Одним из ведущих направлений практического богословия на сегодняшний день является тема организации новых церквей. В этой области уже написано много книг, проведён ряд серьёзных исследований, и, в силу многогранности данной тематики, она не теряет свою актуальность. Более того, ещё большую значимость она приобретает в эпоху, когда немалая часть мирового сообщества становится постхристианской. Возможно, что мы живём в эпоху, когда тема основания новых церквей является столь же актуальной, как и во времена апостолов.
Исследуя вопросы и различные аспекты процесса основания новых церквей, в богословии мы, несомненно, приходим к тому, что организация новых церквей напрямую зависит от сверхъестественного действия Бога, Святого Духа и, вместе с тем, в этом процессе есть существенный человеческий фактор. Огромнейшую роль, которую, на наш взгляд, очень трудно переоценить, играет личность основателей (или, в редких исключениях, основателя) новой общины, их непосредственные действия, направленные на организацию новой церкви и их образ жизни. Именно осознание этой колоссальной значимости и влияния, которое, возможно даже непроизвольно, будет оказывать основатель поместной церкви на будущую общину и на среду, в которой эта община будет организована, приводит нас к необходимости исследовать основные характеристики, которыми должен обладать основатель общины.
Основными фундаментальными источниками исследования в данной области являются тексты Нового Завета, поскольку именно они являются первоисточниками учения о церкви (экклезиология). Именно в текстах Нового Завета мы видим каким был первоначальный замысел Иисуса Христа для Всемирной Церкви (в богословии ее принято называть Вселенской) и для конкретных поместных общин. Именно в Его учении, и в последующей практике ранней церкви первого века, руководителями которой являлись апостолы, ученики Иисуса Христа, мы видим не только богословские основы существования и функционирования церкви, но и прикладные истины, которые актуальны и по сей день. Вместе с тем, значительную часть учения Нового Завета занимают прямые наставления или косвенные наглядные примеры о том, какой должна быть личность основателя новой поместной церкви.
Мы твёрдо убеждены, что, несмотря на различность исторических эпох и разнообразие культурного фона первой и современных церквей, принципы, оставленные Иисусом Христом и Его апостолами, являются универсальными и применимыми сегодня. Об этом свидетельствуют и современные авторы, исследующие проблемы основания новых церквей. Фактически, современные авторы показывают, что принципы, изложенные в Новом Завете, продолжают быть актуальными и релевантными сегодня. По этой причине в нашем исследовании мы будем опираться и на их труды.
Перед нами стоит задача выявления набора главных атрибутов, которыми необходимо обладать основателю новой церкви. Вместе с тем, в данном подходе есть определённая серьёзная опасность, которая заключается в том, что в поиске этих общих характеристик мы непроизвольно можем устранить многогранность Тела Христова (Церкви Вселенской, представленной конкретными поместными общинами). Другими словами, осознавая всю красоту многообразности Божьего замысла о церкви, понимая, что каждая поместная церковь индивидуальна, равно как и каждый основатель церкви обладает своим набором личностных качеств, особенностей, сильных и слабых сторон, в рамках данного исследования мы имеем своей целью выделить минимальный набор качеств характеристик, атрибутов, которыми должен обладать основатель новой общины, без ущерба его личной индивидуальности, не ущемляя многообразия методов и инструментов служения. Данный минимально необходимый набор мы назовём «ДНК» основателя церкви.
Почему именно ДНК?
ДНК, или дезоксирибонуклеиновая кислота, обеспечивает хранение и передачу из поколения в поколение наследственной информации у человека и большинства других организмов. В каждой клетке организма человека хранится одна и та же ДНК, большая часть которой находится в ядре клетки [5, c. 8]. ДНК – это макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования любых живых организмов, будь то люди, животные, растения, грибы или бактерии [6, c. 31].
В своей книге «Органическая церковь» Нейл Кол пишет: «в органическом мире, будь то кузнечики или церкви, ДНК является внутренним кодом, сохраняющим целостность каждой размножаемой клетки» [4, с. 151]. Также он подмечает, что ДНК никогда не меняется, но она просто направляет процесс умножения изнутри каждой маленькой клеточки, формируя всё тело. Например, женщина не смогла бы родить взрослого полностью сформированного человека. Жизнь в новорождённом младенце начинается задолго до рождения в зародыше, в тот момент, когда произошло зачатие, и именно тогда необходимая для роста и формирования взрослого человека ДНК была передана [4, с. 134]. Фактически, говоря о понятии ДНК основателя церкви, мы имеем в виду набор ключевых характеристик, атрибутов, качеств, включающих в себя ценности, к которому нельзя ничего добавить в качестве основного компонента, и от которого нельзя ничего убавить. Это одновременно и минимальный набор характеристик, и в то же время исчерпывающий набор обязательных основных фундаментальных качеств. По аналогии с человеком одна лишняя хромосома в человеческом гене может привести к синдрому Дауна и умственной отсталости. Конечно же, такой человек может жить, но этот синдром не позволяет человеку полноценно функционировать, как это могло бы быть. В рамках данного исследования перед нами стоит задача определить основные компоненты здоровой ДНК основателя церкви.
Итак, для того, чтобы определить основные элементы ДНК основателя или основателей новой церкви, обратимся к тексту библейской книги Деяния. Особый интерес в данном контексте представляет 13 глава. С самого начала главы описывается старт первого миссионерского путешествия апостола Павла. Многие исследователи Нового Завета небезосновательно считают, что к этому времени антиохийская церковь уже становилась значимым центром христианства. Именно из этой церкви вышли основатели большей части церквей тогдашнего древнего мира. Церковь в Антиохии являлась своего рода миссионерским центром апостола Павла. Лука, автор книги Деяния, так описывает отделение Варнавы и Савла на миссионерское служение:
«В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян 13:1-3).
В этом тексте описывается важнейшее событие, ставшее отправной точкой для крупнейшего движения основания новых церквей в первом веке. Автор книги Деяния очень точно подмечает благоприятную среду, в которой происходит призвание на служение основания новых церквей (миссионерское служение). «В Антиохии, в местной церкви...» [9, с. 1643] – означает, что будущие основатели церкви не были «сами с усами», это не были герои-одиночки, не самодостаточные «суперслужители», но они являлись частью конкретной общины. Они являлись частью команды антиохийской церкви. Они взаимодействовали друг с другом, вместе служили, вместе молились, вместе постились. Именно когда они были вместе происходит призвание Варнавы и Савла на миссию. И именно они как команда признали Божественный призыв [7, с. 430]. Это и есть один из элементов ДНК основателя церкви – отношения. Возможно, это именно то, о чём говорил Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Мы ещё встретимся с этим элементом ДНК в продолжении нашего исследования, а пока рассмотрим, какие ещё есть элементы в рассматриваемом тексте из книги Деяния 13 главы.
«Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал...» (Деян 13:2). Интересно то, что евангелист Лука, описывая жизнь команды и будущих основателей церквей, употребляет весьма интересное слово, которое в русском синодальном тексте переведено как «служили». В классическом греческом языке это слово («λειτουργούντων» от глагола «λειτουργέω») использовалось для описания добровольного служения государству. Также оно обозначало исполнение обязанностей, которые возлагались государством на граждан, особо выдающихся своей мудростью либо богатством. Во времена Нового Завета оно стало использоваться в значении службы священника или храмового служителя [7, с. 430]. Говоря о значении этого слова, Жан Кальвин подчеркивает: «у Христианской церкви имеется иной вид священства, чтобы всякий приносил в жертву Богу себя и себе принадлежащее» [3].
И именно в этом акте поклонения Богу, когда эти пророки и учители постились, Дух Святой сказал отделить Варнаву и Савла на миссию. Здесь ещё один не менее важный элемент ДНК основателя церкви – Бог и Его Слово, богоцентризм, христоцентризм. С одной стороны, речь о том, что основатель церкви сосредоточен на Боге, сфокусирован на Христе, Который является для него наивысшей ценностью. Жизнь каждого служителя антиохийской церкви была посвящена Христу, каждый из них приносил себя Богу в живую жертву. Жизнь каждого члена этой команды являлась отражением их преклоненного перед Христом сердца. Если ветхозаветные священники приносили в жертву животных, убивая их, то новозаветное священство в том, чтобы приносить Богу живую жертву, жить для Христа и вместе с Ним. С другой стороны, этот элемент ДНК включает в себя Божье суверенное призвание и участие в деле основания новых церквей. Это Бог решил, что именно Варнаву и Савла нужно отделить, избрать, призвать и послать на миссию. А это и есть ещё один, третий элемент ДНК основателя церкви – миссия. В рассматриваемом нами тексте Бог говорит, что призвал Варнаву и Савла на особое дело.
Далее церковь в лице своих служителей, отправляет основателей на миссию. «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3). Миссионеры были посланы и стали ходить из города в город, основывая новые церкви через проповедь Евангелия. Это и есть миссия в ДНК основателя церкви.
Интересно заметить, что эти же три элемента ДНК вырисовываются в 11 главе книги Деяния, когда антиохийская церковь только была основана. «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян 11:20-21). Кипряне и Киринейцы как раз и были той командой основателей, сконцентрированных на Господе Иисусе и на благовестии. Во-первых, сосредоточенность на Боге, богоцентризм и активное Божье участие. Во-вторых, команда, общинность, отношения. В-третьих, благовестие.
Здесь хочется также обратить особое внимание на 21 стих. Он показывает абсолютную зависимость основателей церкви от действия Бога. Это же мы видели в 13 главе, когда Сам Дух Святой сказал отделить служителей и даже указал кого. Без действия Бога основания церквей не произошло бы, миссии бы не было. И здесь Лука словно подчёркивает, что большое число не евреев присоединилось к церкви, став новой общиной, потому что Божья рука была с основателями церкви. Настоящий основатель церкви – это не просто менеджер, который знает, как всё правильно сделать, по выверенной отработанной технологии, но это Божий слуга, который осознаёт свою абсолютную зависимость от Бога.
Ещё более ярче эти три компонента представлены в продолжении этой же главы книги Деяния. Когда руководство иерусалимской церкви услышало, что в Антиохии возникла церковь из язычников, было принято решение послать туда Варнаву. И хотя церковь уже существовала, его служение можно считать продолжением дела основателей этой церкви. Первая реакция Варнавы на то, что он увидел в Антиохии была следующей: «возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян. 11:23). Невооружённым взглядом видно то, чем «горит» Варнава. Он настойчиво просит, призывает, убеждает держаться Господа с твёрдым намерением в сердце. Варнава имеет настоящую «страсть» по Богу. Это первый элемент ДНК – Бог, сосредоточенность на Нём и на Его Слове, сконцентрированность на личности Христа. Это же видно в характере Варнавы – «он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян. 11:26).
Вместе с тем, несмотря на такую сфокусированность на Христе, Варнава не был героем-одиночкой. Второй элемент ДНК очень ярко присутствовал в его служении. Варнава был послан иерусалимской церковью, он был послан в церковь, и для служения в этой церкви Варнава находит себе помощника. Команда, отношения любви и заботы, общинность – всё это было особой ценностью для этого Божьего служителя. Поэтому он специально идет в Тарс, чтобы там найти Савла. И вот уже целый год они как одна команда служат в Антиохии (команда, отношения), учат людей Божьему Слову (Бог и Его Слово). И вот такая их жизнь и служение приводит к тому, что ученики впервые стали называться христианами, «сторонниками Христа» [9, с.1641]. Это миссия в окружающем их мире.
Особым вызовом, или тестом на наличие именно этих компонентов ДНК, является основанием новой церкви в Фессалониках. Дело в том, что Апостол Павел прибыл в Фессалоники во время второго миссионерского путешествия (прибл. 50 г. от Р. Х.) [9, с. 1894], но из-за начавшихся гонений проповедовал там только три субботы (Деян. 17:1–9). Посещение этого города было частью миссионерского путешествия, и, прибыв в этот город, Павел направился в синагогу, чтобы говорить людям о Христе. Это элемент ДНК – миссия.
И, фактически, проповедь Апостола Павла была абсолютно сконцентрирована на Христе, христоцентрична. Павел говорит из Писаний, Павел доказывает, что Иисус и есть Христос, Мессия, Павел учит о смерти и воскресении Иисуса. Это элемент ДНК – Бог и Его Слово. И, на первый взгляд, может показаться что не хватает одного элемента ДНК – отношения, но на самом деле этот компонент отчётливо присутствует. В Деян. 17:1 употреблено местоимение множественного числа «они пришли в Фессалонику», значит Апостол был не один. Детально эта небольшая команда описывается в 4 стихе: «Некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе». Далее в 10 стихе: «Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию...» (Деян 17:10). Отношения любви и заботы основателя естественным образом транслируются на остальных членов команды и церкви. Это братья по вере позаботились о Павле и о Силе, и быстро среагировали, отправив ночью их в Верию.
Почему мы ставим такой особый акцент на ДНК основателя церкви? Ответ достаточно прост – именно своё ДНК он будет транслировать новой церкви. Не зря же в нашем народе говорят: «каков поп, такой приход». Если ДНК основателя церкви поломана, то велика вероятность того, что церковь родится нездоровой. Поэтому в нашем фокусе ДНК основателя церкви.
Описанные выше элементы ДНК можно наглядно представить на следующей модели (см. рис.).
Рис. Модель ДНК основателя
Весьма близкими к нашим результатам исследования являются выводы служения и исследований Нейл Кола и Павла Каак. Говоря о ДНК церкви, Кол утверждает, что три основных компонента необходимы каждой частичке церкви, каждому ученику, и соответственно основателю церкви. Под тремя ключевыми компонентами они понимают Божественную истину, отношения заботы друг о друге и апостольскую миссию [4, с. 152].
Описывая модель новозаветного ученичества, Том Ульф называет практически идентичные три ключевых аспекта: Божественная истина отношения любви и заботы и апостольская миссия [4, с. 150].
В книге «Органическая церковь» Нейл Кол, основавший большое количество общин, пишет: «Божественная истина является импульсом апостольской миссии (Деян. 1:8). Апостольскую миссию также питают заботливые отношения (Ин. 13:35). Совершение миссии объединяет людей в отношениях любви друг ко другу (Фил. 1:27). Но одно остаётся неизменным: Божественная истина – начало всему» [4, с. 153].
Но возникает вопрос, что же эти исследователи понимают под Божественной истиной? Этот вопрос становится весьма актуальным по нескольким причинам. Если, к примеру, под Божественной истиной мы будем подразумевать просто какие-то священные тексты, то под это описание вполне себе подходят самые различные религиозные общины, совсем не обязательно являющимися последователями Иисуса Христа. Под это описание очень легко подходят иудейские и мусульманские общины, и также самые различные группы восточных культов. Без Христа – нет христианской общины! Если же под Божественной истиной мы считаем просто Бога, как некий Высший Разум, то опять же Христианской церкви не получится. В лучшем случае мы получим неплохое волонтерское движение.
Более внимательное прочтение трудов Нейл Кола позволяет сделать вывод, что под этим элементом, названным «Божественная истина» понимается истина, исходящая от Бога, которое явлена именно в личности Иисуса Христа и в Писании. И что интересно, Кол идёт дальше, подчёркивая, что Дух Божий, живущий в христианах, также является Божественной истиной [4, c. 152].
Нейл Кол и движение органических церквей, дают такое определение церкви: «Присутствие Иисуса среди Его народа, призванного как единая духовная семья к исполнению Его миссии на этой планете» [4, c. 79]. И хотя они признают, что данное определение достаточно пространно и широко, стоит заметить, что в этом определение весьма чётко прослеживаются 3 элемента ДНК, о которых мы ведем речь. И здесь весьма недвусмысленно прослеживается, что под Божественной истиной прямо понимается Иисус Христос.
Другой исследователь-практик основатель новых церквей Фрэнк Виола, исследуя вопрос, как Бог задумывал создавать церкви, приходит к выводу, что основа служения, от начала времён, и вплоть до наших дней зиждется на трёх основных элементах: Божественная жизнь (христианская жизнь), Божественное общение (единство, это примерно то что Новый Завет называет «koinonia») и апостольское служение (как делиться божественной жизнью и единством с другими). Фрэнк Виола усматривает эти три компонента в общении трёх Лиц Троицы ещё до создания мира, в замысле служения Христа в Назарете и Галилее, в ученичестве, которое осуществлял Иисус Христос по отношению к Своим апостолам. Эти же 3 элемента Виола замечает в служении апостола Павла и других апостолов, и утверждает, что это образец, который нельзя искажать [2, c. 90].
Несложно заметить, что 3 основных момента по версии Фрэнка Виолы практически совпадают с выводами нашего исследования. Компонент, названный им как Божественная жизнь, – это наш элемент ДНК – Христос и Его Слово. Божественное единство идентично нашему компоненту – отношения любви, заботы, общинность, команда. И наконец третий аспект ДНК в данном исследовании – миссия – по смыслу ничто иное как апостольское служение, по версии Фрэнка Виолы. Это о том, как делиться Божественной жизнью и единством с другими.
Ранее в данной работе мы рассматривали, как была организована церковь в городе Фессалоники. Несложно было заметить эти же три элемента ДНК. Известный пастор и основатель Русской Библейской церкви, Е. Ю. Бахмутский в своей книге «Евангелие в городе», исследуя первое послание апостола Павла к церкви в городе Фессалоники, замечает много важных аспектов характера и методов служителя. Среди прочего пастор-исследователь подмечает: «служителю крайне важно построить с церковью отношения любви... отношение любви и самоотдачи создаст атмосферу любви в наших собраниях» [1, с. 138]. Говоря о цели служителя, Бахмутский расставляет очень здравые акценты: «лишь Бог и Его слава являются правильными ориентирами... Но самое главное, у него (у служителя) будет ясная, чёткая и верная цель в его служении – помочь людям жить ради Бога и Его Царства. Его служение сфокусировано на Боге, оно инициировано Богом, оно направлено на Бога: к Его славе и в вечность к Нему. В сущности, единственный путь для построения богоугодного и эффективного служения есть богоцентризм [1, с. 142]. В контексте очевидно, что речь идет о христоцентризме, сосредоточенном на служении делу Евангелия Иисуса Христа. И хотя Е. Ю. Бахмутский не называет эти элементы как ДНК, он подчёркивает важность этих атрибутов.
Владислав Трескин, пастор Библейской церкви в Новой Москве, исследуя вопросы рождения новой общины и составляя дорожную карту основания новой церкви, прежде всего делает акцент на сердце основателя церкви: «во-первых, это осознание центральности поместной церкви... Во-вторых, уверенность в учении и внимательность к лидерам, которые его передают следующему поколению. В-третьих, нацеленность на то, чтобы Христос занимал центральное место в каждом участнике команды, с которой мы идём на ОНЦ» [8, с. 78]. Говоря же об основных характеристиках, на которые нужно обращать внимание, набирая команду ключевых лидеров, первой он выделяет готовность служить, благовествовать [8, с. 75].
Мы видим, что исследователи, имеющие разные подходы и взгляды к методике основания новых церквей, всё равно сходятся во мнении, что богоцентризм, отношения и миссия чрезвычайно важны в личности основателя церкви. Ряд исследователей называют эти 3 компонента элементами ДНК церкви, ученика, служителя. И, хотя слова названия этих трёх характеристик могут отличаться, в сущности речь об одном. Конечно, в рамках нашего исследования можно было бы выделить и другие дополнительные важные ценности, принципы и атрибуты основателя церкви. Впрочем, на наш взгляд, иные дополнительные компоненты могут рассматриваться как сочетание двух или трёх элементов ДНК, или как подмножество одного из элементов ДНК. Например, такое качество как жертвенность безусловно очень важно для основателя церкви, но оно может вполне органично рассматриваться как часть элемента христоцентризма, и отношений.
В заключение хочется добавить, что различного рода эксперименты с игнорированием какого-либо элемента ДНК всегда будут приводить к катастрофическим последствиям. Дело в том, что основатель новой общины в определённом смысле слова транслирует свое ДНК будущей поместной церкви. Как мы уже отмечали выше, если «убрать Христа» из этой модели, то основатель общины транслирует, передаст видение интересной доброй миссионерски направленной обшины, но, по сути, нехристианской. То, что получится в итоге, точно не будет церковью.
Если же мы уберём элемент отношений, любви, заботы, общинности, то скорее всего, как результат этого упрощения, мы получим сухую жёсткую организацию, у адептов которой нет живых дружеских взаимоотношений. Убрав же компонент миссии, априори невозможно здоровое основание новой поместной церкви, разве что путём раскола, что не является путём благословения.
Таким образом, исследуя учение Иисуса Христа, апостолов, библейские тексты и труды теологов, приходим к выводу, что ДНК основателя церкви должна состоять из 3 компонентов:
- Иисус Христос и Его Слово (богоцентризм, сфокусированность на Боге на Христе).
- Отношения (отношения любви и заботы друг о друге, единство, команда общинность).
- Миссия (как делиться Божественной жизнью и единством с другими).
Дальнейшее исследование взаимодействия этих трёх элементов ДНК является актуальной областью для дальнейшего исследования в практическом богословии.