Самое главное в работе воспитателя трудится с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания и главное вносить постоянно что-то новое. Воспитатель должен идти вперед, стараться осваивать инновационные технологии.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В настоящее время дошкольные организации интенсивно внедряют в работу с одаренными детьми инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с одаренными детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
К числу современных инновационных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; развивающие технологии;
- коррекционные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
Хотелось бы остановить свой выбор на информационно-коммуникационных технологиях.
Сейчас в век высоких технологий компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование ИКТ в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. И с этим нельзя не согласиться.
Большой популярностью в работе с одаренными детьми в последнее время пользуется технология составление и разгадывание интерактивных кроссвордов.
Данная технология решает одновременно множество педагогических задач:
- обобщение и систематизация пройденного материала; формирование познавательного интереса;
- развитие навыков взаимодействия в группе; формирование креативности мышления и др.
Работа с кроссвордами от воспитателя требует эмоционального преподнесения материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения. С помощью кроссворда можно разнообразить занятия по лексическим темам.
Используя возможности современных компьютерных программ, например Power Point, педагог может сделать работу с кроссвордом еще более удобной и увлекательной. После того как кроссворд был составлен педагог объясняет детям механизм работы с ним:
- начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова; каждая клетка предназначена только для одной буквы;
- слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.
На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти, полученной ранее информации, и ее закрепления.
Процесс отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов, является гимнастикой и тренировкой умственных сил ребенка. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая одаренных детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
На третьем этапе дети учатся или при помощи воспитателя составлять элементарные кроссворды.
Еще одна очень необычная технология в работе с одаренными детьми –это технология скрайбинг.
Скрайбинг – новейшая техника презентации, (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) изобретенная британским художником Эндрю Парком.
Скрайбинг – это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации. Особенность заключается в том, что задействовано сразу одновременно зрение, слух и воображение.
Скрайбинг можно разделить на несколько видов: рисованный, аппликационный, магнитный и компьютерный.
Первым нашим опытом в применении данной технологии стал компьютерный скрайбинг.
Наблюдая за детьми и их стремлением изобразить все, что они хотят, и натолкнуло нас на идею создания своих маленьких историй, видеороликов, а главное с озвучкой каждого героя детскими голосами. Для этого мы с детьми сели и начали обсуждать темы наших историй. Беседа была бурная, каждый предлагал свои идеи. И нас это очень радовало, что дети включились в процесс с таким рвением.
Мы подготовили сценарий, сделали зарисовки и озвучили всех персонажей. При помощи программы PowToon, которая позволяет создавать анимационные презентации и анимированные образовательные видеоролики, мы создали историю про домашних животных, каждого ребенка и назвали наш интерактивный продукт «Любимый питомец».
При помощи Animaker мы с детьми создали еще один интерактивный продукт – анимированное видео придуманной сказки.
«Приключения игрушек». Для создания нашей сказки мы попросили принести детей свои любимые игрушки. Затем сфотографировали детей с их игрушками. Наша сказка получилась короткометражная, но очень увлекательная. Дети с удовольствием принимали участие в создании анимации и озвучке ролика.
Использование ИКТ в образовательном процессе привлекает внимание дошкольников, помогает решать различные задачи воспитателю. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно и идти в ногу со временем.
Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах по использованию ИКТ. Детям можно общаться с компьютером не более 15 минут в день и проводить гимнастику для глаз. Таким образом хочется отметить, что благодаря современным образовательным технологиям работа с одаренными детьми стала более интересной и познавательной.
Дошкольный возраст является особым периодом в развитии внутреннего потенциала одаренного ребенка, поскольку именно этот период характеризуется активным развитием практически всех психических сфер. Он живо включается во взаимодействие с окружающей его действительностью, овладевает разнообразными видами деятельности, учится эмоционально реагировать на происходящие вокруг него события.