Управление международными проектами в образовании
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

Управление международными проектами в образовании

В статье рассматривается международная проектная деятельность в образовании. Исследуются ее становление и развитие в течение времени, рассматриваются особенности и выделяются общие тенденции. Показано, что стихийное внедрение такого рода инноваций только ухудшает состояние системы высшего образования в целом через актуализацию различных рисков. Предлагаются пути решения проблем в управлении международными проектами.

Аннотация статьи
интернационализация
международный проект
глобализация
проектная деятельность
интеграция
образование
Ключевые слова

Актуальность исследования заключается в том, что необходимым этапом развития высших учебных заведений является интернационализация, которая реализуется через международные проекты. Глобализация экономики привела к необходимости развития международного рынка образовательных услуг. Инновационная проектная деятельность выступает как ответ на объективный запрос времени и требований, предъявляемых сегодня к системе образования.

Целью статьи является анализ и исследование международной проектной деятельности, выявление общих тенденций и предлагаемых путей преодоления трудностей.

Изложение основного материала. После распада СССР, когда экономика имела переходной характер, система образования встретилась с новыми вызовами, среди которых были заметны расхождения между ожиданиями заинтересованных сторон (преподавателей, выпускников, промышленного сектора) и реальностью рыночной экономики. Многие из технических университетов начали предлагать новые нетипичные для них специальности, среди которых долгое время были популярны бизнес и право. Кроме открытия новых специальностей, появилась тенденция к изучению иностранных языков, которые перестали быть прерогативой будущих переводчиков и учителей иностранного языка. В этот период наблюдается активизация стажировки преподавателей и студентов, профессиональные обмены, которым способствовали иностранные посольства (самыми активными были СЕЛА, Франция, Германия, Великобритания, Канада) и культурно-образовательные посредники – такие как Американские Советы по международному образованию, DAAD – Германская служба академических обменов, Британский Совет, Альянс Франсез [1].

Широкое развитие деятельности нуждалось в координации на университетском уровне. Еще не существовало процедуры реализации основной деятельности, поэтому каждый международный контракт и любая инициатива в этой области могли пригодиться. На пути модернизации, интернационализации и интеграции в европейское общество высшего образования страна столкнулась со множеством изменений, которые нужно было принимать. Но, несмотря на определенный успех внедрения Болонского процесса, осталось несколько недостатков. Поскольку этот процесс был нисходящим, роль топ-менеджеров университетов заключалась в том, чтобы сообщить о важности, ценности, цели, последствия и вознаграждение всем заинтересованным лицам. Большинство учебных заведений ограничилась только выпуском брошюр о Болонском процессе. Более того, очень часто усилия по интеграции в ЕС на национальном уровне остаются только высказываниями, которые не имеют за собой определенных действий и практических реформ.

В современном мире для того, чтобы получить корпоративные партнерства, учебные заведения должны продемонстрировать свою заинтересованность в использовании новейших технологий. Современный сектор бизнеса требует от заведений не отставать от прогресса и видеть надежных партнеров. Сейчас фокус во всем мире смещается от запоминания знаний в процесс их сбора, анализа и применения, до метода проектного обучения в "перевернутых классах", где знания приобретаются дома, но применяются во время занятий. Внедряется электронное обучение. Широко используются видеоматериалы. Именно умение выбирать тот метод, который работает лучше, а также совместное онлайн обучение с другими вузами поможет не отставать от прогресса [5].

В сфере труда профессиональные стандарты способствуют: формированию и поддержанию высокого профессионального уровня рабочей силы, максимально соответствуют потребностям производства и обеспечивают повышение производительности и конкурентоспособности; определению и формированию потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке; эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению профессионального обучения на производстве; проведению проверки, аттестации и сертификации квалификаций развития мобильности рабочих кадров.

В сфере образования профессиональные стандарты используются для: разработки программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения, отвечающих потребностям экономики; разработки образовательных программ различного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, введение эффективной и гибкой системы, способные быстро и адекватно реагировать на изменения в социально-экономической сфере [4, c. 126-128].

Проблемы качества рабочей силы, формирование эффективных механизмов ее поддержки и повышения, взаимодействия сферы труда и сферы образования в настоящее время актуальны для страны. Политический и социально-экономический кризис 90-х годов прошлого века привели к демонтажу тогдашней системы обеспечения качества рабочей силы. И наша страна стремится создать механизмы, которые эффективно работают в условиях рынка, заменив ими методы, которые использовались в плановой экономике.

В разных странах профессиональные стандарты отличаются как по структуре, так и по содержанию. Эти различия обусловлены разным пониманием термина «компетенция» и принятом в стране макетом профессионального стандарта. В Германии понятие «компетенции действия» (Handlungskompetenz) связано с понятием «профессия» (Beruf), является предметно-ориентированным образованием и отражает способность человека действовать адекватно и социально ответственно. Аспекты Handlungskompetenz включают: предметную компетенцию (Fachkompetenz) личностную компетенцию (Personalkompetenz) методическую компетенцию (Methodenkompetenz) социальную компетенцию (Sozialkompetenz) [2].

Профессии объединяются в области деятельности, с которыми связаны умения и знания, и таким образом обеспечивается связь различных аспектов компетенции.

Система подготовки к работе в международных проектах на методическом уровне может включать в себя несколько блоков: культурологический, что предполагает общее ознакомление с культурой той или иной страны - потенциального проектного партнера, с особенностями межкультурной коммуникации и параллельное формирование диалогической установки в сознании аудитории; методический - направлен на обучение навыкам организации и проведения конференций и семинаров международного характера, имеют определенную специфику; проектно-менеджерский блок, нацеленный на разъяснение основ проектного менеджмента, общих правил разработки и реализации международного образовательного проекта, критериев оценки его эффективности; экономический, направленный на обучение навыкам составления бюджетов грантов, специфики финансовых операций в рамках грантов Европейского союза и других международных объединений и организаций.

Современное образование имеет богатые внутренние инновационные потенциалы, которые реализуются при определенных условиях. Акцентирование внимания именно на инновационном виде деятельности требует от участников международного проекта владения новыми навыками. Стихийное внедрение такого рода инноваций только ухудшает состояние системы высшего образования в целом через актуализацию различных рисков. Понимание этого факта приводит к мысли о необходимости всестороннего анализа процессов, происходящих в проектной деятельности образования, его исследованию на уровне как содержания, так и структуры, не может не привести к идее создания методической системы подготовки преподавательского состава для участия в международно-проектной деятельности.

Следует способствовать партнерству и сотрудничеству среди широкого круга заинтересованных сторон, участвующих в образовании в области демократического гражданства и образования по правам человека на региональном и местном уровнях с тем, чтобы как можно лучше использовать взносы, в том числе политиков, специалистов в области образования, учащихся, родителей, образовательных учреждений, неправительственных организаций, молодежных организаций, средств массовой информации и широкой общественности.

Во всех сферах образования государства-члены содействуют внедрению образовательных подходов и методов обучения, которые призваны учить жить вместе в демократическом и мультикультурном обществе и направлены на то, чтобы учащиеся получали знания и навыки социальной сплоченности, ценили различия и равенство.

Текст статьи
  1. Богданов. В. В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 248 c.
  2. Загвоздкин В. К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода: на материалах немецких источников / В. К. Загвоздкин // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. 2003. – № 3. – С. 36-42.
  3. Марчук Е. В. Современные тенденции развития начального профессионального образования в Германии / Е. В. Марчук // Вестник ТГПУ. – 2007. – Выпуск 7 (70). – С. 144-145.
  4. Профессиональные стандарты и квалификации в странах с высокоразвитой экономикой / Л.П. Пуховская, А. А. Ворначев, С. Мельник, Ю. И. Кравец; за наук. ред. Л. П. Пуховской. - М.: «НПП Полиграфсервис», 2014. - 176 с.
  5. European Parliament; Council of the EU. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European qualifications framework for lifelong learning // Official Journal of the European Union. -  2008. - 6 May. C. 111.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 9 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря