Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Педагогические взгляды Марии Монтессори и их влияние на образовательную систему ...

Педагогические взгляды Марии Монтессори и их влияние на образовательную систему США

Автор(-ы):

Верещак Олена

6 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

педагогическая система
метод М. Монтессори
развитие образования
школы Монтессори

Аннотация статьи

В настоящее время в мировом образовании происходит изменение представлений о природе и целях образования. На современном этапе развития образования в мире возникает немало глобальных проблем и вопросов, касающихся модернизации содержания и методов организации учебного процесса. Это обусловливает необходимость поиска других подходов к организации учебного процесса, определения того, как обеспечить возможность саморазвития и самореализации личности. Современное общество все более остро ощущает необходимость воспитывать активного, творческого, внутренне свободного человека, который осознает свою внутреннюю ценность и уникальность и умеет жить в свободе, но в то же время ориентируется на универсальные ценности, на отношения с миром и достижениями цивилизации. Решение этой задачи требует совместных усилий психологов, педагогов, философов, социологов, методистов, а также учета отечественного и зарубежного опыта. Человеческая цивилизация накопила огромный опыт в области образования и воспитания. Глубоко изучая и рационально используя его, каждая культура и нация стремится при этом учитывать специфические условия своей страны. В настоящее время важной задачей педагогической науки является новое осмысление идей и опыта ведущих педагогов Запада и США в рамках нового педагогического мышления для того, чтобы оценить и использовать их творческий вклад в теорию и практику личностно-ориентированного образования, занимающего ведущее место в отечественной педагогике. Среди известных гуманистически ориентированных педагогических систем, признанных в мировом образовательном пространстве, являются системы Р. Штайнера, К. Роджерса, С. Френе, П. Питерсона и др. Среди них особое место занимает педагогическая система Марии Монтессори, итальянского педагога, врача, антрополога. Движение Монтессори распространено более, чем в 80-ти странах мира и прошло испытание временем. Особенно широкое распространение идеи Монтессори получили – в США, Англии, Испании, Индии, Голландии.

Текст статьи

Основная часть

Получившая широкое распространение во многих странах Европы и Америки система М. Монтессори, стоит в ряду наиболее известных гуманистически ориентированных теорий и привлекает идеей свободного воспитания. Педагоги-новаторы считали важным условием инновационных технологий в системе образования, где обучение происходит на природосообразном, культуросообразном, личностно-ориентированном типе обучения [2].

Так, по мнению М. Монтессори, необходимо дать ребенку самостоятельность и независимость. Ребенок должен уметь пользоваться свободой в процессе обучения, развивая свои индивидуальные природные способности.

Методика М. Монтессори направлена на уважение к личности ребенка. Именно личность ребенка ставится в центр учебно-воспитательного процесса. «Важно, чтобы школа допускала свободные естественные проявления в ребенке, – пишет Монтессори, – это ее главнейшая реформа». Это является главным условием методики Монтессори, переход от авторитарного к гуманистическому подходу в образовании. По мнению Монтессори, понукание и посягательство на свободу ребенка, приводит к тому, что ребенок теряет уверенность в себе, перестает быть личностью, впадает в полную зависимость от взрослых. Свобода ребенка в образовании стимулирует его интерес к учебе и творческую активность, поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей работать самостоятельно по принципу «Помоги мне это сделать самому» (тезис М. Монтессори). «Образование – это не продукт деятельности учителя, это естественный процесс, происходящий в человеческом разуме спонтанно, – пишет М. Монтессори. – Ему не способствуют школьные правила безмолвия, неподвижности, однородности занятий. Образование приходит только в условиях взаимодействия ребенка с окружающей средой, Учитель должен не просто представлять теоретический материал, а помочь ребенку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать свою природу».

По мнению Монтессори, только при устранении принуждения и власти учителя над учеником, может развиться целостной личности ребенка, а учеба способствует повышению качества образования и делает процесс обучения свободным, реалистичным. Важным моментом в философии Марии Монтессори является наблюдение учителя за ребенком во время его работы, быть ему помощником, а не наставником [2].

Воспитание детей организована так, ребенок в работе с образовательными материалами сам осознает, верны ли его действия. Для этого Монтессори созданы дидактические материалы, в каждом виде которого заложен единственный правильный ответ. Монтессори верила, что, владея определенными умениями, ребенок сможет свободно и независимо чувствовать себя и ориентироваться в окружающей среде. Монтессори утверждала, что процесс повторения и самоконтроля способствует овладению глубокими знаниями и их систематизированном использовании в будущем.

Работы Марии Монтессори завоевали уважение и восхищение среди ее друзей, единомышленников, учеников и последователей. Ее система существует почти целый век и до сих пор привлекает к себе внимание педагогической, родительской и научной общественности.

Очень высокую оценку педагогических взглядов Монтессори дают американские исследователи Э. Стэндинг, Н. Рэмбуш, Р. Крамер и другие и выделяют следующие моменты педагогической деятельности Монтессори [3]:

  1. Ребенок, который находится в центре педагогического процесса, творит самого себя в силу особенностей индивидуального развития, то есть, ребенок как цель, субъект педагогического процесса.
  2. Подготовленная среда, наиболее благоприятная для развития ребенка, отвечающая его потребностям, то есть, средство и условие воспитания и развития ребенка.
  3. Квалифицированный учитель, являющийся посредником между ребенком и средой, уважающий свободу личности ребенка, то есть учитель как часть среды и субъект педагогического процесса, обеспечивающий положительный образовательно-воспитательный результат.

Великие педагоги Э. Стэндинг, Р. Крамер, Н. Рэмбуш считают целью системы Монтессори формирование духовно развитой личности ребенка, продвижение его по пути к свободе, независимости и придерживаются мнения о том, что целью системы Монтессори является формирование полноценной личности ребенка, удовлетворение всех его потребностей, предоставление ему свободы в деятельности, воспитание чувства независимости [4].

Одним из основных принципов развития ребенка Монтессори считала, что наличие у него сознания, способного принимать всю информацию из окружающей среды через наблюдение, принятие и распознавание множества образов, действий и взаимоотношений. Американский педагог Э. Стэндинг, добавляет к упомянутой характеристике тот факт, что данная способность осуществляется «на бессознательном уровне, и благодаря ей ребенок аккумулирует те материалы, на базе которых в будущем выстроит свою сознательную жизнь» [5]. Именно эта способность дает ребенку возможность адаптироваться после рождения к любому языку, обычаям, идеологии, условиям окружающей среды.

Вывод приходит сам по себе, что основным принципом развития ребенка – способность ребенка к восприятию и усвоению множества образов, действий и взаимоотношений из окружающей среды на бессознательном уровне в возрасте от 0 до 3 лет. Таким образом формируется фундамент для построения будущей сознательной жизни и обеспечивается адаптация ребенка к условиям окружающей среды [5].

Американский педагог-исследователь И. Стэндинг выделяет следующие положения системы Марии Монтессори:

  1. Наличие разницы между ребенком и взрослым.
  2. Ребенок находится в постоянной трансформации организма, в то время как взрослый уже достиг определенных норм в своем развитии.

Д. Тернер выделил четыре принципа развития ребенка:

  1. Ребенок в стадии становления имеет специфические характеристики.
  2. Развитие является иерархичным и разворачивается через серию ступеней.
  3. Ребенок отличен от взрослого в цели, темпе и ритме, умственном развитии и потребностях.
  4. Механизм развития одновременно является как генетическим, так и конструктивным. Ребенок от природы нацелен на реализацию как физических, так и психических потенциалов через деятельность и взаимодействие со средой [4].

В системе образования США на современном этапе широко используется педагогическая методика М. Монтессори.

Основными организациями являются Международная Монтессори Ассоциация, Американское общество Монтессори и Национальный Центр Образования Монтессори. Эти организации обеспечивают свои филиалы и подготовительные центры более, чем 50 видами образовательных программ, книгами и Монтессори-материалами [5].

Обучение по программам, предоставленным Американским обществом Монтессори, финансируются Аккредитационным Советом по детскому образованию (ACCESS). Указанные организации публикуют различные периодические издания, освещающие образование по системе Монтессори: «Жизнь Монтессори», «Репортер» и другие. Ежегодно получают аккредитацию от 400 до 700 школ Монтессори. Наиболее популярна система Монтессори у детей от 3 до 5 лет (с детьми этого возраста Монтессори начинала свою деятельность). В последнее время открыто много новых школ, где получают образование по системе Монтессори дети более старшего возраста [6].

Стоит отметить тот факт, что система Монтессори получает распространение не только в частных, но и в государственных школах. Практически в 100 округах США в школах вводятся элементы системы Монтессори.

Американские педагоги отмечают высокую положительную оценку детям, обучающимся или оканчивающим школу Монтессори.

Бывший секретарь американского образования Вильям Бенетт отмечает, что в настоящее время многие современные традиционные школы заменяют реальное образование телевизионными программами, которые как известно не могут вложить свою душу в сердце ребенка, как это делают истинные учителя. По мнению В. Бенетта, во многих традиционных школах, дети не чувствуют себя в безопасности, многие испытывают чувство страха, депрессии, не обладают способностью самоконтроля. Все эти эмоциональные расстройства напрямую связаны с невысокой способностью детей к обучению. В традиционных школах ребенок часто обвиняет учителя или нелюбимые предметы в свое оправдание по поводу неуспешной учебы.

Напротив, в школах Монтессори обучение построено таким образом, что учитель максимально снижает риск угрожающих уроку ситуаций. Это не означает, что педагоги избегают любых видов тестов, домашних заданий, которые не нравятся детям. Наоборот, в детях развивают способность не бояться критики или собственных провалов. Если у ребенка не получается в первый раз какое-то задание, он возвращается к этому виду деятельности и работает еще какое-то время [2].

Родители детей, обучающихся в частных школах Монтессори, наблюдают, большой прогресс в обучении детей, их адаптации в современном мире. Сами родители в большей степени вовлечены в образовательный процесс, в отличие от государственных школ.

Результаты исследования американских ученых и педагогов показывают, что педагогика М. Монтессори призвана служить полной реализации человеческого потенциала, а понятие образование – это не просто передача знаний, его основной целью должно являться оказание необходимой помощи в развитии человеческой личности [6].

Заключение

Свой педагогический метод Монтессори называла «методом научной педагогики», который основывается на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки.

Американские педагоги считают, что методика Монтессори универсальна в применении. В течение одного поколения она была успешно применена к детям в самых различных странах.

Школьный опыт работы по методу Монтессори показал, что предоставленный ребенку максимум свободы позволяет ему достигнуть знаний на уровень выше, чем в школах традиционного типа. То есть при устранении принуждения и системы наказаний, достигается более высокая дисциплина. Дисциплина исходит от ребенка, а не от учителя.

Методика М. Монтессори позволяет учителю иметь дело с каждым ребенком индивидуально по каждому предмету, направляя его таким образом в соответствии с его индивидуальными требованиями. Каждый ребенок работает в своем темпе. Более того, система предоставляет бесконечные возможности для взаимопомощи детей. Так как ребенок работает по собственному выбору, без конкуренции и принуждения, ему не грозит опасность перенапряжения, чувство неполноценности и т.п., что может быть подсознательной причиной психических расстройств.

Зародившись в XIX веке, система Марии Монтессори и в настоящее время успешно применяется в мировой практике. На основе изученных педагогами материалов по данной системе в США, можно утверждать, что существуют два направления работы. Первое направление представляет Международная Ассоциация Монтессори (AMI), которая считает, что система Монтессори должна быть перенесена в американскую культуру в чистом виде, т.е. полностью соответствовать принципам педагогики Монтессори. Второе направление представляет Американское Общество Монтессори (AMS), которое выступает за необходимость внесения изменений в педагогику Монтессори с учетом американских культурных традиций, т.е. ее адаптацию в американский социокультурный контекст.

На современном этапе выявлены тенденции развития образования Монтессори в американских школах. Возрастает интерес к данной педагогической системе, обусловленный ее высокими образовательными возможностями. Наблюдается положительная реакция американской общественности на реализацию идей Монтессори в педагогической практике. Определены отличительные характеристики частных и государственных школ Монтессори, отмечена высокая оценка детям, обучающимся по системе Монтессори [7].

Список литературы

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. 1987.
  2. Александрович Э. Новая педагогика (Метод Монтессори). 1913.
  3. Осадчий В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. – 2021. – Т. 3. – № 3. – C. 12-16.
  4. Бабашев А. Э. Основные направления развития содержания образования в средней школе США. 1997.
  5. Беляева М. В. Третья волна реформы школы США: экономика, политика, идеология. 1991.
  6. Смирнова Л. В. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Опыт американской системы образования. 1997.
  7. Хилтунен Е. Педагогика Монтессори. 1992.

Поделиться

364

Верещак О.. Педагогические взгляды Марии Монтессори и их влияние на образовательную систему США // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.III.С. 74-78. URL: https://apni.ru/article/8682-pedagogicheskie-vzglyadi-marii-montessori

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля