет большой спрос на рынке, однако её необходимо постоянно развивать и находить новые методы с целью удовлетворения возрастающих потребностей населения, например, усовершенствовать SEO для более точного анализа запросов клиента, найти возможность онлайн-примерки с использованием 3D технологий или очков виртуальной реальности, создать виртуальных помощников, способных здраво анализировать ситуацию и т.д.
Нейросеть и ИИ (искусственный интеллект) стала популярна во всем мире, нам необходимо научиться полностью овладеть ей и найти ей достойное применение. Для этого нам нужны специалисты высокого профиля способные не только работать с нейросетями и ИИ, но и имеют возможность предоставлять новейшие идеи для создания уникальных нейросетевых технологий.
Развитие и распространение в стране 5G-технологий (пятое поколение мобильной связи). 5G-технологии обещают стать новым этапом развития сетевых технологий, обеспечивая большую скорость передачи данных, меньшую задержку и большую пропускную способность. Это открывает новые возможности для создания более высокопроизводительных приложений и сервисов.
Инновационные стратегии и вызовы для бизнеса
Одним из основных вызовов с которым столкнулся наш (отечественный) бизнес с момента его фактического появления, стало слабое развитие технологий. Современная экономика почти полностью перешла на цифровое пространство, нежелание развиваться или просто стагнация приведет либо к полному копированию у западных предприятий, что приведёт к элементарной зависимости от поставок. Нынешний этап развития экономики явно стал ассоциироваться с перманентными изменениями. Действительно, мы это можем видеть на примере отечественного бизнеса, которым с каждым годом приходится сталкиваться с вызовами. Также российские крупным предприятиям полностью или частично стали подражать на западному построение, поскольку те в свою очередь основываются на развитии инноваций в своих сферах, а также стратегий для дальнейшей успешной реализации (о чем ранее было сказано в работе). Эти действия ставят российский бизнес под постоянную угрозу, что подрывает его возможности для построения как долгосрочных, так и краткосрочных перспектив. Поэтому крайне важно реализовать повышение уровня технологий, путем развития образования, всевозможных программ обмена опыта, все данные аспекты могут повлиять на воплощение новых идей, товарах и услуг, а также бизнес-стратегий, что позволит вывести отечественный бизнес на новый уровень. Помимо этого, хочется выделить следующие вызовы, которые также имеют значение для развития российского бизнеса:
- Формирование и продвижение технических условий. Зарождение нового технического порядка привело не только усложнению конструкций технологий, но и усложнение построения организационных структур и экономических отношений в различных сферах производства.
- Один из актуальных вызовов: Проблема кибербезопасности. Поскольку число количество проведенных транзакций в онлайн сфере непрерывно растёт, то возможности взлома только возрастает. Крайне важно обеспечить безопасность в первую очередь в защите конфиденциальных данных клиентов, дабы сохранить в первую очередь лицо компании, а во вторую её денежный оборот.
- Изменение потребительского поведения. Как ранее было сказано – онлайн-платформы стали набирать обороты. В условиях цифровой трансформации все чаще потребители стали выбирать онлайн покупки через различные площадки, такие как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, СберМаркет – особенно рост данных площадок произошел в 2020 г., ввиду эпидемиологической ситуации, но и сейчас они только неукоснительно растут. Крайне важно улучшить систему продаж и логистики, а также учитывать всевозможные тренды и иные актуальные события, дабы увеличить приток клиентов.
Вывод: в период расцвета цифровой экономики компании крайне важно определиться с инновационной стратегией, поскольку грамотное определении стратегии и есть ключ к успеху, достижение роста на рынке. Также немало важно определить сферу инноваций, провести полный анализ рынка и, конечно, конкурентов. Все эти действия могут не попасть в кризис, а также во всевозможные вызовы, которые были представлены в работе – действительно стоит учитывать такой особый фактор как развитие. Фирма должна и обязана следить за изменениями и соответствовать запросам современного рынка.