Автор(-ы):
Чернова Елена Николаевна
7 марта 2024
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В научной литературе понятие «стресс» представлено в разных значениях: как событие, нарушающее гомеостазис; как реакция или состояние психофизиологического напряжения; как трансактный процесс непрерывный процесс взаимодействия индивида со средой. Каждое из рассмотренных значений понятия «стресс» имеет концептуальную основу.
Текст статьи
Учение о стрессе разработал канадский патофизиолог Ганс Селье, и основано оно на понятии общего адаптационного синдрома.
Впервые сам термин «стресс», упоминается Г. Селье в его концептуальной модели и означает: «особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель» [19].
В 1956 году психофизиолог переформулировал это определение, углубив и расширив его таким образом: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [19, с. 32].
Физиологические аспекты стресса были освещены еще У. Кэнноном в 1914 г. Он описал два типа реакций в экстремальных ситуациях: борьбы и бегства [12]. Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус [20].
Термин «стресс» подвергался существенным переосмыслениям, на протяжении всего своего теоретического существования. Появились такие понятия как «стрессор» - обозначающие и физическое, и психологическое воздействие, а понятие «стресс» – реакцию на любые события, к которым организму следует приспособиться. Г. Селье отдельно подчеркивал, считая очень важным: «пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем - мы будем испытывать стресс. Он - вкус и аромат жизни» [19].
В. С. Лебедева [14, с. 147-149] определяет стресс, как необходимое средство, запускающие реакции человеческого организма в ответ на стрессоры, или как ученый называет их в своих трудах – агенты – проявляющиеся в ходе филогенеза. Опасность, которую представляет стрессор, может носить как реальный характер, так и символический.
Автор утверждал, что характер стрессора не так важен, важно то, как индивид воспринимает опасность [14, с. 34]. Самая сильная угроза – это возможность нарушения целостности организма человека.
По утверждению Л. А. Вайнштейна: «стресс – это состояние организма, которое характеризуется развертыванием механизма адаптации, чем обеспечивает положительный фон для индивидуальных гомеостатических реакций и мобилизации защитных способностей организма» [4, с. 221].
Самым оптимальным, с точки зрения научной значимости, мы считаем такое определение: «стресс – это обязательное проявление жизнедеятельности» А. Р. Акимовой [1, с. 34]. Каждый человек подвергался влиянию внешних раздражителей. На сегодняшний момент известно, что их интенсивность варьируется произвольным образом и никак не зависит от желаний индивида им подверженного. Если интенсивность раздражителя можно назвать относительно умеренной, то у человека запустится, так называемый, мобилизующий стрессовый эффект.
Но если человек в своей жизни или деятельности столкнётся с раздражителем, интенсивность которого можно назвать повышенной то это может спровоцировать у человека развитие разного рода отклонений – психических и соматических.
Г. Селье трактует феномен стресса, еще и как «генеральный адаптационный синдром» [19].
Он классифицировал и описал следующие структурно-динамические характеристики стресса и его протекания:
С точки зрения физиологии, в современной науке, проявления и последствия всех стадий, через которые проходит человек во время стрессовой для него ситуации, достаточно четко и подробно изучены.
Первая стадия - характеризует первичный ответ человеческого организма на стрессор или внешний стимул, здесь активируется симпатическая нервная система.
По теории Г. Селье на этой стадии у организма происходит накопление адаптивных сил: «начинает работать интенсивней кора надпочечников, усиливается выделение адреналина, в крови увеличивается концентрации сахара, тимус уменьшается. В желудочно-кишечном тракте могут появиться язвенные новообразования. Значение подобных изменений для оптимального функционирования организма рассматривается неоднозначно» [19, с. 34].
Происходит мобилизация и активация защитных сил и ресурсов организма человека, здесь можно говорить об интересной реакции, называемой феномен «второго дыхания», а также, возможно ощущение душевного подъема, и т. д. Эта стадия несет в себе минимальные угрозы для здоровья человека, однако же, на этом же этапе проживания стресса, у человека может наблюдаться, состояния беспричинной тревоги, эмоциональный дискомфорт, возможны сбои разного характера в психики.
На второй стадии организм, мобилизовавшись, использует свои имеющиеся ресурсы, «стараясь оказать необходимое «сопротивление» на воздействия стрессора, и на максимально субъективно возможном уровне, решить текущие задачи. С точки зрения физиологии этот процесс выглядит так: в кровь начинает поступать кортизол, вырабатываемый надпочечниками» [19]. Вместе с этим, не стоит забывать, что ресурсы энергии организма человека, это ограниченный ресурс, который не может использоваться бесконечно, и нуждается в восстановлении. Если же человек не имеет возможности восстановить свои ресурсы долгое время, то возможны нежелательные последствия для организма и психики.
Как правило, они происходят на третьей стадии протекания стресса, которую выделяют ученые. Она характеризуется предельным исчерпанием практически всех адаптационных резервов человека. Это, обычно, приводит к снижению сопротивляемости стрессовым ситуациям и не возможности изменить ситуацию, вызывающую дискомфорт и напряжение у человека.
Обращаясь к физиологии человеческого организма, мы можем наблюдать на данной стадии появлении и стремительное развитие заболеваний, разных воспалений, которые с большой долей вероятности перетекут в хроническую стадию характер. Кроме этого, частыми последствиями третей стадии переживания стресса являются психические нарушения.
Г. Селье, разработав свою теорию стресса, положил начало массе других, новых исследований связанных с изучением стрессовых состояний людей, их чувств и поведения. Многие последователи ученого брали за основу его концепцию, создавая свои модели стресса, используя ее некоторые постулаты и совмещая их с новой методологией.
Классификация механизмов компенсации, используемые человеческой психикой в стрессовых ситуациях, принадлежит А. Б. Леоновой. Она разделила их на две группы: «продуктивная мобилизация» и «дезорганизация личности». Она пишет, что: «классификация базируется на анализе становления и развития рефлексивного, исполнительского и когнитивного уровней человеческой деятельности под влиянием нагрузок» [13].
Большое внимание, во время изучения данного феномена, было обращено на деструктивные и конструктивные аспекты проявления стресса у человека. Не секрет, что в обыденном сознании стресс считается негативным последствием тяжёлых жизненных ситуаций. Но уже давно доказано, что стресс имеет несколько типов.
Положительный стресс или «эустресс» служит мобилизующим эффектом в деятельности. Это небольшой и непродолжительный стресс, он оптимизирует эмоционально-волевые и познавательные процессов психики человека.
Негативный же стресс, который принято называть – «дистресс», выражается в разного рода психосоматических феноменах, сообщает Л. Г. Дикая [8, с. 127]. На данный момент существует достаточное количество типологий и классификаций стресса, изучающих его со всех возможных ракурсов. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.
М. А. Одинцова [16] использовала такую классификацию стресса:
Р. В. Куприанов [9] сообщает, что еще одна довольно интересная классификация принадлежит К. Левину. В ней он выделил три типа внутриличностного конфликта:
Н. А. Кора [10] приводит данные, что в целом ученые обычно останавливаются на классификации, где называется пять видов стресса:
К физиологическим последствиям этого типа стресса обычно причисляют изменения обычных эмоциональных реакциях на более острые, в нарушении протекания процессов психики, изменения мотивации или полное ее отсутствие, нарушениях речи и двигательного поведения, в крайних случаях возможна дезорганизация;
Проявляться этот вид стресса может в росте тревоги и беспокойства, напряжении без видимых причин, довольно часто наблюдается ухудшением сна.
Изменению подвергаются доминирующие привычки человека: ранее аккуратные люди вдруг становятся неряхами, а общительные - замыкаются. У многих появляются чувства беспомощности, подавленности, депрессии, состояние названое «эмоциональным взрывом», так же будет весьма вероятным. Одно из самых опасных последствий переживания этого вида стресса в возможном возникновении мыслей, содержащих угрозу самоубийства, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут быть предварены в действия;
Неопределенность ситуации, неуверенность в правильности и сообразности поступков и решений, способствует возрастанию уровня напряжения. Большое количество информации, носящий негативный характер, также способствует возникновению переживаний и напряжения.
Основная черта данного типа стресса состоит в том, человеку становится слишком тяжело справится с поставленной задачей, из-за неспособности приять необходимое решение;
Сейчас разграничение видов стресса все больше носит чисто формальный характер. Ж. Станишевская [18, с. 16] считает, что дифференциация стресса чрезвычайно сложна и крайне условной, а в зарубежной литературе и вовсе отсутствует.
Кроме этого, рассмотрим факторы, которые обуславливают устойчивость к стрессу у человека. Обобщая мнения разных ученых, мы выделили следующие факторы:
Что касается выделения стресс-факторов, то в определении Н. Е. Водопьяновой стрессоры – это внешние и внутренние факторы, в результате действия которых человек оказывается в стрессовом состоянии [5, с.297].
Согласно А. В. Либиной, «стрессоры определяются как специфические взаимоотношения между окружающей средой и человеком, которые когнитивно воспринимаются как отягощающие и превышающие внутренние ресурсы человека или представляющие угрозу для его благополучия» [15].
Согласно Дж. Гринбергу, «стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, – это различные факторы, угрожающие безопасности» [6].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в научной литературе проблема стресса является широко изученной и представленной разнообразным спектром понятий, теорий и классификаций.
Список литературы
Поделиться
Чернова Е. Н. Подходы к определению понятий «стресс» и «стрессовая ситуация» // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 81-85. URL: https://apni.ru/article/8693-podkhodi-k-opredeleniyu-ponyatij-stress-stres