Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Особенности организации контрактной системы в сфере государственных закупок в ре...

Особенности организации контрактной системы в сфере государственных закупок в регионах России на примере Оренбургской области

Автор(-ы):

Сафонова Екатерина Олеговна

5 марта 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

контрактная система
государственные закупки
уполномоченный орган
региональная информационная система в сфере закупок

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу особенностей организации контрактной системы Российской Федерации на региональном уровне (на примере Оренбургской области). Рассмотрен механизм осуществления государственных закупок региональными и муниципальными заказчиками Оренбургской области посредством их взаимодействия с уполномоченным учреждением при использовании региональной автоматизированной информационной системы, выявлены основные проблемы практической реализации системы государственного заказа.

Текст статьи

Сформированная в настоящее время в Российской Федерации контрактная система закупок товаров, работ услуг является одним из наиболее эффективных инструментов регулирования государством экономической сферы деятельности современного общества. Находясь также в тесной взаимосвязи с политической и социальной областями государственного управления, контрактная система становится все наиболее четким и отлаженным механизмом по освоению бюджетных средств, реализуя приоритетные направления государственного регулирования в области образования, здравоохранения, строительства, социального обеспечения, транспорта и т. д.

Главными нормативными правовыми актами, регулирующими современную контрактную систему России, являются Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а основным инструментом их реализации – официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), который представляет собой совокупность информации всей сферы государственных закупок России (https://zakupki.gov.ru).

Вместе с тем процесс осуществления государственных закупок реализуется не только посредством федерального законодательства, он представляет собой систему сложного взаимодействия государственных и муниципальных органов управления на уровнях субъектов Российской Федерации, каждый из которых осуществляет свое правовое регулирование контрактной системы посредством разработки локальных нормативных актов, а также внедрения самостоятельных механизмов их реализации.

Оренбургская область сегодня представляет собой один из наиболее политически стабильных и динамически развивающихся регионов России. К основным составляющим устойчивого экономического развития региона можно отнести богатый природный и трудовой потенциал, выгодное экономико-географическое положение, развитость агропромышленного комплекса, наличие многоотраслевой структуры, благоприятный инвестиционный климат.

С целью дальнейшего повышения экономической эффективности региона, а также его инвестиционной привлекательности органами государственной власти Оренбургской области реализуется ряд мероприятий, в том числе и по развитию контрактной системы в сфере государственных закупок.

Основным региональным правовым актом, принятым в Оренбургской области в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о контрактной системе, является постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2016 года № 1010-п «О наделении государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Оренбургской области и об утверждении порядка взаимодействия заказчиков Оренбургской области с государственным казенным учреждением Оренбургской области «Центр организации закупок» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг».

В соответствии с данным постановлением государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр организации закупок» (далее – ГКУ «ЦОЗ») наделено функциями и правами уполномоченного учреждения по определению поставщиков для государственных (государственных бюджетных учреждений, государственных автономных учреждений, государственных унитарных предприятий) и муниципальных (муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий) заказчиков Оренбургской области.

Схема распределения полномочий заказчиков и уполномоченного учреждения Оренбургской области при осуществлении закупок представлена ниже (рис. 1).

Рис. 1. Схема распределения полномочий заказчиков и уполномоченного учреждения Оренбургской области при осуществлении закупок. Источник: [Составлено автором]

Однако отличительной особенностью реализации системы государственных закупок Оренбургской области является не только наличие уполномоченного учреждения, осуществляющего в рамках своих полномочий рассмотрение заявок на закупку, формирование извещений, определение своих представителей в состав комиссий, принятие решений об отмене поставщика, но и использование особого инструмента, посредством которого на практике осуществляется взаимодействие заказчиков Оренбургской области с ГКУ «ЦОЗ».

Этим инструментом выступает региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области (ГИС «Региональная информационная система в сфере закупок Оренбургской области»), расположенная по адресу https://zakupki.orb.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (рис. 2).

ГИС «Региональная информационная система в сфере закупок Оренбургской области» представляет собой автоматизированную информационную систему локального уровня, при помощи которой осуществляется взаимодействие заказчиков Оренбургской области с уполномоченным учреждением.

Рис. 2. Официальный сайт ГИС «Региональная информационная система в сфере закупок Оренбургской области». Источник: [сайт https://zakupki.orb.ru, дата обращения 04.03.2024]

Однако основной ее особенностью является непосредственная интеграция с Единой информационной системой в сфере государственных закупок.

Иными словами, заказчик формирует потребность в закупках товаров, работ, услуг, уполномоченный орган осуществляет проверку, контроль и техническое сопровождение публикации извещений, а также непосредственную их выгрузку в Единую информационную систему.

Кроме того, ГИС «Региональная информационная система в сфере закупок Оренбургской области» позволяет проводить анализ закупочной деятельности, для чего в ее интерфейсе представлены следующие аналитические блоки (рис. 3):

Рис. 3. Система аналитики ГИС «Региональная информационная система в сфере закупок Оренбургской области». Источник: [Составлено автором]

По итогам 2022 года в ЕИС в структурированном виде размещены 2 484 плана-графика государственных заказчиков (315 шт.) и муниципальных заказчиков (2 169 шт.) Оренбургской области.

За 2022 год уполномоченным учреждением для нужд государственных заказчиков Оренбургской области размещено 17 658 извещений об осуществлении закупок с общим суммарным значением начальных (максимальных) цен контрактов, максимальным значением контрактов 52,6 млрд. руб.

Самым распространенным конкурентным способом определения поставщика является аукцион в электронной форме. Доля аукционов в электронной форме составляет 85,1% от общего количества размещённых извещений.

Через ГКУ «Центр организации закупок» В 2022 году поступило 12 903 заявки, из них: 8 345 (65%) возвращались на доработку.

По совместным закупкам в 2022 году опубликовано 489 извещений на общую сумму 1,6 млрд. руб., из которых:

  • преимущественно объявлены электронные аукционы: 479 извещений на общую сумму 1,5 млрд руб.;
  • основные объекты совместных закупок: медицинские изделия, лекарственные препараты и дезинфицирующие средства.

По итогам 2022 года заказчиками Оренбургской области заключено 23 462 контракта на сумму 69,5 млрд рублей.

В целях обеспечения открытости и прозрачности закупок, повышения конкуренции между участниками закупок, а также эффективного расходования бюджетных средств государственные заказчики Оренбургской области с 1 июля 2019 года осуществляют закупки в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в электронных магазинах Оренбургской области, с 1 сентября 2019 года к ним присоединены их подведомственные государственные казенные и бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия, а с 15 февраля 2021 года закупки в электронных магазинах осуществляются и муниципальными заказчиками региона (рис. 4).

Рис. 4. Электронный магазин Оренбургской области. Источник: [сайт https://orb-zmo.rts-tender.ru/, дата обращения 04.03.2024]

За период с 1 января по 31 декабря 2022 года в электронных магазинах Оренбургской области было опубликовано 22 205 закупок на общую сумму 2,8 млрд. руб., по результатам которых было заключено 15 907 контрактов на общую сумму 2,0 млрд. руб. Экономия за данный период составила 190 млн. руб. (8,8%) (рис. 5).

Рис. 5. Сведения о закупках, осуществленных в электронных магазинах Оренбургской области в 2022 году. Источник: Сводный аналитический отчет Минэкономразвития Оренбургской области по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров работ, услуг для обеспечения нужд Оренбургской области по итогам 2022 года

Помимо использования такого эффективного механизма осуществления государственных закупок Правительством Оренбургской области разработан ряд локальных правовых актов, регулирующих данную сферу на региональном уровне, в том числе:

  • постановление Правительства Оренбургской области от 13 февраля 2014 года № 75-п «Об органе исполнительной власти Оренбургской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области»;
  • постановление Правительства Оренбургской области от 9 декабря 2014 года № 940-п «Об утверждении правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Оренбургской области»;
  • постановление Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2015 года № 1029-п «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Оренбургской области, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
  • постановление Правительства Оренбургской области от 1 октября 2018 года № 640-п «О проведении совместных конкурсов или аукционов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области»;
  • постановление Правительства Оренбургской области № 223-пп от 22 марта 2022 года «О случаях осуществления закупок товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» и пр.

Таким образом, система государственных закупок Оренбургской области носит преимущественно централизованный характер, т. е. проведение основных мероприятий по осуществлению государственных закупок возложены на уполномоченный орган (ГКУ «Центр организации закупок), в том числе и организация совместных процедур.

Однако необходимо выделить ряд проблем в системе государственных закупок Оренбургской области:

  • отсутствие грамотного подхода заказчиков к планированию процесса осуществления закупок;
  • необоснованно устанавливаемые дополнительные требования к участникам закупок со стороны заказчиков;
  • отсутствие в действующем законодательстве четких формулировок некоторых терминов и понятий, что влечет за собой вольную их трактовку;
  • недостаток высококвалифицированных кадров в сфере закупок;
  • высокая вероятность коррупционной составляющей, наличие неформальных связей между заказчиками и поставщиками;
  • слабый уровень контроля, низкое качество оформления института ответственности за совершенные нарушения.

Таким образом, задача совершенствования системы государственных закупок в регионах по-прежнему остается актуальной, и для ее совершенствования необходимо учитывать интересы ее непосредственных участников, а изменения не должны нести дополнительных издержек для всех элементов механизма системы.

Список литературы

  1. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: сайт https://zakupki.orb.ru (дата обращения: 05.03.2024).
  3. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: orb-zmo.rts-tender.ru (дата обращения: 04.03.2024).
  4. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://mineconomy.orb.ru/upload/uf/534/x00cestt7re9obyt7zv592v1i2xzsuyf/SVODNYY_2022.pdf (дата обращения: 04.03.2024).

Поделиться

196

Сафонова Е. О. Особенности организации контрактной системы в сфере государственных закупок в регионах России на примере Оренбургской области // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.III.С. 55-61. URL: https://apni.ru/article/8676-osobennosti-organizatsii-kontraktnoj-sistemi

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня