Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Подходы к определению понятий «стресс» и «стрессовая ситуация»

Подходы к определению понятий «стресс» и «стрессовая ситуация»

Рубрика

Психология

Ключевые слова

стресс
стрессовая ситуация
концептуальная основа

Аннотация статьи

В научной литературе понятие «стресс» представлено в разных значениях: как событие, нарушающее гомеостазис; как реакция или состояние психофизиологического напряжения; как трансактный процесс непрерывный процесс взаимодействия индивида со средой. Каждое из рассмотренных значений понятия «стресс» имеет концептуальную основу.

Текст статьи

Учение о стрессе разработал канадский патофизиолог Ганс Селье, и основано оно на понятии общего адаптационного синдрома.

Впервые сам термин «стресс», упоминается Г. Селье в его концептуальной модели и означает: «особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель» [19].

В 1956 году психофизиолог переформулировал это определение, углубив и расширив его таким образом: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [19, с. 32].

Физиологические аспекты стресса были освещены еще У. Кэнноном в 1914 г. Он описал два типа реакций в экстремальных ситуациях: борьбы и бегства [12]. Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус [20].

Термин «стресс» подвергался существенным переосмыслениям, на протяжении всего своего теоретического существования. Появились такие понятия как «стрессор» - обозначающие и физическое, и психологическое воздействие, а понятие «стресс» – реакцию на любые события, к которым организму следует приспособиться. Г. Селье отдельно подчеркивал, считая очень важным: «пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем - мы будем испытывать стресс. Он - вкус и аромат жизни» [19].

В. С. Лебедева [14, с. 147-149] определяет стресс, как необходимое средство, запускающие реакции человеческого организма в ответ на стрессоры, или как ученый называет их в своих трудах – агенты – проявляющиеся в ходе филогенеза. Опасность, которую представляет стрессор, может носить как реальный характер, так и символический.

Автор утверждал, что характер стрессора не так важен, важно то, как индивид воспринимает опасность [14, с. 34]. Самая сильная угроза – это возможность нарушения целостности организма человека.

По утверждению Л. А. Вайнштейна: «стресс – это состояние организма, которое характеризуется развертыванием механизма адаптации, чем обеспечивает положительный фон для индивидуальных гомеостатических реакций и мобилизации защитных способностей организма» [4, с. 221].

Самым оптимальным, с точки зрения научной значимости, мы считаем такое определение: «стресс – это обязательное проявление жизнедеятельности» А. Р. Акимовой [1, с. 34]. Каждый человек подвергался влиянию внешних раздражителей. На сегодняшний момент известно, что их интенсивность варьируется произвольным образом и никак не зависит от желаний индивида им подверженного. Если интенсивность раздражителя можно назвать относительно умеренной, то у человека запустится, так называемый, мобилизующий стрессовый эффект.

Но если человек в своей жизни или деятельности столкнётся с раздражителем, интенсивность которого можно назвать повышенной то это может спровоцировать у человека развитие разного рода отклонений – психических и соматических.

Г. Селье трактует феномен стресса, еще и как «генеральный адаптационный синдром» [19].

Он классифицировал и описал следующие структурно-динамические характеристики стресса и его протекания:

  • общая стадия тревоги;
  • стадия резистентности;
  • стадия истощения [19].

С точки зрения физиологии, в современной науке, проявления и последствия всех стадий, через которые проходит человек во время стрессовой для него ситуации, достаточно четко и подробно изучены.

Первая стадия - характеризует первичный ответ человеческого организма на стрессор или внешний стимул, здесь активируется симпатическая нервная система.

По теории Г. Селье на этой стадии у организма происходит накопление адаптивных сил: «начинает работать интенсивней кора надпочечников, усиливается выделение адреналина, в крови увеличивается концентрации сахара, тимус уменьшается. В желудочно-кишечном тракте могут появиться язвенные новообразования. Значение подобных изменений для оптимального функционирования организма рассматривается неоднозначно» [19, с. 34].

Происходит мобилизация и активация защитных сил и ресурсов организма человека, здесь можно говорить об интересной реакции, называемой феномен «второго дыхания», а также, возможно ощущение душевного подъема, и т. д. Эта стадия несет в себе минимальные угрозы для здоровья человека, однако же, на этом же этапе проживания стресса, у человека может наблюдаться, состояния беспричинной тревоги, эмоциональный дискомфорт, возможны сбои разного характера в психики.

На второй стадии организм, мобилизовавшись, использует свои имеющиеся ресурсы, «стараясь оказать необходимое «сопротивление» на воздействия стрессора, и на максимально субъективно возможном уровне, решить текущие задачи. С точки зрения физиологии этот процесс выглядит так: в кровь начинает поступать кортизол, вырабатываемый надпочечниками» [19]. Вместе с этим, не стоит забывать, что ресурсы энергии организма человека, это ограниченный ресурс, который не может использоваться бесконечно, и нуждается в восстановлении. Если же человек не имеет возможности восстановить свои ресурсы долгое время, то возможны нежелательные последствия для организма и психики.

Как правило, они происходят на третьей стадии протекания стресса, которую выделяют ученые. Она характеризуется предельным исчерпанием практически всех адаптационных резервов человека. Это, обычно, приводит к снижению сопротивляемости стрессовым ситуациям и не возможности изменить ситуацию, вызывающую дискомфорт и напряжение у человека.

Обращаясь к физиологии человеческого организма, мы можем наблюдать на данной стадии появлении и стремительное развитие заболеваний, разных воспалений, которые с большой долей вероятности перетекут в хроническую стадию характер. Кроме этого, частыми последствиями третей стадии переживания стресса являются психические нарушения.

Г. Селье, разработав свою теорию стресса, положил начало массе других, новых исследований связанных с изучением стрессовых состояний людей, их чувств и поведения. Многие последователи ученого брали за основу его концепцию, создавая свои модели стресса, используя ее некоторые постулаты и совмещая их с новой методологией.

Классификация механизмов компенсации, используемые человеческой психикой в стрессовых ситуациях, принадлежит А. Б. Леоновой. Она разделила их на две группы: «продуктивная мобилизация» и «дезорганизация личности». Она пишет, что: «классификация базируется на анализе становления и развития рефлексивного, исполнительского и когнитивного уровней человеческой деятельности под влиянием нагрузок» [13].

Большое внимание, во время изучения данного феномена, было обращено на деструктивные и конструктивные аспекты проявления стресса у человека. Не секрет, что в обыденном сознании стресс считается негативным последствием тяжёлых жизненных ситуаций. Но уже давно доказано, что стресс имеет несколько типов.

Положительный стресс или «эустресс» служит мобилизующим эффектом в деятельности. Это небольшой и непродолжительный стресс, он оптимизирует эмоционально-волевые и познавательные процессов психики человека.

Негативный же стресс, который принято называть – «дистресс», выражается в разного рода психосоматических феноменах, сообщает Л. Г. Дикая [8, с. 127]. На данный момент существует достаточное количество типологий и классификаций стресса, изучающих его со всех возможных ракурсов. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.

М. А. Одинцова [16] использовала такую классификацию стресса:

  1. Фрустрация – это переживание эмоциональной природы в момент проживания человеком какой-либо невозможности получить необходимый результат, достигнуть субъективно важной цели «хочу, но не могу».
  2. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта формируется при возникновении двух противоречивых, но в то же время одинаково значимых для человека, мотивов.
  3. Фрейд был первым, кто заметил и описал данный феномен в поведении человека. Он обращал внимание на внутренне противоречия, терзающие человека: «суть данного феномена в абсолютной невозможности удовлетворить свою потребность, по тому, как, она противоречит другим, не менее значимым, потребностям» [16, с. 65].

Р. В. Куприанов [9] сообщает, что еще одна довольно интересная классификация принадлежит К. Левину. В ней он выделил три типа внутриличностного конфликта:

  1. «Приближение – приближение» - основная причина этого конфликт заключается в необходимости осуществить выбор между двумя или более целями. Вся сложность заключается в том, что две альтернативные цели одинаково приятны, значимы, желаемы или привлекательны, для индивида в равной степени. И при выборе одного из решений, человек теряет возможность воплотит альтернативные варианты. Подобные ограничения, связанные с приятием таких решений, несут в себе стресс, могут привести к фрустрации или депрессии;
  2. «Избегание – избегание» – в конфликте этого типа предполагается вариант противоположный вышеприведенному. Выбор осуществляется между целями, которые по каким-либо причинам, непривлекательны или незначимы для индивида. Любое принятое человеком решение спровоцирует переживания негативных эмоциональных состояний» [9]. Из-за этого в данном типе конфликта, распространено затягивание принятия решения;
  3. «Приближение - избегание» - в этом типе конфликтов подразумевается одновременно негативные и позитивные последствия для индивида. Важным здесь является факт того, чтобы человек сумел как можно более тщательно и вдумчиво проанализировать все возможные последствия, хорошие и плохие, и на этом основании, сделать осознанный выбор. В противоположном случае этот конфликт приобретет пролонгированный характер и будет увеличивать стресс.

Н. А. Кора [10] приводит данные, что в целом ученые обычно останавливаются на классификации, где называется пять видов стресса:

  • физиологический стресс: «это реакция организма человека, точнее его тела, на непосредственно осуществляемое влияние. Они могут быть как внутренними, так и внешними. К внешним воздействиям мы можем отнести: вибрация, некомфортная температура, яркий или тусклый свет, шум, голод, резкие запахи. Внутренние факторы – это аборт, роды, болезни, состояние после удаления эндокринного органа, продолжительные изматывающие недомогания», считает М. А. Сычева [17, с. 139-142]. Основной способ проявления здесь – это, так называемые, физические сдвиги - признаки вегетативной и нейрогуморальной активации, и, кроме того, они будут сопровождаться переживаниями физического дискомфорта;
  • психологический стресс – главными факторами развития этого типа стресса являются неблагоприятные отношения с окружающими людьми, родственниками, коллегами и т. д. или неуверенности в будущем, отсутствие целей, неопределенность дальнейших действий, шаткость текущего положения, пишет П. С. Гуревич [7].

К физиологическим последствиям этого типа стресса обычно причисляют изменения обычных эмоциональных реакциях на более острые, в нарушении протекания процессов психики, изменения мотивации или полное ее отсутствие, нарушениях речи и двигательного поведения, в крайних случаях возможна дезорганизация;

  • эмоциональный стресс – возникает, если индивид подвержен влиянию сильных чувств, эмоций. Он может быть самого разного спектра – радости, страха, грусти, тревоги и т. д. Здесь важна не направленность эмоции, а сила ее переживания для человека. Этот вид стресса, имеет место не только, при грозящей человеку опасности смерти или возможной потери, но и при большой и внезапной радости, считает И. В. Васильева [3].

Проявляться этот вид стресса может в росте тревоги и беспокойства, напряжении без видимых причин, довольно часто наблюдается ухудшением сна.

Изменению подвергаются доминирующие привычки человека: ранее аккуратные люди вдруг становятся неряхами, а общительные - замыкаются. У многих появляются чувства беспомощности, подавленности, депрессии, состояние названое «эмоциональным взрывом», так же будет весьма вероятным. Одно из самых опасных последствий переживания этого вида стресса в возможном возникновении мыслей, содержащих угрозу самоубийства, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут быть предварены в действия;

  • информационный стресс: «возникает если человека обладает слишком большим или малым объемом информации», считает М. Б. Кубанова [11, с. 213-217]. Кратко говоря, данный вид стресса проявляется при отсутствии необходимой информации, ее противоречивости, необоснованности или неполноты. В таких неблагоприятных условиях человеку приходится опираться на свой собственный опыт и строить гипотезы и догадки о реальном положении дел.

Неопределенность ситуации, неуверенность в правильности и сообразности поступков и решений, способствует возрастанию уровня напряжения. Большое количество информации, носящий негативный характер, также способствует возникновению переживаний и напряжения.

Основная черта данного типа стресса состоит в том, человеку становится слишком тяжело справится с поставленной задачей, из-за неспособности приять необходимое решение;

  • управленческий стресс: «возникает, если слишком велик риск принимаемых решений, и они не соответствуют моральной устойчивости индивида», по мнению В. Я. Апчел [2, с. 226-260].

Сейчас разграничение видов стресса все больше носит чисто формальный характер. Ж. Станишевская [18, с. 16] считает, что дифференциация стресса чрезвычайно сложна и крайне условной, а в зарубежной литературе и вовсе отсутствует.

Кроме этого, рассмотрим факторы, которые обуславливают устойчивость к стрессу у человека. Обобщая мнения разных ученых, мы выделили следующие факторы:

  • личностный смысл, по мнению А. О. Прохорова;
  • индивидуальный анализ персональных условий – Т. А. Немчин, Н. И. Наенко, М. Тишкова;
  • личные ценности человека, по мнению Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульханова-Славской;
  • важность действия, с точки зрения человека – Н. Д. Левитов, Л. И. Ермолаева;
  • проблема эмоциональной устойчивости – О. А. Черникова, Л. А. Китаев-Смык, Л. М. Аболин;
  • выносливость индивида и свойства его нервной системы – В. Д. Небылицин;
  • опыт личности, в эмоциональных переживаниях напряженных ситуаций – М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко;
  • грань психической адаптации, по мнению Л. П. Гримак.

Что касается выделения стресс-факторов, то в определении Н. Е. Водопьяновой стрессоры – это внешние и внутренние факторы, в результате действия которых человек оказывается в стрессовом состоянии [5, с.297].

Согласно А. В. Либиной, «стрессоры определяются как специфические взаимоотношения между окружающей средой и человеком, которые когнитивно воспринимаются как отягощающие и превышающие внутренние ресурсы человека или представляющие угрозу для его благополучия» [15].

Согласно Дж. Гринбергу, «стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, – это различные факторы, угрожающие безопасности» [6].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в научной литературе проблема стресса является широко изученной и представленной разнообразным спектром понятий, теорий и классификаций.

Список литературы

  1. Акимова А.Р. Практикум по психологии стресса: в 4 ч. Часть 2. Стрессоры и изменяющие жизнь события. Ульяновск: Зебра, 2015. 113 с.
  2. Апчел В.Я., Лымаренко В.М., Павлова Н.В., Леонтьев О.В. Исторические аспекты изучения проблемы стресса // Вестник российской военно-медицинской академии. 2012. № 4(40). С. 226-260.
  3. Васильева И.В. Психотехники и психодиагностика в управлении персоналом: практическое пособие. М.: Юрайт, 2023. 122с.
  4. Вайнштейн Л.А. Психология управления: учеб.-метод. комплекс для специальностей: 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», 1-23 01 04 «Психология». Минск: БГУ, 2016. 519 с.
  5. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2023. 283с.
  6. Гринбергер Д. Разум рулит настроением. Измени свои мысли, привычки, здоровье, жизнь. СПб.: Питер, 2020 320 с.
  7. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 495 с.
  8. Дикая Л.Г. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 624 с.
  9. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
  10. Кора Н.А. Психология экстремальных и критических ситуаций. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2020 145 с.
  11. Кубанова М.Б. Управление конфликтами и стрессами // Матрица научного познания. 2020. № 4. С. 213-217.
  12. Кеннон У. Физиология эмоций: Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Ленинград: Прибой, 1927. 173 с.
  13. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
  14. Лебедева В.С. Особенности стресса личности и возможности его предотвращения // Научный альманах. 2020. № 2-2 (64). С. 147-149.
  15. Либина А.В. Психология совладания: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 318с.
  16. Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 299 с.
  17. Сычева М.А. Профилактика профессионального выгорания. Особенности управления профессиональным стрессом // Перспективы социально-экономического развития России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 21 февраля 2020 г.). Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. С. 139-142.
  18. Станишевская Ж. Стресс, индивид, личность: от дистресса к эустрессу // Studia Humanitatis. 2020. № 1. С. 16.
  19. Селье Г. Стресс без дистресса / общ. ред. Е. М. Крэпса; предисл. Ю.М. Саарма; пер. с англ. А.Н. Лука, И.С. Хорола. М.: Прогресс, 2012. – 126 с.
  20. Lazarus R. Psychological Stress and the Coping Process. New York: McGrow-Hill, 1966. 173 p.

Поделиться

1597

Чернова Е. Н. Подходы к определению понятий «стресс» и «стрессовая ситуация» // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 81-85. URL: https://apni.ru/article/8693-podkhodi-k-opredeleniyu-ponyatij-stress-stres

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря