Основная часть
Монтессори-педагогика – педагогическая система, которая начала развиваться в первой половине XX века в Италии. Ее создатель – Мария Монтессори, которая была выдающимся врачом, философом, психиатром и педагогом-гуманистом. Эффективность применения системы Монтессори подтверждена уже многолетней мировой практикой в работе с детьми дошкольного, младшего школьного возрастов, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Монтессори-педагогика, одна из уникальных и действенных систем обучения и воспитания маленьких детей. Такая методика была создана на основании наблюдений за детьми, за их возрастными особенностями и потребностями, получила распространение во многих странах мира (Италия, США, Голландия, Индия, Франция, Германия, Испания и др.) [2].
Главными принципами Монтессори-педагогики являются:
- применение игровой формы обучения и организация самостоятельного выполнения упражнений обучающимися;
- использование индивидуального подхода: ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбирать задание, которое он хочет научиться выполнять, дидактический материал и продолжительность занятий, возможность развиваться в собственном ритме;
- создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности;
- применение Монтессори-материалов, которые позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки;
- роль педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка [2].
Развивающая среда – это образовательное пространство, организованное определенным образом, в котором осуществляется развивающее обучение, где специальным образом организованна среда, чтобы оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая уверенность в себе. Мария Монтессори высказывалась о том, что «дети могут свободно самовыражаться, открывая нам таким образом свои потребности и наклонности, которые остаются скрытыми или подавленными, когда отсутствует обстановка, допускающая спонтанную деятельность». Это полностью отражает сущность организации развивающей среды в Монтессори-педагогике [3].
Так, в здании школы Монтессори, в классах стоят столы и стулья, подходящие детям по росту, которые расставлены так, что у детей есть возможность сидеть рядом друг с другом по 4-6 человек. Мебель довольно легкая, в случае необходимости ребенок может спокойно взять и поставить стол и стул так, как ему удобно. Работы детей, картины, часы и другие предметы расположены на стене на доступной детскому глазу высоте. Шкафы, в которых лежат материалы для работы, являются низкими и открытыми. Мария Монтессори считала, что школьных парт не должно быть, что это символ угнетения ребенка, так как это было явлением, типичного тогда для большей части системы образования в Италии. Ведь в начале XX века школьники часами могли сидеть в темном классе за громоздкой партой, выполняя задания учителя [3].
Поэтому все, с чем соприкасается ребенок в Монтессори-пространстве, является безопасным, легким, мобильным и удобным, соответствует физическим параметрам ребенка, дает ему возможность проявлять самостоятельность и без помощи взрослого брать те предметы, которые необходимы для обучения.
Одна из особенностей организации развивающей среды в Монтессори-пространстве состоит в ее упорядоченности, разделении на основные зоны:
- зону практической (реальной) жизни;
- сенсорную;
- математическую;
- зону языкознания;
- космическую.
Практическая зона содержит материалы «упражнений повседневной жизни», где они расположены так, чтобы дети сразу могли понимать их предназначение: для протирания окон – губка, тряпочка, ведерко, стоящие на одной подставке; для мытья посуды – губка, полотенце и т.д. Помогает освоить навыки, которые пригодятся ребенку в жизни: это уход за собой, забота о других, забота об окружающей среде [4].
В сенсорной зоне присутствует материал, который позволяет ребенку концентрироваться на каком-то определенном признаке, развивать мелкую моторику, умение определять размер, различать цвета, развивать тактильные чувства, слух, обоняние. Это – цветные таблички, шершавые ткани, геометрические тела. Развивает мелкую моторику, готовит ребенка к изучению математики и других предметов (музыки, изобразительного искусства, окружающего мира и др.).
Математические материалы учитывают сенсомоторные потребности ребенка и имеют тесную связь с сенсорной зоной: бусины, цветные цепочки, таблицы сложения, конструктивные треугольники, геометрический комод.
Зона языкознания, или родного языка, также строится на использовании тактильных материалов, что помогает ребенку быстрее подготовиться к чтению и письму, в ней представлены коробочки и карточки, изображающие различные предметы, рамки для штриховки, подвижный алфавит. Включает обучающие материалы для пополнения словарного запаса ребенка, обучения навыкам чтения и письма.
Космическая зона содержит материалы, связанные с развитием преставлений об окружающем мире: глобусы, компасы, карты, растения, минералы, наборы для химии и физики. Занимаясь в этой зоне, ребенок знакомится с устройством окружающего мира, получает начальные знания о ботанике, географии, зоологии, истории, науке.
Дети сами выбирают зоны и материалы без принуждения или подталкивания со стороны взрослого. Ребенок может провести целый день в одной и той же зоне, если захочет [5].
Весь материал в школе по методике Монтессори располагается в определенной зоне и соответствует возрасту ребенка. Например, детям от 4 до 6 лет предоставляется большой выбор материалов, связанных с сенсорным и моторным развитием, с упражнениями повседневной жизни и с процессами, которые способствуют формированию умения считать и писать. У детей 6-9 лет обучение проходит на использовании языкового материала, который позволяет стимулировать способность чтения с пониманием и развитием языкового сознания, а также арифметического материала, который помогает освоить математические действия. При этом никакие зоны не исключаются из пространства развивающей среды ребенка, просто идет расширение той или иной зоны в соответствии с особенностями развития.
Стоит подметить, что материалы Монтессори-пространства (среды) имеют такие признаки, как привлекательный вид, выделение определенного свойства, возможность проверки ошибки. Привлекательность необходима, чтобы материал вызывал у ребенка желание им воспользоваться при осуществлении своей деятельности. Выделение свойства у каждого материала дает ребенку возможность видеть различия и сходства в ширине, длине, количестве предметов, понимать признаки, по которым материалы различаются. Проверить ошибки – чрезвычайно важный фактор, который позволяет ребенку понимать, что он делает хорошо, а что неправильно. В случае неправильного использования материала и исправление ошибки выражается «оценкой», имеющими механический характер и звучит она как «Это не подходит» и логический «Это не соответствует тому, что я знаю». Механические рассуждения характерны для детей младшего возраста, а логические используют дети старшего возраста. Благодаря этому свойству Монтессори-материал по праву считается развивающим, так как дает детям возможность развиваться, осуществляя деятельность уникального характера.
Еще одна особенность Монтессори-пространства – это чистота, порядок и приятная обстановка, которую Мария Монтессори называла «подготовленной». Все, что есть в классе, содержится в порядке, всегда красиво, ухожено и готово к использованию. Ребенок может самостоятельно брать материал и возвращать его на место, пользоваться им столько, сколько необходимо [5].
Каждый ребенок в группе двигается в своем темпе, педагоги не сравнивают успехи детей и не создают условия для конкуренции.
Самостоятельность и свободный выбор деятельности (работы) – еще одно необходимое условие развивающей среды Монтессори-пространства. Среда устроена так, что дети учатся быть самостоятельными: берут и убирают обучающие материалы, учатся договариваться с другими детьми. Каждый ребенок сам выбирает себе занятие и принимается за работу, кто-то делает это в группе, кто-то индивидуально.
Разговоры в классе можно вести тихим голосом, передвигаться по классу спокойно, никому не мешая, старшие могут помогать младшим, младшие могут задавать вопросы старшим. Также с детьми работает педагог-наставник, который проводит индивидуальные уроки, отвечает на вопросы, следит за временем.
Дети в среде Монтессори не избавлены от необходимости следовать правилам. Но правила для них мягче: ребенка не заставляют заниматься неинтересными ему делами, не вынуждают конкурировать с другими детьми, с уважением относятся к детским ошибкам. Главный принцип системы сформулировала еще его основательница, он звучит так: «Помоги мне сделать это самому».
Монтессори-педагог – это не лидер: он скорее проводник, помогающий детям стать самостоятельными и найти те занятия, к которым у конкретного ребенка есть способности.
Такой метод работы является взгляд Марии Монтессори на развитие ребенка, который говорит о том, что дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными: «Научите меня делать это самостоятельно».
Для системы Монтессори нет приоритетного направления для развития ребенка, дети развиваются интеллектуально, физически, эмоционально, социально.
Учебный процесс в Монтессори-пространстве происходит в рамках самостоятельного мышления и деятельности, потому что в своем развитии ребенок сам играет незаменимую роль. Организация развивающей среды дает возможность ему спонтанно действовать в подготовленной обстановке и ясно проявлять свои потребности. Роль педагога-наставника сводится к тому, что он не передает все, что знает сам, разъясняя, убеждая и описывая, а наблюдает за непринужденным выражением ребенка, за его познанием окружающего мира, рекомендует материал, отвечающий его потребностям.
Материал предлагается ребенку на основе индивидуальных уроков, после которых он самостоятельно продолжает работу и, прилагает собственные усилия, приобретает знания и навыки. Следует отметить, что если тема требует ее освоения несколькими детьми, то работа идет в небольшой группе (2-3 человека). В групповых уроках принимают участие дети, достигшие одного уровня развития в определенной области, в общих уроках участвуют все дети. Интересно, что после общего урока у детей есть возможность самостоятельно решить, стоит ли продолжить изучение темы или нет [6].
Педагогика Марии Монтессори нацелена на формирование гармоничного в социальном отношении человека, готового выполнять свои задачи в обществе. При этом обстановка, руководство и материал образовательной среды должны отвечать его потребностям в саморазвитии. Такая форма обучения и воспитания позволяет ребенку вырасти свободным человеком, который в конечном итоге сможет внести свой вклад в создание лучшего общества.
Смысл педагогической системы Марии Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию. Для этого особо создана развивающая среда – это то, что отличает Монтессори-педагогику от остальных педагогических систем и дает возможность взрослому помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу [6].
Заключение
Методика Монтессори – нетрадиционная педагогическая система. Одна из ее особенностей состоит в сниженной роли учителя в воспитании подопечных. В Монтессори-пространстве активность ребенка значительно повышается, а активность взрослого пропорционально снижается. Роль педагога ограничивается помощью детям в достижении идеала своими руками, а не выполнением работы за ребенка, соответствуя главному педагогическому принципу Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!». Воспитатели в Монтессори-пространстве осознанно исполняют «второстепенные роли», только присматривают за детьми и при необходимости пресекают потенциально опасные действия. Взрослые помогают понять, как работать с незнакомыми материалами, объясняют, а после наблюдают за тем, как поступит воспитанник. Уважение ребенка – основа данной методики. Для нее также важно понимание и принятие того, что каждый малыш – уникальная личность, требующая к себе индивидуального подхода [1].