Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Основные направления государственного ветеринарного надзора в Новосибирской обла...

Основные направления государственного ветеринарного надзора в Новосибирской области

Автор(-ы):

Костылев Александр Михайлович

6 марта 2024

Научный руководитель

Струкова Наталия Александровна

Секция

Сельское хозяйство

Ключевые слова

государственный ветеринарный надзор
ветеринарная служба
орган государственной власти
мониторинг
государственный контроль

Аннотация статьи

В статье рассмотрены основные направления государственного ветеринарного надзора в Новосибирской области, определены требования, предъявляемые к процессу его осуществления, а также сложности, возникающие в организации деятельности уполномоченных органов на уровне субъектов. В статье проанализирована современная практика осуществления надзора, а также определены направления для решения проблематики.

Текст статьи

Государственный надзор является эффективным механизмом обеспечения правопорядка и законности в рамках деятельности уполномоченных органов, учреждений, должностных, а также физических и юридических лиц. С учетом этого государственный надзор осуществляется во многих сферах общественной жизни. Государственный ветеринарный надзор призван сформировать оптимальные условия для регулирования вопросов использования продуктов животного происхождения, лекарственных средств и т. д. На основе этого в рамках современных научных исследований и в законодательстве уделяется отдельное внимание вопросам государственного ветеринарного надзора.

Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по обеспечению контроля в сфере ветеринарии и обращения с лекарственными средствами в рамках ветеринарного применения, а также введения карантина и обеспечения защиты растений, безопасности обращения с почвой, зерном, с животными и соблюдения требований относительно их содержания и использования в культурно-зрелищных целях, а также ограничений связанных с этим, в том числе по защите населения от болезней, которые являются общими для человека и животных [1, c. 80].

Россельхознадзор находится ведении Министерства сельского хозяйства РФ. В рамках осуществления деятельности служба руководствуется положениями законодательства, в частности ограничений, связанных с порядком проведения проверочных мероприятий и мониторинга за состоянием данной области.

Необходимо учитывать, что служба осуществляет деятельность посредством своих территориальных органов и привлечения уполномоченных и подведомственных организаций, которые имеют аккредитацию и лицензию. Так, формирование территориальных органов происходит с учетом необходимости осуществления проведения проверочных мероприятий на территории государства и мониторинга с учетом особенностей каждого субъекта. При этом в рамках реализации полномочий Россельхознадзор активно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями [2, c. 31].

Стоит отметить, что в рамках осуществления государственного ветеринарного надзора в субъекте существует ряд сложностей, которые связаны с особенностями правового регулирования и отдельными факторами, оказывающие негативное влияние на общий уровень безопасности. Так, в результате реформирования с 1 января 2020 года были упразднены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению регионального ветеринарного надзора. Вследствие этого все полномочия в данной области были переданы федеральным государственным органам. При этом работа отдела ветеринарного контроля построена во взаимодействии с управлением ветеринарии Новосибирской области.

Для урегулирования деятельности ветеринарной службы издаются отдельные нормативные акты на уровне субъектов, в частности Приказ от 24.03.2023 № 68-НПА «Об утверждении перечня информации о деятельности государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных управлению ветеринарии Новосибирской области, размещаемой на их официальных сайтах в сети «Интернет». Данные нормативные акты, издаваемые на уровне субъектов, нацелены на урегулирование вопросов реализации требований, определенных законодательством и обеспечения законности в реализации проверочных мероприятий [3, c. 18].

В рамках проведения контрольных мероприятий уполномоченными органами осуществляется постоянная оценка соблюдения субъектами требований законодательства. В регионе относительно недавно произошла вспышка заболеваний у птиц, а также свиней. В результате проведения проверочных мероприятий было установлено, что субъектами хозяйственной деятельности нарушались правила осуществления содержания животных, хранения продукции, а также не проводились обязательные диагностические и профилактические мероприятия.

К основным задачам управления ветеринарии Новосибирской области следует относить.

  • предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных заболеваний у животных;
  • обеспечение безопасности продукции животного происхождения;
  • защита населения от болезней, общих как для человека, так и для животных;
  • обеспечение проведения мероприятий, направленных на охрану территории государства от возможного проявления болезней животных из других стран.

Указанные задачи во многом определяют особый статус учреждения и место в системе государственного управления. Решение данных задач требует формирование структуры и наделения рядом полномочий. В совокупности установление данных особенностей определяет основу обеспечения государственного надзора в данной области и достижения приоритетных целей, в частности безопасности животных, использование животных продуктов исключительно при соблюдении ограничений, а также жизни и здоровья человека.

Периодичность проведения мероприятий требуется для сбора и анализа данных и создания условий для снижения вероятности совершения правонарушений. Законодательством определяются особенности периодичности проведения мероприятий с учетом особенностей каждого объекта. Оценки рисков осуществляется на основе анализа отдельных показателей предприятия и сферы его деятельности.

Следует учитывать, что назначение ответственности не является основанием для освобождения лица от исполнения действий, определенных предписанием по устранению нарушений. В данном случае законодатель определил двойственный характер воздействия на субъектов и в случае повторного выявления нарушения в отношении него могут быть установлены более строгие меры ответственности. Стоит отметить, что в целях мониторинга за исполнением субъектов предписания законодательством предусмотрен порядок проведения внеплановой проверки. Внеплановая проверка напрямую направлена на определение факта исполнения лицом предписания, в случае повторного выявления нарушения в отношении субъекта могут быть назначены более строгие меры ответственности, в том числе относительно лишения его лицензии и права заниматься непосредственно определенным видом деятельности в соответствие с порядком определенным законодательством [4. c. 25].

Проведение плановых контрольных мероприятий осуществляется с установленной законодательством периодичностью. Периодичность проведения мероприятий требуется с учетом постоянного мониторинга за соблюдением законодательства и возможности профилактики нарушений. Законодательством определены следующие правила по периодичности проведения плановых контрольных мероприятий:

  • в отношении объектов, которые имеют чрезвычайно высокий риск проверка осуществляется один раз в год;
  • в отношении объектов, которые имеют высокий риск один раз в 2 года;
  • в отношении объектов, которые имеют средний риск один раз в 3 года;
  • в отношении объектов, которые имеют умеренный риск один раз в 5 лет.

В отношении объектов, которые имеют низкий риск, плановые мероприятия не осуществляются. В данном случае законодатель исходит из рисков, которые имеют каждый из объектов и необходимости их оценки при проведении отдельных проверочных мероприятий.

Проведение внеплановых проверок возможно исключительно при наличии оснований, определенных законодательством. Проведение внеплановых проверок имеет ряд особенностей. Наиболее значимой является выявление оснований для их осуществления с учетом получения необходимых данных для этого. Проведение внеплановых мероприятий возможно исключительно при наличии следующих оснований [5, c. 154]:

  • наличие у органа государственного надзора сведений о причинение или угрозе в причинение вреда ценностям, которые охраняются законодательством в пределах установленных полномочий;
  • на основании поручения уполномоченных органов государственной власти, в частности Президента РФ или Правительства РФ;
  • требования о проведения контрольных мероприятий в рамках обеспечения исполнения законов и соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении выявленных нарушений в рамках осуществления проверочных мероприятий.

Проведение внеплановых контрольных мероприятий обуславливается необходимостью реагирования на факты нарушения законодательства. Приоритет устанавливается относительно необходимости реализации контрольных функций с целью обеспечения законности. В рамках деятельности должностных лиц органов при осуществлении проведения контрольных мероприятий следует учитывать необходимость реализации законодательства и отдельных процессуальных действий, связанных с их особенностями [6, c. 22].

В случае, если по итогам проведения контрольных мероприятий будут выявлены нарушения требований законодательства, формируется соответствующий акт. Данный акт представляется субъекту в отношении, которого проводились проверочные мероприятия, который тот должен подписать. Вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений в рамках проведения проверочных мероприятий. В случае, если лицо не согласно непосредственно с вынесенным решением оно имеет право его обжаловать в установленном порядке. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней с момента ее регистрации [7, c. 47].

Рассмотренный процессуальный порядок проведения государственного ветеринарного надзора позволяет сделать вывод, что в рамках законодательства устанавливается строгий порядок его осуществления с учетом приоритета обеспечения законности выносимых решений. Законодатель установил требования относительно особенностей проведения контрольных мероприятий и актуальности вопросов проверки всех сведений. Должностное лицо при осуществлении проведения проверочных мероприятий в первую очередь основывается на необходимости установления всех фактов деятельности предприятия и выявления отдельных обстоятельств, связанных с правонарушением [8, c. 113].

К сожалению, проведенный анализ установил, что содействие региональным органам в области обеспечении безопасности и ветеринарии со стороны органов местного самоуправления оказывается на минимальном уровне. Вследствие этого достижение поставленных целей становится невозможным. В рамках деятельности органов государственной власти требуется формирование оптимальных условий для обеспечения роста содействия, финансирования и организации единой работы по надзору. Вследствие этого для решения обозначенных проблем в рамках исследовательской работы был осуществлен анализ опыт зарубежных стран и других регионов РФ и предложены соответствующие направления для совершенствования [9, c. 57].

Важным направлением совершенствования правового регулирования системы государственного ветеринарного контроля и муниципального контроля является повышение уровня защищенности данного института. С учетом этого предлагается проведение следующих мероприятий:

  • сокращение сроков выполнения работ по совершенствования нормативно-правового обеспечения реализации контрольных функций государства по пересмотру и актуализации требований, которые предъявляются в области ветеринарии, а также обеспечения взаимодействия с научными организациями. Также требуется устранить существующую избыточность повторения в рамках законодательства и противоречия, связанных с реализации государственного надзора;
  • устранение дублированности различных контрольных функций в рамах государственного надзора, в частности устранения избыточных и неэффективных функций, в частности посредством сокращения за счет упорядочения и укрепления в зависимости от видов экономической деятельности и особенности межотраслевого регулирования, а также с учетом отдельных видов контроля, которые разрешены в соответствие с законодательством;
  • внедрение в организацию и осуществления контрольно-надзорных функций наряду с методиками оценки и классификации риска причинения вреда, методики осуществления управления ими в целях минимизации или устранения данного негативного воздействия [10, c. 53];
  • совершенствование механизмов назначения административной ответственности за нарушение обязательных требований, в области ветеринарии. Меры административной ответственности являются наиболее эффективным способом обеспечения профилактики правонарушений и должны представлять строгие санкции, которые могут нести для субъекта серьёзные экономические последствия;
  • обеспечения открытости и доступности информации о нормативно-правовых актов, которые устанавливают требования в области ветеринарии, а также о результатах осуществления проведения надзорных мероприятий, посредством размещения данных в информационных ресурсах.

Данные направления решения существующих проблем направлены на осуществление комплексной работы и активного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Тесное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти позволит оптимизировать процесс правового регулирования и создать условия для достижения приоритетных целей в данной области. Наиболее значимым направлением является осуществление решения проблем с учетом отдельных особенностей каждого субъекта и представления им для этого необходимых полномочий [11, c. 314].

Таким образом, проведенный анализ позволил установить, что государственный ветеринарный надзор осуществляется Россельхознадзором в порядке, предусмотренном законодательством. Служба осуществляет деятельность посредством своих территориальных органов и привлечения уполномоченных и подведомственных организаций, которые имеют аккредитацию и лицензию. Формирование территориальных органов происходит с учетом необходимости осуществления проведения проверочных мероприятий на территории государства и создания условий для повышения эффективности мониторинга с учетом особенностей каждого субъекта.

Список литературы

  1. Об утверждении перечня информации о деятельности государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных управлению ветеринарии Новосибирской области, размещаемой на их официальных сайтах в сети «Интернет»: Приказ от 24.03.2023 № 68-НПА// Официальный интернет портал правовой информации: гос. система правовой информации. – https://vet.nso.ru/page/80 (дата обращения: 12.01.2023).
  2. Журавлева, Е.К. Электронный документооборот (цифровизация) в ветеринарной службе Нижегородской области / Е.К. Журавлева, Н.И. Волкова, М.А. Осадчая // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. – 2020. – № 4. – С. 29-34.
  3. Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Минсельхоза России по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) // Вестник ветеринарии. – 2022. – № 1(100). – С. 14-20.
  4. Индикаторы риска при осуществлении государственного ветеринарного контроля (надзора) / Д.А. Орехов, М.В. Виноходова, А.А. Алиев [и др.] // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. – 2021. – № 2. – С. 19-39.
  5. Мех, Т.С. Совершенствование деятельности в сфере государственного ветеринарного надзора и контроля (на примере Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области) / Т.С. Мех // Актуальные исследования. – 2020. – № 11(14). – С. 153-157.
  6. Орехов, Д.А. Индикаторы риска, критерии риска используемые для определения категории риска (класса опасности) объекта контроля при осуществлении государственного ветеринарного надзора / Д.А. Орехов // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. – 2021. – № 3. – С. 20-25.
  7. Орехов, Д.А. Основные направления работы Россельхознадзора. Обзор / Д.А. Орехов // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. – 2021. – № 4. – С. 45-55.
  8. Петухова, А.С. Анализ мониторинга федерального государственного ветеринарного надзора в Пермском крае / А.С. Петухова // Молодежная наука 2022: технологии, инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Ю.П. Фомичева, Пермь, 11–15 марта 2022 года. Том Часть 2. – Пермь: ИПЦ Прокростъ, 2022. – С. 111-114.
  9. Применение риск-ориентированного подхода в госветнадзоре отложено до 2021 года // Вестник ветеринарии. – 2022. – № 2(89). – С. 53-57.
  10. Сравнительная оценка данных о количестве и видах поднадзорных государственной ветеринарной службе объектов на территории Нижегородской области, г. о. г. Дзержинск и г. Нижнего Новгорода / Е.А. Помазов, В.Н. Скира, Е.К. Журавлева [и др.] // – 2021. – № 1(29). – С. 53.
  11. Тверезовский, М.Ю. Анализ организации государственного ветеринарного надзора в странах с федеративным устройством / М.Ю. Тверезовский // НИРС – первая ступень в науку: Сборник научных трудов по материалам XLII Международной научно-практической студенческой конференции, Ярославль, 13–14 марта 2022 года. – Ярославль: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия», 2022. – С. 312-317.

Поделиться

196

Костылев А. М. Основные направления государственного ветеринарного надзора в Новосибирской области // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.I.С. 84-88. URL: https://apni.ru/article/8685-osnovnie-napravleniya-gosudarstvennogo-veteri

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля