Анализ данных, полученных при исследовании познавательных процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проводимого Т. Б. Филичевой, показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями [4].
Исследуя функцию внимания, Г. Х. Юсупова выявила, что дети с общим недоразвитием речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Исследуя речевую недостаточность, Г.Х. Юсупова выявила, что речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности мышления детей [5].
Сидорова У. М пишет, что по данным исследований, у детей с общим недоразвитием речи отмечается своеобразие психической деятельности: нарушения внимания, своеобразие словесно-логического мышления, недостаточное развитие способности к переключению, недостаточный уровень развития самоконтроля, низкая способность к запоминанию вербального материала, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям» [3].
Таким образом, изучив познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно сделать вывод, что «общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Следует отметить, что выявленные особенности познавательной деятельности при общем недоразвитии речи ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода, который предполагает выделение в структуре нарушения как речевой, так и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта» [1].
Игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольника, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра оказывает большое влияние на познавательное развитие дошкольника.
В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.
Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Из этого следует – игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности детей, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.
Использование дидактических игр способствует лучшему усвоению программного материала по развитию памяти и речи. Поэтому особую роль в развитии памяти у детей с общим недоразвитием речи играют дидактические игры. Так как у детей с общим недоразвитием речи в основном страдает вербальная и зрительная память, для коррекционной работы нами подобраны следующие дидактические игры на развитие зрительной, вербальной и двигательной видов памяти.
Итак, для развития памяти, мышления и внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи используются дидактические игры. Вот некоторые примеры игр на развитие психических процессов:
Дидактические игры на развитие восприятия: «Спрятанные изображения», «Узнай предмет по контуру», «Самая короткая, самая длинная», «Холодный, тёплый, горячий», «Следопыт», «Волшебная котомка», «Неделька», «Тихо – громко» и др.
Для развития памяти эффективны следующие игры: «Рисуем по памяти узоры», «Прогулка в картинках», «Запоминаем вместе», «Какой игрушки не хватает?» и др.
Игры «Что потерялось?», «Найди одинаковые предметы», «Музыка земли», «Добавь слово», «Найди отличия», «Волшебная звезда» следует использовать для развития внимания.
Развитию мышления способствуют следующие игры: «Назови одним словом», «Кто что любит?», «Бывает – не бывает», «Узнай по описанию», «Чередование» и др.
Игры «Превращения», «Что было бы, если…», «Истории из мешка», «Живые картинки» направлены на развитие воображения.
Подробно рассмотрим игру на развитие памяти «Запомни слово». Ребенку предлагается послушать несколько слов (к примеру, набор слов может быть следующим: корова, стол, шапка, машина, дом, собака, шкаф, яблоко) и запомнить их, а затем повторить.
Также запоминание отдельных слов можно включить в ход занятия, например, в дисциплину занятий по трудовому воспитанию. Это может быть починка детских игрушек и другие несложные занятия, где ребенок приучается именно к труду.
При подготовке к этому несложному виду работы, а также в процессе ее осуществляется потребность в простейших инструментах и различных материалах, которых нет в наличии в помещении, где базируется детская группа, но которые хранятся у воспитателя. Одному из детей предлагается получить у воспитателя необходимые для работы вещи (нам потребуется приблизительно 6–8 предметов).
Запоминание слов осуществляется в сюжетной игре, которую условно мы назовем «Экскурсовод». По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах, или инструментах, которых в этот момент у них нет. Такие предметы отчетливо называются одному из играющих детей (каждый раз это должен быть другой ребенок). Названия вещей участник должен вспомнить, придя за ними к воспитателю, находящемуся в другом помещении. (Каждый раз называется несколько предметов).
Несмотря на то, что данные игры направлены на развитие памяти, не следует упускать из виду и то, что без применения внимания и мышления, в данные игры невозможно играть. Таким образом, играя в игры на развитие памяти, дети упражняют и внимание, и мышление.
Подводя итоги работы по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи, можно сделать следующие выводы:
- Речевые нарушения у детей сопровождаются несформированностью других психических функций, а также очевидно, что в старшем дошкольном возрасте, ведущей и наиболее значимой в психическом развитии ребенка является память.
- Между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития совершено очевидна связь. Это специфические особенности мышления, внимания и памяти.