Конкурентоспособность фирмы на рынке достигается разными способами, один из них – низкие издержки, в том числе логистические. Каждый шаг по снижению расходов должен быть проанализирован в плане влияния на текущие обороты и стратегию.
Управление затратами служит средством достижения фирмой значительных экономических результатов и сводится не только к понижению затрат, а также распространяется на все элементы управления.
Управление затратами предполагает реализацию классических элементов управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ. Главные принципы управления затратами сформированы практикой и работают при управлении логистическими издержками.
Они сводятся к следующему:
- системному подходу к управлению затратами;
- единству методов, принятых на разных уровнях управления затратами;
- управлению затратами на всех стадиях жизненного цикла продукта – от создания до утилизации;
- сочетанию снижения затрат с высоким качеством продукции и услуг;
- оптимизации затрат;
- широкому внедрению эффективных методов снижения затрат;
- информатизации процесса управления затратами;
- повышению заинтересованности производственных подразделений системы в снижении затрат.
Организация системы учета логистических затрат – необходимая основа для поиска путей снижения издержек. В нынешних условиях это один из способов, с помощью которого фирмы обеспечивают себе конкурентное преимущество.
Логистические затраты являются частью себестоимости готовой продукции и оказывают существенное влияние на ее цену, однако в отечественной практике учету этой группы затрат признакам уделяется мало внимания, у используемых отсутствует системный подход к их виду выявлено, анализу и оптимизации.
В классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции, логистические затраты не сгруппированы, а их отдельные компоненты учитываются на разных счетах бухгалтерского учета, что затрудняет их разделение и систематизацию.
Применяемые в настоящее время классификации затрат не позволяют структурно классифицировать логистические затраты и обеспечить их объективный учет, анализ и регулирование.
Выявление, анализ и учет логистических затрат должны быть систематическими и скоординированными. Логистические службы должны вести целевой учет для расчета логистических затрат, отслеживать их динамику, анализировать их структуру и искать пути оптимизации и снижения логистических затрат.
В нашей стране не существует нормативных актов или законов, требующих отражения учета затрат на процесс в финансовой отчетности. В создании систем учета и анализа логистических затрат заинтересованы только менеджеры по логистике, для которых эта информация является основой для принятия эффективных управленческих решений.
Анализ логистических затрат – важный элемент управления цепями поставок. Он предоставляет информацию для обоснованного планирования. Затраты анализируются как для логистической системы в целом, так и для производственных единиц, экономических элементов затрат, статей калькуляции, видов деятельности, рабочих единиц, услуг, этапов производственного процесса и других объектов учета.
Основная задача анализа логистических затрат – поиск путей их снижения. Для того чтобы определить влияние статей затрат на общую сумму издержек, необходимо сгруппировать затраты. В ходе анализа выявляются конкретные причины изменения затрат, их связь с себестоимостью и другими экономическими последствиями производства товаров и услуг.
Как правило, предметом анализа затрат по статьям затрат являются затраты на логистические услуги, предоставляемые организацией. Анализ затрат на отдельные виды услуг позволяет понять их потенциальное влияние на рентабельность и экономические результаты в целом. Например, в организации, предоставляющей транспортные услуги, анализируются рейсы, составляющие большую долю от общего объема операций, убыточные и прибыльные рейсы.
При поиске путей снижения затрат необходимо анализировать их как по элементам затрат (или статьям расходов), так и по местам. Например, сокращение эксплуатационных расходов, связанных с использованием подвижного состава, может быть осуществлено на основе того, что наиболее эффективным средством контроля эксплуатационных расходов является выбор экономически обоснованного подвижного состава. Это связано с тем, что все эксплуатационные расходы напрямую зависят от технических характеристик оборудования (например, стоимость ввода в эксплуатацию, стоимость и периодичность технического обслуживания и ремонта, стоимость конструктивных изменений и модификаций, расход топлива и смазочных материалов, атрибутивные расходы).
Базовый уровень затрат определяется факторами, непосредственно связанными с приобретением подвижного состава: стоимость подвижного состава, транзакционные издержки, затраты на модификации и ввод в эксплуатацию. Норма амортизации определяется исходя из стоимости приобретенного оборудования.
Второй уровень включает в себя затраты, возникающие в процессе эксплуатации. Они косвенно зависят от адекватности выбора подвижного состава и методов управления, принятых в организации. Эти затраты включают ремонт и техническое обслуживание, горюче-смазочные материалы, модернизацию и переоснащение, штрафы, причитающиеся расходы, страховые взносы на случай чрезвычайных ситуаций и включаемых стохастические затраты, связанные с претензиями клиентов.
Третий уровень - определение структуры затрат на предоставляемые логистические услуги. Получается, что от решений о приобретении подвижного состава зависит общая структура затрат организации, цена услуг, экономическая эффективность и конкурентоспособность.
Среди методов, используемых для анализа логистических затрат организации, функционально-стоимостной анализ занимает особое место.
Комплексная система поддержки управления организацией (контроллинг) часто выполняет функции внутреннего контроля фирмы, управляя эффективностью работы ее подразделений и организации в целом. В отличие от аудита он сосредоточен на результатах текущей деятельности и не связан с проверкой документов или необходимостью посещения места совершения хозяйственных актов и операций.
Поэтому под комплексной системой поддержки управления организацией следует понимать область деятельности на уровне высшего руководства организации, которая включает в себя обработку данных (сбор, подготовку и передачу производственной, финансовой и другой учетной информации), планирование, ориентированное на общие цели, контроль достижения целей и процессы принятия управленческих решений.
В составе функций контроллинга можно выделить сервисную функцию, которая предоставляет информацию, необходимую для управления и комментирующую функцию, которая предназначена для принятия решений и их координации. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается с помощью системы планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированной на достижение цели, конечного результата деятельности. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, отклонения, выявленные средствами учета в разрезе подразделений организации. Комментирующая функция комплексной системы поддержки управления организацией заключается в использовании данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия управленческих решений.