Кадрирование портрета

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

кадрирование
портрет
фотография
кадр
модель
постобработка

Аннотация статьи

Со временем менялись позы и жесты моделей, элементы их окружения, символические детали, аллегорические образы, даже выражение лиц. Статья посвящена тому, как правильно кадрировать людей и есть ли на самом деле определенные правила этого. Отдельное внимание уделено классическим правилам кадрирования портрета в студии, кадрированию портрета в репортаже и различным тонкостям этого жанра.

Текст статьи

Основная часть

Портретный жанр прошел длительную эволюцию от передачи чисто внешнего сходства до раскрытия «души», что связывается со становлением личностного самосознания [1].

Когда мы снимаем кадр, цель которого – показать красоту модели и только, снимаем в теплой уютной студии, на нас не льёт дождь, не слепит солнце, а модель не уезжает от вас на велосипеде, произвольная нарезка частей тела может смотреться неуместно.

Кроме того, важно иметь в виду и ту общую тенденцию – к постепенной психологизации, раскрытию личности, переходу от парсунности к индивидуальности и далее, к личностному началу.

В таком портрете важна аккуратная компоновка. Также не стоит трогать границы кадра, если в смысл сюжета не заложены идеи «выхода за рамки», «тесноты», «границ» и «бунтарства», или если вы не показываете ясно, что сама модель – не главный смысл кадра.

Так, например, если мы отрежем пальцы ног моделям в кадре снизу, это будет выглядеть случайной небрежностью в работе фотографа и вызывать у зрителя досаду [1].

Рис. 1. Слева – оригинальный кадр, справа – пример небрежного кадрирования.

Если же кроме красоты модели у кадра есть ещё какой-то смысл или мы снимаем в не самых приятных условиях, правила съемки меняются.

Здесь уже следует учитывать и такие два фактора: в портрете репортажном, жанровом или при съёмке в непогоду, зритель простит вам вольное кадрирование, потому что оно может усилить впечатление. Так через плоскую картинку можно передать, какой шел ливень, и что вы снимали, намокнув до нитки за три минуты.

Рис. 2. Мэтры фотографии не стесняются «резать» людей, и вы не стесняйтесь. Фото: Анри-Картье Брессон

В определенных случаях зрителю даже не надо будет ничего прощать, обрезка конечностей может подчеркнуть сюжет и передать смыслы.

Рис. 3

Так, выше смысл кадра слева – показать мастерство визажиста. Мы не обратим внимания на то, есть ли у модели ухо, подбородок и второй глаз. В кадре же справа героине тесно в рамках, она раздвигает их локтями и упёрлась головой. Ей тесно в рамках настолько, что даже вместо лифчика она использует ватман.

Рис. 4. Обратите внимание на кадрирование рук модели

Продолжая тему уместности того или иного кадрирования, следует остановиться и на фотографиях, где главными героями кадров становятся украшения. Когда суть кадра – передать красоту украшений или работу визажиста, модель в прямом смысле становится холстом. Так как в привычном понимании холст фотографа – это рамки кадра, довольно часто кадр холст заполняют моделью-холстом почти полностью, чтобы не было пустоты [2].

В таких кадрах зритель не переживает, вдруг у девушки справа отсутствует половина лица и чьи руки обнимают лицо слева.

Рис. 5

Однако, не стоит увлекаться кадрированием без цели достижения конкретного результата, быть невнимательным. В таких случаях можно получить кадры, которые выглядят неудачной случайностью, и кадры, в которых непонятно, все ли части тела у модели на самом.

Зачастую ошибки кадрирования – это ошибки постановки модели в кадре, её позы. Чем лучше вы понимаете, что вы на съёмке видите объемного живого человека, а зрителям покажете только плоскую картинку, тем более критично вы замечаете неудачные позы [3].

Основная причина непонятной анатомии в кадре – именно ошибки позирования, а не кадрирования.

Во многих случаях ошибку кадрирования, совершенную на съёмке, можно решить более крупным кадрированием на этапе постобработки.

Наш мозг очень боится увечий. Постарайтесь абстрагироваться от того, что вы это снимали и знаете, что у модели всё хорошо с конечностями. Посмотрите строго: если вам кажется, что у героя кадра руки нет, зрителю это тоже бросится в глаза. Это правило касается не только кадрирования – точно так же оно работает со «спрятанными» из-за позы или предметов на переднем плане частями тела [3].

Рис. 6. При помощи кадрирования можно решить проблему неправильного позирования

Справа пример, как за счёт кадрирования можно убрать со снимка эту жуткую ассоциацию. Фотография от этого не стала хорошей. Здесь остались плоский свет, сомнительные компоновка и стилизация, и отсутствие сюжета. Но нам больше не кажется, что у девушки нет ноги [4, с. 12-16].

Заключение

Сегодня любой человек, «вооружившись» фотокамерой, может создать серию снимков. Но будут ли эти фотографии полноценными? Сложный вопрос. Ведь важными элементами остаются не только оперативность, но и соблюдение законов жанра. Поэтому так важно владеть необходимыми знаниями и техникой фотодела. А настоящий профессионал останется всегда востребованным.

Следует выделить следующие приемы по кадрированию портрета.

  • Будьте сами себе самым строгим критиком. Изучайте, как кадрируют мэтры фотографии в том жанре, в котором вы развиваетесь.
  • Используйте границы кадра как часть истории, которую вы рассказываете.
  • Можно резать по суставам, если вы возвращаете отрезанные конечности в кадр обратно через сгиб.
  • Режьте человека по самым «широким» или наоборот, самым «узким» местам фигуры, если хотите, чтоб он казался массивнее. Режьте по сужающимся или расширяющимся, чтоб он казался изящнее.
  • Решите, что именно вы хотите сказать конкретным кадром. Сюжет определяет композицию и кадрирование.
  • Избегайте ситуаций, когда «ни два, ни полтора». Если часть тела есть в кадре, сделайте так, чтоб она занимала больше трёх пикселей. Обрезка самого краешка одной ноги будет выглядеть небрежностью, но, если модель касается границ кадра в нескольких местах – это уже ваш коварный авторский план [5].

Список литературы

  1. Морозов С. «Композиция в фоторепортаже», 1941.
  2. Розов Г. Д. «Как снимать: искусство фотографии», 2006.
  3. Вартанов А. «От движения объектов к движению мыслей», 1970. № 1.
  4. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. – 2021. – Т. 3. – № 3. – С. 12-16.
  5. Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики. М.: Издательство Московского университета, 2012.
  6. Интернет-портал Клуб Foto.ru. (Электронный ресурс). URL: http://club.foto.ru/classics/life/2/.

Поделиться

587

Вилкова П. В. Кадрирование портрета // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 21-25. URL: https://apni.ru/article/8702-kadrirovanie-portreta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря