Автор(-ы):
Костылев Александр Михайлович
6 марта 2024
Научный руководитель
Струкова Наталия Александровна
Секция
Сельское хозяйство
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрены основные направления государственного ветеринарного надзора в Новосибирской области, определены требования, предъявляемые к процессу его осуществления, а также сложности, возникающие в организации деятельности уполномоченных органов на уровне субъектов. В статье проанализирована современная практика осуществления надзора, а также определены направления для решения проблематики.
Текст статьи
Государственный надзор является эффективным механизмом обеспечения правопорядка и законности в рамках деятельности уполномоченных органов, учреждений, должностных, а также физических и юридических лиц. С учетом этого государственный надзор осуществляется во многих сферах общественной жизни. Государственный ветеринарный надзор призван сформировать оптимальные условия для регулирования вопросов использования продуктов животного происхождения, лекарственных средств и т. д. На основе этого в рамках современных научных исследований и в законодательстве уделяется отдельное внимание вопросам государственного ветеринарного надзора.
Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по обеспечению контроля в сфере ветеринарии и обращения с лекарственными средствами в рамках ветеринарного применения, а также введения карантина и обеспечения защиты растений, безопасности обращения с почвой, зерном, с животными и соблюдения требований относительно их содержания и использования в культурно-зрелищных целях, а также ограничений связанных с этим, в том числе по защите населения от болезней, которые являются общими для человека и животных [1, c. 80].
Россельхознадзор находится ведении Министерства сельского хозяйства РФ. В рамках осуществления деятельности служба руководствуется положениями законодательства, в частности ограничений, связанных с порядком проведения проверочных мероприятий и мониторинга за состоянием данной области.
Необходимо учитывать, что служба осуществляет деятельность посредством своих территориальных органов и привлечения уполномоченных и подведомственных организаций, которые имеют аккредитацию и лицензию. Так, формирование территориальных органов происходит с учетом необходимости осуществления проведения проверочных мероприятий на территории государства и мониторинга с учетом особенностей каждого субъекта. При этом в рамках реализации полномочий Россельхознадзор активно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями [2, c. 31].
Стоит отметить, что в рамках осуществления государственного ветеринарного надзора в субъекте существует ряд сложностей, которые связаны с особенностями правового регулирования и отдельными факторами, оказывающие негативное влияние на общий уровень безопасности. Так, в результате реформирования с 1 января 2020 года были упразднены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению регионального ветеринарного надзора. Вследствие этого все полномочия в данной области были переданы федеральным государственным органам. При этом работа отдела ветеринарного контроля построена во взаимодействии с управлением ветеринарии Новосибирской области.
Для урегулирования деятельности ветеринарной службы издаются отдельные нормативные акты на уровне субъектов, в частности Приказ от 24.03.2023 № 68-НПА «Об утверждении перечня информации о деятельности государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных управлению ветеринарии Новосибирской области, размещаемой на их официальных сайтах в сети «Интернет». Данные нормативные акты, издаваемые на уровне субъектов, нацелены на урегулирование вопросов реализации требований, определенных законодательством и обеспечения законности в реализации проверочных мероприятий [3, c. 18].
В рамках проведения контрольных мероприятий уполномоченными органами осуществляется постоянная оценка соблюдения субъектами требований законодательства. В регионе относительно недавно произошла вспышка заболеваний у птиц, а также свиней. В результате проведения проверочных мероприятий было установлено, что субъектами хозяйственной деятельности нарушались правила осуществления содержания животных, хранения продукции, а также не проводились обязательные диагностические и профилактические мероприятия.
К основным задачам управления ветеринарии Новосибирской области следует относить.
Указанные задачи во многом определяют особый статус учреждения и место в системе государственного управления. Решение данных задач требует формирование структуры и наделения рядом полномочий. В совокупности установление данных особенностей определяет основу обеспечения государственного надзора в данной области и достижения приоритетных целей, в частности безопасности животных, использование животных продуктов исключительно при соблюдении ограничений, а также жизни и здоровья человека.
Периодичность проведения мероприятий требуется для сбора и анализа данных и создания условий для снижения вероятности совершения правонарушений. Законодательством определяются особенности периодичности проведения мероприятий с учетом особенностей каждого объекта. Оценки рисков осуществляется на основе анализа отдельных показателей предприятия и сферы его деятельности.
Следует учитывать, что назначение ответственности не является основанием для освобождения лица от исполнения действий, определенных предписанием по устранению нарушений. В данном случае законодатель определил двойственный характер воздействия на субъектов и в случае повторного выявления нарушения в отношении него могут быть установлены более строгие меры ответственности. Стоит отметить, что в целях мониторинга за исполнением субъектов предписания законодательством предусмотрен порядок проведения внеплановой проверки. Внеплановая проверка напрямую направлена на определение факта исполнения лицом предписания, в случае повторного выявления нарушения в отношении субъекта могут быть назначены более строгие меры ответственности, в том числе относительно лишения его лицензии и права заниматься непосредственно определенным видом деятельности в соответствие с порядком определенным законодательством [4. c. 25].
Проведение плановых контрольных мероприятий осуществляется с установленной законодательством периодичностью. Периодичность проведения мероприятий требуется с учетом постоянного мониторинга за соблюдением законодательства и возможности профилактики нарушений. Законодательством определены следующие правила по периодичности проведения плановых контрольных мероприятий:
В отношении объектов, которые имеют низкий риск, плановые мероприятия не осуществляются. В данном случае законодатель исходит из рисков, которые имеют каждый из объектов и необходимости их оценки при проведении отдельных проверочных мероприятий.
Проведение внеплановых проверок возможно исключительно при наличии оснований, определенных законодательством. Проведение внеплановых проверок имеет ряд особенностей. Наиболее значимой является выявление оснований для их осуществления с учетом получения необходимых данных для этого. Проведение внеплановых мероприятий возможно исключительно при наличии следующих оснований [5, c. 154]:
Проведение внеплановых контрольных мероприятий обуславливается необходимостью реагирования на факты нарушения законодательства. Приоритет устанавливается относительно необходимости реализации контрольных функций с целью обеспечения законности. В рамках деятельности должностных лиц органов при осуществлении проведения контрольных мероприятий следует учитывать необходимость реализации законодательства и отдельных процессуальных действий, связанных с их особенностями [6, c. 22].
В случае, если по итогам проведения контрольных мероприятий будут выявлены нарушения требований законодательства, формируется соответствующий акт. Данный акт представляется субъекту в отношении, которого проводились проверочные мероприятия, который тот должен подписать. Вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений в рамках проведения проверочных мероприятий. В случае, если лицо не согласно непосредственно с вынесенным решением оно имеет право его обжаловать в установленном порядке. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней с момента ее регистрации [7, c. 47].
Рассмотренный процессуальный порядок проведения государственного ветеринарного надзора позволяет сделать вывод, что в рамках законодательства устанавливается строгий порядок его осуществления с учетом приоритета обеспечения законности выносимых решений. Законодатель установил требования относительно особенностей проведения контрольных мероприятий и актуальности вопросов проверки всех сведений. Должностное лицо при осуществлении проведения проверочных мероприятий в первую очередь основывается на необходимости установления всех фактов деятельности предприятия и выявления отдельных обстоятельств, связанных с правонарушением [8, c. 113].
К сожалению, проведенный анализ установил, что содействие региональным органам в области обеспечении безопасности и ветеринарии со стороны органов местного самоуправления оказывается на минимальном уровне. Вследствие этого достижение поставленных целей становится невозможным. В рамках деятельности органов государственной власти требуется формирование оптимальных условий для обеспечения роста содействия, финансирования и организации единой работы по надзору. Вследствие этого для решения обозначенных проблем в рамках исследовательской работы был осуществлен анализ опыт зарубежных стран и других регионов РФ и предложены соответствующие направления для совершенствования [9, c. 57].
Важным направлением совершенствования правового регулирования системы государственного ветеринарного контроля и муниципального контроля является повышение уровня защищенности данного института. С учетом этого предлагается проведение следующих мероприятий:
Данные направления решения существующих проблем направлены на осуществление комплексной работы и активного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Тесное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти позволит оптимизировать процесс правового регулирования и создать условия для достижения приоритетных целей в данной области. Наиболее значимым направлением является осуществление решения проблем с учетом отдельных особенностей каждого субъекта и представления им для этого необходимых полномочий [11, c. 314].
Таким образом, проведенный анализ позволил установить, что государственный ветеринарный надзор осуществляется Россельхознадзором в порядке, предусмотренном законодательством. Служба осуществляет деятельность посредством своих территориальных органов и привлечения уполномоченных и подведомственных организаций, которые имеют аккредитацию и лицензию. Формирование территориальных органов происходит с учетом необходимости осуществления проведения проверочных мероприятий на территории государства и создания условий для повышения эффективности мониторинга с учетом особенностей каждого субъекта.
Список литературы
Поделиться
Костылев А. М. Основные направления государственного ветеринарного надзора в Новосибирской области // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.I.С. 84-88. URL: https://apni.ru/article/8685-osnovnie-napravleniya-gosudarstvennogo-veteri