Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Легальное и доктринальное понятие «суперсервиса» как элемента цифровизации госуд...

Легальное и доктринальное понятие «суперсервиса» как элемента цифровизации государственного управления

Автор(-ы):

Петров Кирилл Алексеевич

5 марта 2024

Научный руководитель

Елинский Валерий Иванович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

суперсервис
цифровизация
государственное управление
проблема дефиниции

Аннотация статьи

В статье выявлена проблема недостаточного изложения понятия «суперсервис» в нормативных правовых актах. Проанализированы имеющиеся трактовки термина в решениях исполнительных органов и в научной литературе. Дана информация о количестве суперсервисов, их сущности и реализации. Описывается дальнейшее видение развития суперсервисов и предложены меры по их улучшению.

Текст статьи

История развития национального проекта «Цифровая экономика» началась в 2019 году с утверждения таковой протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.12.2019 № 7. В рамках данного проекта были выделены несколько федеральных проектов, среди которых выделяется «Цифровое государственное управление».

Одним из реализуемых направлений является «повышение качества и удобства предоставляемых органами государственной власти госуслуг», что несомненно важно при нынешних тенденциях цифровизации общества. Методы повышения качества и удобства различны по своим идеям и воплощениям, среди такого разнообразия и появился т. н. «суперсервис».

В настоящее время в действующих российских нормативных правовых актах отсутствует установленная дефиниция данного термина, а в зарубежных цифровых проектах его англоязычная «калька» или близкий аналог не используется. В описании деятельности электронного правительства на сайте Минцифры суперсервис описывается как «комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса» [5]. Что интересно, в Приказе Министерства промышленности и торговли РФ от 23.06.2016 № 2091 «Об утверждении Концепции развития государственной информационной системы промышленности» имеется расширенное определение: «суперсервисы – определённый класс сервисов, обладающих совокупностью характеристик:

  1. Суперсервис построен вокруг жизненной ситуации;
  2. Включает один или несколько действующих сервисов ГИСП (государственная информационная система промышленности);
  3. Обеспечивает полностью цифровой клиентский путь;
  4. Реализует сетевое взаимодействие между большим количеством различных групп участников;
  5. Является уникальным» [6].

Различными авторами понятие трактуется примерно схожим образом. В рамках рассмотрения более конкретных примеров суперсервисов можно встретить как ёмкое описание в виде «комплекса государственных услуг, объединенных типичными жизненными ситуациями граждан» [2, с. 71], или как широкое, с элементами технического описания и конкретными функциями: Под суперсервисами принято понимать единые информационные системы, которые являются агрегаторами различных разрозненных хранилищ данных, с различными гранулярами данных внутри. Иными словами, суперсервис – сумма информационных систем, которые объединены единой фронтчастью, а данные имеют единое архитектурное решение, позволяющее оперативно собирать требуемые разрезы данных и/или строить и визуализировать интерактивные отчёты» [3, с. 73]. В целом суперсервис это систематизированная цифровая платформа, направленная на решение жизненных проблем физических и/или юридических лиц, в которой имеются взаимосвязанные услуги, выполняющиеся одновременно.

В феврале 2019 года на заседании Президиума правительственной комиссии по цифровому развитию был предложен и одобрен перечень из двадцати пяти приоритетных жизненных ситуаций: от социальной поддержки до медсправок, от поддержки бизнеса до трудовой миграции, от рождения ребёнка до оформления европротокола в автостраховании. Создание рабочих групп, оформление «дорожной карты», а также заявление замглавы Минцифры предполагало реализацию всех обозначенных суперсервисов к 2021 году. Позднее количество сократилось до восемнадцати, а сроки реализации сдвинулись на период 2022–2024 годов.

По состоянию на 2023 год из 18 суперсервисов реализовано 15, а в 2024 году предполагается ввод «Правосудия онлайн», который в пилотном режиме действует в Санкт-Петербурге, а также ряд других. Что интересно, сокращение количества обосновывалось наслоением части предложенного списка на уже успешно существующие электронные услуги как в России в целом, так и в регионах в частности, позволяющие с имеющимся удобством и функционалом решать ситуации различных категорий граждан. Например, планировавшийся «Переезд в другой регион» успешно действует в Москве, при чём переезд осуществляется не только из одного района города в другой, но и из другого субъекта Российской Федерации.

Суперсервисы имеют большое преимущество перед т. н. «моносервисами», предполагающими выполнение нескольких услуг по одному клику. Благодаря цифровому взаимодействию различных ведомств, у гражданина пропадает необходимость обращаться за жизненно важными услугами по одному вопросу в разные кабинеты [3, с. 74]. Формат «одного окна» позволяет сделать удобным работу не только для физических и/или юридических лиц, но и помогает органам власти реализовывать удобный формат государственного управления на местах. Быстрота связи между органами власти позволяет актуализировать данные без дублирования имеющихся баз данных, помогая быстро найти необходимые данные, а также сокращать сроки на выполнение межведомственных действий.

Вместе с тем неопределённость понятия «суперсервис» с точки зрения закона вызывает вопросы, связанные с уже имеющимся законодательством в области информации. Каждый год возникает несколько случаев, связанных с утечкой данных пользователей «Госуслуг». Данные людей передаются в несколько ведомств при использовании суперсервисов, и если в одном департаменте за безопасностью ответственно следят, то в другом есть вероятность нахождения неустановленного лица, который записывает конфиденциальную информацию, а затем её перепродаёт, подвергая простого пользователя возможному риску [1, с. 29]. Дополнительно стоит отметить понимание «жизненной ситуации» при реализации суперсервиса. Как было сказано выше, из 25 предлагаемых в 2019 году суперсервисов до непосредственной реализации дошли 18, из которых 15 уже имеется. Исключённые проекты были направлены на предпринимательство. С малым и средним бизнесом ситуация сложная, в особенности после пандемии, и помощь предпринимателям была бы необходима, как того требует та самая жизненная ситуация. Вопрос создания и развития бизнеса тоже становится своего рода жизненной ситуацией.

В вехе стремительной цифровизации возникает множество новых терминов, имеющих недостаточное или отсутствующее изложение в нормативных правовых актах. Такое допущение может приводить к недопониманиям сторон при реализации некоторых задач, а также к возможным проблемам в части закона. Суперсервис как новое явление российской цифровизации имеет неуточнённое положение. С точки зрения автора, данное явление становится хорошим подспорьем к новому этапу развития государственного управления не только в рамках электронного правительства, но и в рамках общей организационной культуры в государственной службе. Необходимо законодательно уточнить положение суперсервисов, моносервисов, и иных электронных услуг согласно нынешним условиям. Через цифровую трансформацию государство способно оперативно подстраиваться под новые реалии, обеспечивая безопасность каждого.

Список литературы

  1. Решетько, Л.М. Опыт цифровой трансформации предоставления государственных и муниципальных услуг в Тульской области / Л.М. Решетько, С.Н. Смирнова // Современный город: власть, управление, экономика. – 2021. – Т. 1. – С. 25-30. – DOI 10.15593/65.049-66/2021.03. – EDN NKYSTH.
  2. Сафиуллин, Н.А. Преимущества использования суперсервиса "европротокол онлайн" в сельской местности / Н.А. Сафиуллин, Ч.Р. Сафиуллина // Финансовый вестник. – 2020. – № 2(49). – С. 69-72. – EDN DBELAA.
  3. Хамицева, И.С. Описание работы суперсервисов РФ. Кейс суперсервиса «Мое здоровье» / И.С. Хамицева, А.В. Хадарцева // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-2. – С. 72-74. – DOI 10.18411/lj-05-2021-62. – EDN UJATQX.
  4. Информация Правительства РФ от 4 февраля 2019 г. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/854/ (дата обращения: 14.02.2024).
  5. Приказ Минпромторга России от 23.06.2016 N 2091 (ред. от 12.08.2021) «Об утверждении Концепции развития государственной информационной системы промышленности». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minpromtorga-rossii-ot-23062016-n-2091-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 14.02.2024).
  6. «Цифровая экономика РФ». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fya.ru%2f (дата обращения: 14.02.2024).

Поделиться

367

Петров К. А. Легальное и доктринальное понятие «суперсервиса» как элемента цифровизации государственного управления // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/8680-legalnoe-i-doktrinalnoe-ponyatie-superservisa

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля