Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Правовое обеспечение профилактики безнадзорности и беспризорности несовершенноле...

Правовое обеспечение профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

правовое обеспечение несовершеннолетних
безнадзорность и беспризорность
нормы права
задачи органов профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
система профилактики несовершеннолетних

Аннотация статьи

В статье рассматривается профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также задачи и основные составляющие правового обеспечения профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Предметом исследования являются система правовых норм в соответствии с отраслями права, основы правового обеспечения при формировании правового обеспечения несовершеннолетних. Новизна изложенного в статье материала заключается в определении новых ориентиров для поддержания в актуальном состоянии и дальнейшего развития правового обеспечения профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Текст статьи

В современных условиях наблюдается достаточно большой процент рецидивной преступности среди несовершеннолетних, поэтому особо актуальной является проблема организации должного взаимодействия органов внутренних дел, воспитательных и социальных учреждений, семьи в вопросах профилактики и расследования групповых преступлений несовершеннолетних. За 2022 24,1 тыс. несовершеннолетних вновь совершили преступления, что составило в среднем по России 16,1% от общего числа несовершеннолетних участников преступлений.

Данные МВД России свидетельствуют, что ослаблена индивидуальная работа с подростками, имеющими опыт преступной деятельности. В связи с этим становится очевидным, что непринятие должных мер воспитательного и правового характера в области предупреждения преступности несовершеннолетних приводит к росту рецидивной преступности. Безнаказанность несовершеннолетних за малозначительные общественно опасные поступки и возвращение в «свою, асоциальную среду», осознание возможности избежать уголовной ответственности, ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны родителей и органов социальной защиты способствуют формированию стойкой антиобщественной направленности личности подростка.

Эффективность расследования и профилактики групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, зависит от качества взаимодействия в работе следственных органов, подразделений по делам несовершеннолетних (далее – ПДН), сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции; а также от роли семьи, образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и других общественных организаций. Каждый из данных субъектов профилактики обладает своим набором специфических средств и методов, а также психолого-педагогических приемов и методов воздействия на несовершеннолетних и их родителей. Разделим условно данные субъекты профилактики на две группы.

К первой отнесем сотрудников органов внутренних дел, а ко второй – комиссии по делам несовершеннолетних, семьи, образовательные учреждения, социальные центры реабилитации несовершеннолетних и другие общественные группы.

Организация взаимодействия органов предварительного следствия с сотрудниками подразделений и служб органов внутренних дел как основанное на законе сотрудничество базируется на определенных принципах, изложенных в нормах УПК РФ и положениях ведомственных приказов МВД России. В п. 1.2. «Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», приведен перечень основных принципов взаимодействия: соблюдение законности; комплексное использование сил и средств органов внутренних дел; организующая и руководящая роль следователя в организации взаимодействия при расследовании преступлений; самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законодательства приемов своей деятельности; плановость и непрерывность взаимодействия. В первую очередь, мы выяснили, считают ли инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники уголовного розыска и участковые уполномоченные полиции, что они должны оказывать помощь следователям в раскрытии и расследовании групповых преступлений несовершеннолетних.

Большинство опрошенных сотрудников ответили утвердительно: 73,3% инспекторов по делам несовершеннолетних, 82,6% участковых уполномоченных, 83,1% оперативных работников. При этом 67,8% сотрудников полиции считают, что их помощь должна быть сведена к содействию в сборе информации о преступной группе, о личностных особенностях несовершеннолетних подозреваемых в совершении группового преступления; 10% сотрудников указали участие в качестве консультанта; и 6,6% считают, что могут оказать помощь следователю в проведении отдельных следственных действий. Сотрудники органов внутренних дел разделились во мнении о качестве взаимодействия при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних: примерно половина считают взаимодействие оптимальным, половина – неоптимальным.

Принявшие участие в опросе следователи в большей степени не удовлетворены работой оперативных работников (26,5% от числа принявших участие в опросе). При этом опытные следователи и начальники следственных отделов, принявшие участие в интервью, высказали мнение о том, что в последние 3–5 лет очень часто сотрудники полиции практически не оказывают никакой помощи, несмотря на прямую ответственность за поручения, которые им дает следователь. Одна из причин такого положения дел заключается не только в молодости сотрудников этих служб, но и в проявлении профессиональной безответственности. Хотя практика существования следственного аппарата в системе МВД России убеждает, что успех расследования преступлений достигается только при соблюдении одного непреложного условия – тесного сотрудничества трех составляющих: следователя, оперативного работника и эксперта-криминалиста при четком разграничении их компетенции. Рассогласование этих звеньев органов внутренних дел приводит к проблемам и трудностям в раскрытии преступлений. Учитывая специфику расследования групповых преступлений несовершеннолетних, добавим к этому сотрудничеству инспектора ПДН и участкового уполномоченного полиции.

Меньше претензий имеют следователи в отношении участковых уполномоченных полиции: каждый пятый (19,4%) из числа опрошенных следователей считают, что им не оказывают должной помощи сотрудники данной службы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Это подтверждается результатами анализа материалов уголовных дел. По данным исследования, лишь в 9,6% уголовных дел имеются характеристики, подготовленные участковыми уполномоченными полиции. Из них большая часть характеристик (72,7%) составлена формально. Содержание таких характеристик зачастую ограничивается набором дежурных фраз: «проживает по адресу…, нигде не работает, употребляет спиртное. Соседи и родственники характеризуют удовлетворительно». Обеспечить успешность расследования группового преступления несовершеннолетних могла бы хорошо налаженная работа следователей с инспекторами ПДН.

Результаты опроса показали: примерно десятая часть следователей (12,8%) считает, что инспекторы ПДН в наименьшей степени помогают им в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. В случае нахождения несовершеннолетнего на учете в ПДН следователь обращается с поручением в эту структуру о предоставлении соответствующих справок и характеристик. По результатам анализа уголовных дел, проведенного в рамках нашего исследования, на учете состояло чуть меньше третьей части из числа обвиняемых несовершеннолетних (29,6%).

Безусловно, приукрашивая некоторые характеристики, люди пытаются защитить и уберечь несовершеннолетних от взрослой жизни, ответственности за проступки и преступления, за которые взрослых бы наказали по закону более строго. Следователю же важно понять причины, обстоятельства, повлиявшие на подростка и приведшие его к совершению преступления. Он отвечает на вопросы, имеющие отношение непосредственно к специфике его работы: как развивался и где воспитывался подросток; с какого времени начались изменения в его поведении; в какой компании и как проводит время подросток; кто и как мог оказать влияние на него; какими личностными особенностями он обладает, и где они проявляются; каким образом возникла группа, как связаны между собой несовершеннолетние в преступной группе, и каковы взаимоотношения в ней; какую роль в преступлении сыграл каждый подросток группы и т. д.

От следователя требуется не только большая аналитическая работа по обработке, поступающей из разных источников информации, но и целенаправленность, активность в постановке конкретных вопросов, адресованных сотрудникам полиции и другим лицам. Главное для следователя – постараться организовать эту работу так, чтобы сотрудники органов внутренних дел не формально отнеслись к его поручениям, а объективно, конкретно и по возможности полно ответили на вышеуказанные вопросы.

Для получения полной и объективной информации о совершенном групповом преступлении и несовершеннолетних подозреваемых следователю необходимо формулировать и ставить конкретные вопросы, задания-поручения перед каждым субъектом расследования, раскрытия и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.

Следователю нужно вникать самому в те проблемы, которые он пытается решить при помощи других людей, которым он дает поручения, и требовать ответов на эти вопросы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. – № 237. – 25.12.1993.
  2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/1/#block_100.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 № 58 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.

Поделиться

337

Чешуина Н. А. Правовое обеспечение профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/8681-pravovoe-obespechenie-profilaktiki-beznadzorn

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа