Основная часть
Правила композиции в фотографии – это приёмы размещения объектов в кадре, которые делают снимок гармоничным и интересным для зрителя. При съемке группового портрета можно пойти по сложному пути и снять каждого героя с хорошим светом и затем сделать коллаж, потратив на обработку общего снимка часы. А можно подготовиться заранее и сделать хороший кадр сразу вместо того, чтобы сидеть в программах и ломать голову [1].
Рассмотрим, как размещать моделей в кадре и какое оборудование подойдет, чтобы сфотографировать сразу несколько человек.
Рис. 1
Основной момент – это композиция и позы для группового портрета.
Одно из главных правил группового портрета – лица всех участников должны быть хорошо видны. Для этого постарайтесь размещать героев в кадре по следующему принципу: их тела могут соприкасаться, визуально перекрывать друг друга, чтобы создавалось ощущение общности, но лица лучше размещать на равном удалении друг от друга. Нарушить этот принцип можно на семейной фотосессии. Например, мать, прижимающаяся к ребенку, будет гармонично смотреться в кадре [2, с. 449-451].
Другой распространенный прием, позаимствованный из живописи – использование геометрических композиций. Суть в том, что лица героев, если провести между ними невидимую линию и соединить, образовывают между собой треугольник, квадрат, круг, диагональ или прямоугольник.
Если использовать треугольник, как основу построения кадра, то в идеале большую часть героев следует располагать в нижней части снимка, а одного расположить вверху, устремляя тем самым композицию вверх. Если в кадре больше трёх человек, то треугольников может быть несколько [2, с. 449-451].
Рис. 2. Головы героев образуют овал / piqsels.com
Ещё один распространенный приём – построить диагональ. Она может устремляться в сторону, как бы стараясь уйти в горизонталь, либо идти снизу вверх, стремясь к вертикали. Для большого количества участников диагоналей разной направленности может быть несколько. Либо две диагонали могут пересекаться в центре, визуально формируя клин. Например, в центре может стоять глава кампании, а по бокам – остальные сотрудники. Либо в центре пара молодоженов, а вокруг – гости.
Рис. 3. Две слабо наклонённые диагонали сходятся на модели в центре, формируя клин / piqsels.com
Также можно расположить лица героев по кругу, чтобы показать их общность и закольцевать композицию. Для этой геометрической фигуры часто используют нестандартные ракурсы – снизу, прося героев обступить камеру и наклониться, либо фотографируют моделей сверху, пока они лежат.
Следующий важный нюанс – это техника и настройки камеры для съёмки группового портрета [3, с. 12-16].
Если съемка происходит в фотостудии, осветить большую группу людей поможет самый большой софтбокс, который часто предоставляют вместе с арендой зала. Как правило, это октобокс. Например, Raylab SPG150 или Godox SB-FW140.
Однако, эта световая насадка настолько громоздкая и тяжелая, что её крепят на журавль – специальную стойку с грузом-противовесом, которая позволяет вращать источник света и поднимать его высоко над моделями.
Рис. 4. Следите, чтобы головные уборы, лица, руки не перекрывали свет, падающий на других участников сцены / piqsels.com
Помните, что для того, чтобы пропорции на групповом портрете не искажались, следует использовать классические объективы со средним фокусным расстоянием. Считается, что это объективы в диапазоне от 35 до 50мм [3, с. 12-16].
Если в помещении, где вы фотографируете, мало места, можно использовать широкоугольный объектив. Но готовьтесь, что фотографию придется либо кадрировать, либо исправлять перспективу в графических редакторах – из-за широкого угла могут «поплыть» стены, ноги моделей – стать неестественно длинными, а люди, стоящие по краям кадра, – «расплющиться» [4].
Стоит иметь также ввиду, что при съёмке в помещении, например, в здании компании, на свадебном репортаже, в загсе, поможет внешняя вспышка, которую можно установить на стойки. Направьте вспышку в стены или в потолок, не светите напрямую на лица, иначе они выйдут плоскими.
Важнейший прием – использование серийной съёмки. Так камера быстрее запечатлеет сцену и, следовательно, у вас будет больше похожих снимков, чтобы выбрать из них удачный – тот, где у всех (или почти всех) участников открыты глаза, есть улыбки, а на лицах естественное выражение [4].
Рис. 5. Серийная съёмка позволяет с большей вероятностью поймать подвижных, эмоциональных детей на семейных съёмках / piqsels.com
Если там, где вы снимаете, темно, поставьте более длинную выдержку. Также нельзя недооценивать штатив - он помогает на групповых снимках, где очень много людей и невозможно контролировать каждого. Один моргнет, другой посмотрит в сторону. Поэтому часто приходится «пересаживать» глаза, губы и даже целые головы с одной фотографии на другую. В данном случае штатив обеспечит одинаковый ракурс.
Еще важным при съёмке групповых портретов является такой нюанс – закрывайте диафрагму, чтобы все лица были в резкости. Всё индивидуально, но попробуйте диапазон от f/8 до f/16.
При этом руководствуйтесь принципом: чем больше людей, тем больше число после f. Но помните, что закрытая диафрагма делает фотографию более тёмной, так как в фотоаппарат попадает меньше света.
Заключение
Создавайте между объектами связь, играя на их похожести. Разные и, казалось бы, изначально разобщённые между собой люди и объекты могут объединяться с помощью цветов, позы или эмоции, которую они транслируют.
Ищите общее у объектов! Они могут быть похожей формы, цвета или позы. Главное, чтобы похожесть моделей или предметов легко читалась зрителем.
Продумывайте связи заранее. Это отличный способ сделать свою портретную съёмку интереснее. Продумайте похожие позы для моделей, подберите аксессуары, которые будут рифмоваться друг с другом.
Размещайте объекты на разном расстоянии от фотоаппарата. Например, в групповой съёмке кого-то поставьте ближе, а кого-то – за плечо первой модели, а то и на несколько шагов дальше. Создавайте ритм также с помощью симметрии, играя на подобии.
Ритм в фотографии – это приём композиции, когда похожие объекты чередуются друг с другом. Например, в групповом портрете люди могут находиться на разном расстоянии от фотографа: часть – ближе, другая – дальше [5].