Словарный запас ребенка в количественном и качественном выражении формируется по мере развития психологических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающими, обогащения чувственного опыта ребенка, а также качественных изменений в его деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формирование словарного запаса характеризуется следующими особенностями:
- ограниченный словарный запас;
- резкие различия между активной и пассивной лексикой;
- неточное употребление слов;
- множественные вербальные парафазии;
- несформированность семантических полей;
- сложность в обновлении словаря.
Различие между активной и пассивной лексикой как особенность речи детей с ОНР проявляется в том, что на фоне понимания значения многих слов и приближении к нормальному пассивного словарного запаса, использование слов в экспрессивной речи, обновление словаря вызывает значительные трудности. Например, дети не могут назвать много ягод, рыб, цветов, инструментов, профессий или частей тела. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). В лексике детей с ОНР преобладают действия, совершаемые ребенком каждый день. Очень часто встречаются словесные парафазии: слова, используемые детьми, слишком широки по смыслу, например, «ест» вместо «лакает», «поет» вместо «чирикает», либо в слишком узком [1].
Перечисленные выше особенности словаря детей с ОНР можно объяснить следующими факторами:
- процесс поиска слов слишком медленный;
- у детей слабо сформированы семантические поля;
- самое сложное звено – это распределение ядра и периферии;
- малый размер семантического поля;
- речевые ассоциации носят случайный характер.
Поэтому даже задача группировки семантически удаленных слов может вызвать трудности у детей. Например, ребенок выбирает слово тигр из группы тигр, тарелка, кошка, потому что «все дома, а он в лесу». В случае правильного выполнения задания дети обычно объясняют свой выбор, исходя из ситуационных особенностей. Например, волки, собаки, лисы – «собаки лишние, потому что собаки в лесу не гуляют» [3].
О. Е. Грибова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова указывают на ослабление словообразования у детей с ОНР III уровня, на преобладание в активном словаре существительных и глаголов при недостаточном количестве слов, обозначающих признаки, качества и состояния предметов и действий.
Все это обосновывает актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость проведения целенаправленной работы по активизации детского словарного запаса. Эта работа должна осуществляться по следующим направлениям:
- Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей среде, с формированием познавательной деятельности (восприятие, мышление, память, внимание).
- Организация семантического поля, формирование лексических систем.
- Улучшение процесса поиска слов для перевода их из пассивного словаря в активный словарь.
Одной из важных задач в работе с детьми с ОНР является обогащение словарного запаса, то есть усвоение новых слов из ранее неизвестных детям и нового значения некоторых слов, уже существующих в их лексиконе. Необходимо обращать внимание на уточнение словаря, проведение так называемой лексико-стилистической работы.
Значимым и необходимым в работе с детьми с ОНР является овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда ассоциируется с предметом. Они часто не знают точного названия объекта, поэтому работа с ребенком включает в себя углубление понимания известных слов, наполнение их конкретным содержанием, основанным на точной ассоциации с объектами реального мира, дальнейшее овладение обобщением выражений и развитие умения использовать общие слова [2, с. 5-10].
Следует отметить и такую задачу, как активизация словаря, то есть перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный словарь, включая слова в предложениях и фразах. Реализация этой задачи предполагает исключение из детской речи нелитературных слов (разговорных, диалектных, жаргонных), что особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Кроме того, педагоги должны уделять особое внимание собственно употреблению детских слов синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов [9, с. 18-24].
По мнению В. И. Яшиной, перевод слов из пассивного словаря в активный – это особая задача. Введение в речь детей слов, которые они сами с трудом усваивают, используют их в искаженном виде, требует педагогических усилий.
Важным условием формирования словарного запаса дошкольников является выбор эффективных и адекватных форм, методов и приемов, коррекционного воздействия [4, с. 8-14]. Анализ методов коррекции речи позволяет обратить особое внимание на игровую деятельность детей.
В данном исследование стоит придерживаться точки зрения Л. С. Выготского о том, что игра является источником развития и только при прохождении через нее в процессе развития образует основу зоны непосредственного развития ребенка [8].
В. И. Селиверстов и Т. Б. Филичева связывают эффективность логопедической работы с умением логопеда создавать положительный эмоциональный фон на занятиях, стимулировать интерес ребенка к заданиям. Усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит легче и стабильнее, когда в учебный процесс включаются различные виды игр и игровых ситуаций [5, с. 12-14].
По мнению Ю. Ф. Гаркуши, использование игр и личных игровых движений в логопедической работе является одним из наиболее эффективных средств коррекции речевых нарушений. Для старших дошкольников игровая деятельность стимулирует появление мотивации к выполнению различных заданий, в игре дети чувствуют себя более уверенно, что в свою очередь способствует более полному раскрытию познавательных и творческих способностей ребенка, развитию речевого общения [14, с. 72-80].
Как подчеркивал В. И. Селиверстов, «игра – это не цель, а средство воздействия на ребенка, это звено в его взрослении. Поэтому игры, проводимые с целью коррекции, должны всегда сохранять положительный заряд на все стороны психологического развития ребенка» [12].
В дошкольном возрасте игры имеют большое значение в развитии речи у детей. Характер игры определяет речевую функцию, содержание и средства коммуникации. Для развития речи используются все виды игровой деятельности, при этом можно особо выделить дидактические игры и упражнения.
Дидактическая игра позволяет решать многие задачи речевого развития. Они способствуют совершенствованию словарного запаса, формированию словесных навыков, в них дети практикуются в составлении речевого высказывания и развивают связную речь. В настоящее время существует большое разнообразие авторских сборников с обучающими играми для развития речевых навыков, в том числе для обогащения и активизации словарного запаса детей (З. Е. Агранович, А. К. Бондаренко, Р. И. Лалаева, Н. В. Нищева, Л. Г. Парамонова, Н. В. Серебрякова, Н. Э. Теремкова, Г. С. Швайко и др.).
В современной системе образования детей в дошкольных учреждениях игре отводилось одно из первых мест. В «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с ОНР» в содержании образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», реализуемых в различных видах деятельности, в качестве ведущих выделены игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы [2, с. 5-10].
Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями речи имеет много особенностей. По словам Г. В. Косова, эти дети часто теряют возможность работать со сверстниками из-за неумения выражать свои идеи, боязни показаться абсурдными, хотя правила игры и содержание им доступны.
Нарушения общей и речевой моторики могут привести к тому, что ребенок быстро устает от игры, а неуравновешенность, двигательное беспокойство, раздражительность в поведении и словесная усталость затрудняют его включение в коллективные игры.
У детей с алалией действие с игрушками не имеет детального игрового характера, нет плана, они не выполняют целенаправленных действий. Их игра однообразна и подражательна: чаще всего они передают игрушку из рук в руки, вертят ее, не выполняя игрового действия; машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.
Как показывают исследования, специально организованные игры способствуют развитию детей с различными нарушениями речи [10].
Обучающие игры используются логопедами для улучшения у детей звукопроизношения, развития фонемного восприятия, формирования слоговой структуры слов, обогащения и совершенствования словарного запаса, формирования грамматической структуры речи, развития связной речи, развития умственных функций, развития мелкой моторики пальцев рук. При организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с использованием игр Г. А. Волкова рекомендует опираться на следующие принципы: деятельностный, системности, последовательности, учета возраста [4, с. 8-14].
Следует иметь в виду, что предлагаемая игра должна иметь относительно законченную структуру, включающую основные структурные элементы игры: игровые задачи (идеи), содержание, игровые действия, правила и результаты игры (результаты).
Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают серию игр для развития грамматической структуры речи детей ОНР [13, с. 66-70].
По мнению В. И. Селиверстова, игра может быть использована в развитии всех сторон речи. В своем пособии «Речевые игры с детьми» он рекомендует использовать одну и ту же игру для формирования звукового произношения, лексики, грамматического строя речи и связной речи, и в качестве примера приводит игру «Волшебный мешок», в ходе которой можно автоматизировать звуки и обогащать словарный запас.
Система специального образования детей учитывает специфику речевого общения дошкольников, используя игры и продуктивную деятельность для формирования потребности в овладении речевыми средствами [8].
Дошкольников с отклонениями в развитии следует обучать игре. Важным условием обучения игре является организация тематической игровой среды (игрушки, мебель, игровые атрибуты).
Поэтому для детей с нарушениями речи игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие речевого развития и полноценного развития личности и интеллекта. С другой стороны, недостатки звукового произношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматики речи, а также изменения ритма речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождая определенные поведенческие особенности в игре. Без специально организованного обучения игры, направленные на развитие речи и расширение жизненного опыта детей с нарушениями речи, не появляются самостоятельно. Основные знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Задача логопеда – организовать игровое управление так, чтобы обеспечить максимальную реализацию имеющихся у ребенка функций. Если действия педагога спланированы, то целостность развития игры, а также ее коррекционная ценность возрастут.
Из этого можно сделать вывод, что использование игры в логопедической работе является одним из связующих звеньев во взаимодействии логопеда и детей, а также средством, позволяющим сделать эту работу более эффективной.