Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Монохромный мир черно белой фотографии

Монохромный мир черно белой фотографии

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

черно-белая фотография
цвет
монохром
ракурс

Аннотация статьи

Фотография начинала свой путь именно с черно-белого цвета. Для первых поколений фотографов цветная фотография не была доступна. После появления цветной фотографии съемка в ч/б стала данью истокам и творческим ходом. Так как всё началось с черно-белой фотографии, то работы в этом стиле приобретают фундаментальное значение. Есть различные точки зрения на счет черно-белой фотографии. Некоторые считают, что это было техническим ограничением прошлого, которое нужно преодолеть и двигаться дальше. В то время как другие видят в ней творческий выбор, который нужно изучать на больших глубинах. Современные фотографы не пренебрегают съемкой в ч/б. Именно черно-белые тона позволяют сосредоточиться на сюжете, не отвлекаясь на игру красок. Черно-белая фотография выглядит более драматично и более эмоционально, чем цветная. Для многих сюжетов цвета имеют второстепенное значение. Именно в таких случаях стоит снимать в черно-белом цвете.

Текст статьи

Основная часть

Многие фотографы современности думают, что хорошие фотографии – это яркие фотографии, с красивыми и насыщенными цветами. Но эти люди обычно забывают, что существует и множество других, немного непривычных широкому кругу обывателей, форм фотографического искусства. Эти формы фотографии – нечто намного большее, нежели привычные и яркие цвета [2].

Черно-белая фотография появилась намного раньше цветной, и с того давнего времени практически по настоящее время была очень популярна. В начале фотографической эры фотокамеры просто не могли отображать его на фотобумаге, а сегодня черно-белая фотография, наоборот, стала более тяжелой задачей для фотографа. Черно-белое изображение, лишенное цвета, должно быть обыграно какими-то другими средствами и должно быть компенсировано чем-то другим, ну например самой темой, содержанием снимка. Главное в черно-белой фотографии – это свет. Этот процесс похож на процесс решения увлекательнейшей задачи, ведь художнику придется в своем воображении понимать и чувствовать свет, выбирать тему и композицию снимка, когда видя перед собой полноцветную картинку, представлять ее черно-белой [2].

Монохромные снимки заставляют художника (фотографа) сосредоточиться на форме и текстуре при составлении композиции. Если акцент делается на совместном использовании цветов, то эти элементы иногда пропускаются. В черно-белой фотографии отвлекающие цвета переводятся в оттенки серого [3].

Точка зрения – пожалуй, самая важная составляющая черно-белой фотографии. Прежде чем взять в руки фотоаппарат, художник уясняет для себя, что именно он хочет передать своим фото, что он хочет представить зрителю через фотографируемый объект. Здесь важно продумать угол, под которым фотограф будет фотографировать выбранный сюжет. Этот угол называется ракурсом [2].

Для фотографа важно убедиться, хватает ли света для того, чтобы четко и качественно передать на фотографии все детали изображения. Важно как-то выделить или подчеркнуть мелкие или важные в сюжете детали. Это дело за цвет должен сделать свет. Например, в реальности голубое небо выглядит очень красиво, а вот на черно-белой фотографии оно будет просто серым… Поэтому художник с помощью оттенков серого покажет зрителю всю красоту голубого неба [3].

В черно-белой фотографии понимание источников света очень важно. Дело тут в том, что свет от различных источников света фотографируется с различными настройками фотоаппарата. Обратите внимание на то, какова природа света, естественный солнечный свет это или искусственный, например, от вспышки. А, возможно, он отражается от стены ближайшего здания или специального отражателя [3].

Контраст, в условиях отсутствия цвета, особенно важно убедиться, что черно-белые снимки имеют широкий диапазон тонов и сильный контраст, чтобы поддерживать интерес зрителя к кадру. Вместо этого можно использовать свет, чтобы получить более яркие элементы, которые будут задавать направление взгляда, и более темные части с глубокими тенями, для обеспечения хорошего контраста [2].

Сильного контраста легко добиться в яркий солнечный день, но осторожно, чтобы кадр не был избыточным количеством света.

Часто взгляд отвлекается на яркие цвета в кадре, и интересные детали ускользают от зрителя, поэтому можно попробовать съемку в черно-белом цвете, когда фотографируется объекты с интересными деталями или текстурой. Отсутствие цвета акцентирует все внимание на них и усилит снимок. Важно заполнить кадр деталями и не отвлекаться на цвет, обращать внимание на тона и контраст [2].

При работе в жанре черно-белой фотографии необходимо определить, какого размера детали намереваетесь получить на конечной фотографии. Боковой свет визуально увеличивает мелкие детали объекта. Происходит это за счет глубоких теней. Так же такой свет, падающий с переднего плана, хорошо подчеркнет текстуру и фактуру снимаемого объекта. Правильно подобранный свет, его направление, происхождение, сила помогают фотографу или сократить, или увеличить детали. Тут нет строгих рецептов [3].

Хорошо выявленная текстура поможет на фотографии подчеркнуть реализм сюжета, его остроту и насыщенность резкими эмоциями. А вот сглаженные, размытые детали, отсутствие ярко выраженной фактуры создадут на фотографии мифические, близкие к идеалу, образы [3].

Многие видели множество знаковых черно-белых портретов. Кажется, будто сегодня техника съемки портретов поддалась влиянию мейнстрима в плане преимущественного использования цвета, но черно-белые портреты остаются вне времени. Эти портреты рассказывают нам историю человека в одном кадре, фиксируя детали и выражение лица модели. В них эффективно используются свет, тени и контраст [4].

Глаза обычно являются фокусом изображения, особенно это касается черно-белых изображений. Из-за отсутствия цвета черно-белые фотографии часто воспринимаются как графические формы. Глаза – это формы, которые сразу привлекают внимание зрителей [4].

Поэтому при фотографировании художник особое внимание должен обратить на глаза объекта. Здесь важно убедиться, что они хорошо освещены (здесь может быть полезно поэкспериментировать с разными углами освещения), и убедитесь, что они в фокусе. Акцентировать внимание на глазах очень важно [4].

Глаза особенно важны в черно-белых портретах, но это не единственная важная черта лица. Поскольку выразительные средства черно-белой фотографии сведены к минимуму, чем больше эмоций появляется на лице объекта, тем привлекательнее кадр. Если фотограф сможет передать разные эмоции в своих черно-белых портретах, это и есть путь к созданию выдающихся снимков [4].

Если фотограф хочет создать выдающиеся черно-белые портретные фото, важно, полагаться на свои навыки работы со светом, а не на Photoshop или любую другую программу обработки фото.

С помощью освещения можно:

  • Создать драму
  • Добавить эффект высокой контрастности
  • Подчеркнуть главный объект
  • Сделать фон черным

Линии в черно-белой фотографии хорошо использовать для привлечения внимания зрителя к какой-нибудь определенной точке изображения. Они хорошо обеспечивают центр внимания. А ещё линии прекрасно передают ритмику, скорость движения, напряжение объекта съемки [3].

Точно так же, как и музыка, черно-белая фотография должна быть ритмичной. Ритмичность изображению на плоскости придают повторяющиеся прямые или кривые линии или формы. Именно они придают изображению ритмический смысл.

Качество пейзажных снимков зависит от сильной композиции, часто с точкой интереса на переднем плане, и тут неважно, снимает ли фотограф в цвете или в ЧБ. Исключая цвет переводим основное внимание зрителя на линии. Градиенты и разница в тонах становятся более очевидными, а формы – более заметными. Например, можно снять мрачные грозовые тучи, которые выглядят очень эффектно на черно-белых снимках. Но можно поэкспериментировать с городскими пейзажами и съемкой архитектуры, акцентируя внимание на сильных формах [2].

Во всех вышеупомянутых случаях, будь то портрет, пейзаж, съемка деталей и т.д., необходимо учитывать множество факторов, таких как тона, контраст, свет и тень. Существует также ряд популярных сюжетов для съемки, на которые стоит обратить внимание [4].

Характерные формы, горизонтальные, вертикальные и направляющие линии способны помочь в создании интересных композиционных решений. Художник-фотограф всегда использует их для формирования силуэтов, особенно когда доступен достаточно сильный свет [4].

Многие фотохудожники предпочитают черно-белую съемку, мотивируя это тем, что в черно-белой фотографии, несмотря на кажущуюся скудность выразительных средств, есть «душа» и больший простор для творчества [4].

Отсутствие цвета в монохромном изображении позволяет передать задумку автора, делает ее не объективным отражением реальности, а произведением искусства [3].

С помощью освещения и необычных ракурсов фотографии придается драматизм, выделяется главный объект съемки, передаются эмоции и смысл снимка. Он становится уникальным отображением авторского взгляда.

Черно-белый стиль подходит для создания фотографий в разных жанрах:

  • Портреты в монохроме часто смотрятся гораздо более выигрышно. Благодаря отсутствию отвлекающего цвета, характер и личность персоны, изображенной на них, становятся более «выпуклыми».
  • При репортажной съемке ч/б также часто используется для акцентирования внимания зрителей на главном смысле кадра.
  • Чередование света и тени задает ритм и движение архитектурной и пейзажной фотографии.
  • Черно-белый натюрморт или предметная съемка пользуются большой популярностью у дизайнеров. Такие фотографии успешно используются для оформления модных интерьеров в современном или винтажном стиле [3].

Заключение

Хотя черно-белая фотография все еще играет важную роль в фотографии, следует помнить, что не все предметы хорошо переносятся в этот режим. Несмотря на то, что сильная композиция не зависит от цвета, иногда сила фотографии - ее цвет. Вот почему хорошо знать, когда использовать черный и белый.

Черно-белая фотография – это свет + экспозиция. Экспозиция должна быть выстроена правильно для того, чтобы детали на снимке сохранились и передали всю задумку фотографа [1].

Помимо художественной ценности, черно-белая фотография остается менее затратной в плане обработки и печати. Кроме того, качественно сделанная черно-белая фотография гораздо долговечнее цветной, что доказывают хорошо сохранившиеся в течение ста и более лет старинные фотоснимки [2].

Список литературы

  1. Майкл Фриман «Черно-белая цифровая фотография», 2002г.
  2. Джон Клементс «Цифровая черно-белая фотография». Практическое пособие. 2008г.
  3. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В.Осадчий // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 3. - № 3. - С. 12-16.
  4. Ефремов А. «Современная черно-белая фотография», 2011 г.
  5. Ричард Миздал «Секреты черно-белой фотографии», 2012г.

Поделиться

976

Вилкова П. В. Монохромный мир черно белой фотографии // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 26-29. URL: https://apni.ru/article/8688-monokhromnij-mir-cherno-beloj-fotografii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря