Основная часть
Развитие малого предпринимательства в нашей стране в формах артелей и кооперативов началось еще в 1900 г., а к 1917 г. уже можно было насчитать примерно 50 тыс. действующих кооперативов. Такие кооперативы распространяли коллективную собственность на все стадии, начиная от закупки средств и предметов труда и заканчивая продажей выпущенной готовой продукцией. В это же время люди массово начали обучаться, посещая специальные предпринимательские курсы [2].
Что касается развития малого российского предпринимательства имеет относительно недолгую историю в рамках экономического развития страны. Малое предпринимательство существует с 1990 года в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые становились приемниками ранее созданных кооперативов.
Начиная с 1990-х годов, малое российское предпринимательство прошло четыре основных этапа в своем развитии.
Первый этап развития приходится на конец 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов (в том числе за счет средств госбюджета) произошло быстрое накопление капиталов. Также наладилось производство дефицитных в то время товаров и услуг широкого потребления, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее [2].
Этот этап развития показал, что отрицательным моментом развития малого предпринимательства можно считать отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Отсутствие законодательных мер заставило многих кооператоров самостоятельно защищать и отстаивать свои интересы, выступать перед чиновниками страны как с экранов телевизоров и через различные средства массовой информации, так и публично перед всем народ на площадях. Таким образом, активная агитация приводила людей к так называемому сплочению, интеграции и объединению ряда предпринимателей по интересам. В результате сформировались отраслевые предприятия, в том числе и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговой деятельности.
К тому времени, в 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а уже через год создали Аграрный союз [3].
Второй этап имел экстенсивный тип экономического развития. Так, развитие малого предпринимательства началось приблизительно в 1991-1992 годах в сопровождении либерализации цен. Такому развитию предпринимательства посодействовала массовая приватизация государственного имущества, в том числе и малых предприятий (различных государственных учреждений) и отмена монополии внешней торговли. После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики [3].
В то время впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. В первый раз формируется правовая основа предпринимательства и принимаются законодательные акты, с помощью которых регулируется работа малых предприятий. Так, после 1993 года также стали приниматься законы, регулирующие деятельность малых предприятий – Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях», было принято постановление Совета министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» и другие. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 267 до 897 тысяч, что увеличило численность занятости на 3,4 миллионов человек (с 5,4 до 8,8 миллионов человек) [4].
Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие. 12 мая 1995 года Государственной Думой был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, установленного Конституцией Российской Федерации [3].
14 мая 1995 года был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон определял признаки субъекта малого предпринимательства и инфраструктуру поддержки и развития малых предприятий. В этот же период окончательно определились организационно-правовые нормы, критерии малых компаний, включая аспекты поддержки малого бизнеса со стороны государства. В 1996 г. уже насчитывалось 1040 тысяч малых предприятий. В тот период образовавшееся количество малых предприятий являлось максимальным [4].
Третий этап развития малого предпринимательства начался приблизительно в 1996-1997годах и продлился вплоть до 2003 года. С 1998 года начало появляться новое законодательство, стали ужесточаться требования касающиеся создания, осуществления и развития действия предприятий малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных обязательных процедур и фондов (Пенсионный фонд, Социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другое), именно поэтому в этот период наблюдается сокращение числа малых предприятий. Это было связано с резким снижением доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80 % легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм резко сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса почти половина фирм ушли с легального рынка в теневой. В 2002-2003 годах наблюдается рост числа малых предприятий, и соответственно увеличение их доли в валовом внутреннем продукте на 1,8 % (с 9,6 до 10,4 %). Это позволило увеличить, прежде всего, занятость населения страны с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест [4].
С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый виток развития – начался четвёртый этап, который продолжается по нынешний год.
Таким образом, история российского предпринимательства за достаточно короткий срок своего существования прошла все стадии эволюционного развития. В результате этого успели сформироваться определенные капиталы, которые и способствовали непосредственному расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.
Все эти 4 этапа отражают тот факт, развитие малого предпринимательства в РФ в нашем государстве после нескольких лет реформирования становится самостоятельным и важнейшим сектором национальной экономики [3].
Сегодня государство пытается разрешить все возникшие вопросы с организацией малого бизнеса. Так, всеми способами пытается упростить процесс создания и регистрации малых фирм, уменьшает число бюрократических процедур. Вся политика государства в сегодняшнее время направлена на то, чтобы происходило расширение, поддержка и развитие малого предпринимательства [2].
Так, сейчас рассматривается вопрос развития сети малых предприятий в программе демонополизации народного хозяйства страны. Данный вопрос является одним из самых главных в экономике страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
- выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
- создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
- выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков из состава крупных предприятий.
В настоящее время выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:
- сложная экономическая и финансовая обстановка в стране;
- слабая правовая защищенность предпринимателей;
- низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей;
- негативное отношение к предпринимателям части населения;
- спад производства;
- слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса;
- снижение покупательной способности население на массовую продукцию в связи с кризисной обстановкой в стране);
- плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе [3].
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находится под сильным наблюдением и защитой со стороны государства. Создаются бюджетные возможности, рассматривается идеология предпринимательства, причем последняя нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.
Поддержка малого бизнеса представляет собой создание государственными и муниципальными органами власти социально-экономических, правовых, организационных условий и стимулов его эффективного и устойчивого развития. Поддержка обеспечивается вложением в этот сектор экономики материальных и финансовых ресурсов, предоставлением предприятиям малого бизнеса льготных условий финансирования [2].
Заключение
Развитие малых предприятий влияет, прежде всего, на экономический рост в целом, ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами надлежащего качества, то есть данный вид предпринимательства решает многие актуальные экономические, социальные и другие виды проблем любого государства.
Малое предпринимательство в системе экономических и социальных отношений большинства государств выполняет важнейшие функции. К таким функциям относится, например, такие как: инновационность, поддержание нормальной конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест для населения (одно из важнейших преимуществ, так как чем больше создается малых предприятий, тем быстрее идет сокращение безработицы в стране), противодействие монополизму, а также расширение потребительского спроса и повышение профессиональной активности. Поскольку малый бизнес создает дополнительные рабочие места населению, то это значит, что именно малые предприятия способны помочь решению важнейшей проблемы инфляции, что является огромным преимуществом, «плюсом» для дальнейшего своего существования и развития.