Баланс в фотографии

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

фотография
композиция
баланс
симметрия
децентрирование

Аннотация статьи

Важно придумать интересную композицию, правильно выбрать освещение и ракурс, соблюсти баланс между объектами, выдержать оптимальное расстояние и придерживаться еще множества правил. Только при таких условиях можно создавать интересные, красивые, запоминающиеся фотографии. В статье рассматривается роль баланса в построении композиции, его правила и виды, особое внимание уделено асимметричности.

Текст статьи

Основная часть

Одной из важнейших составляющих хорошего кадра является гармония. Каждый объект должен занимать определенную позицию, находиться в наиболее удачном положении, сочетаться с остальными предметами на фото. Также нужно уравновешивать свободное и заполненное пространство, сочетание цветов. Если не добиваться поставленной цели, то даже самая красивая картинка на фотографии не привлечет внимание зрителя [1, с. 250-255].

Таковы основные правила баланса, но возможно и взаимодействие на фотографии множества элементов, а значит баланс элементов не так уж и прост в композиции. В композиции изображения на противоположных полюсах находятся симметрия и децентрирование.

Симметрия – пример особого, строгого и совершенного баланса. Однако, фотограф в естественной жизни редко сталкивается с симметрией. Поэтому необходимо знать, как работает напряжение, и динамический баланс представляет особый интерес [1, с. 250-255].

При отсутствии равновесия глаз человека старается его создать, например, в теории цвета – это процесс последовательного контраста. Пытаясь компенсировать очевидную асимметричность изображения, у зрителя возникает визуальное напряжение, что придает снимку больше динамики, что способствует привлечению внимания к участку общего плана, который в ином случае был бы малозаметным.

Другим фактором является логика, поскольку зритель ищет объяснение для любой асимметричности, чтобы понять ее правомерность и внимательно изучает изображение. Кроме того, необходимо учитывать содержательную составляющую изображения.

Важно умело использовать направляющие линии. Иногда они могут быть простыми, как дорога, линия электропередач или горизонт. В некоторых случаях последовательность создается из ряда объектов.

Рис. 1

Линия используется в разных целях. Она может подводить взгляд к центральному элементу фото, быть частью геометрической фигуры, создавать «правильное настроение». Обычно фотографы используют прямые или S-образные линии, которые выглядят наиболее гармонично, но при должной фантазии список можно расширить [1, с. 250-255].

Как можно заметить, невидимая вроде бы вещь – граница кадра, имеет большое значение в структуре изображения. Внимание естественным образом притягивается к ней.

Размещение объекта в центре, или в других точках, где пересекаются естественные линии снимка, создают ощущение стабильности и равновесия.

По выражению Рудольфа Арнхейма: «В целом, любое расположение, которое совпадает с точкой в структуре каркаса изображения, вносит элемент стабильности, который, конечно может быть нейтрализован другими факторами».

Чтобы создать хорошую фотографию, недостаточно использовать только структуру, основанную на рамках кадра. Для этого есть несколько других сильных способов, приведенных ниже.

Низ и верх или Закон гравитации

Все люди с самого рождения приучены к закону гравитации. Более тяжелые объекты покоятся на земле или на других объектах, более легкие могут летать в воздухе. Когда мы подпрыгиваем, то сразу же падаем вниз.

Из этого можно сделать определенные выводы:

  • объекты в нижней трети изображения имеют больший визуальный вес;
  • объекты в верхней трети изображения имеют меньший визуальный вес.

Если человек пытается взмыть во ввысь и нарушить закон тяготения, то быстро понимает, что это невозможно. То же самое происходит с фотографией. Не надо бороться с гравитацией. Нужно ею пользоваться.

Правое и левое

Разница в правом и левом размещении основана на культурных привычках. Мы привыкли читать слева направо, поэтому движение вправо воспринимается более быстрым и легким. А влево – трудным.

«Когда два одинаковых объекта находятся не левой и правой половинах поля зрения, то объект справа кажется больше. Для их визуального уравнивания нужно увеличить левый объект» (Рудольф Арнхейм).

Основываясь на знаниях о восприятии объектов в зависимости от их расположения на снимке, можно добавлять или уменьшать их визуальный вес, перемещая эти объекты в пределах кадра.

Баланс создается психологическим восприятием

Реакцией зрителя на фотографию можно управлять, просто используя расположение объекта в пределах кадра. Но в фотографии есть кое-что большее чем простая геометрия.

Есть объекты, линии, цвета, форма. Все это привносит свои ощущения в фотографию. Взаимодействие этих вещей в кадре в конечном счете влияет на баланс фотографии [2, с. 297-315].

Если кадр построен так, что вес, направление и взаимодействие элементов идеально сочетаются, то фотография будет сбалансированной. Если говорить проще, то баланс достигается двумя силами одинаковой мощности, которые двигаются в противоположных направлениях.

И наоборот, если хотя бы один элемент немного смещен, то возникает ощущение напряженности и отсутствия равновесия. Человек, который видит такую фотографию сразу, это чувствует. Возможно, не каждый сможет описать это чувство и чем оно вызвано, но ощущение визуальной дисгармонии будет обязательно [2, с. 297-315].

Чтобы лучше понять, как достигается баланс, посмотрим на три самых мощных визуальных характеристики.

Во-первых, визуальный вес. Каждый объект на фотографии имеет свой визуальный вес, который складывается из света, размера, расположения в кадре и пространстве вокруг объекта.

При размещении объекта в рамках структуры кадра, которая описывалась выше, чем больше смещен объект от центра, тем больше визуальный вес он имеет.

При размещении объекта в основных точках структуры кадра он приобретает больший визуальный вес. Если же его сместить, то визуальный вес снижается.

Пространственная глубина тоже влияет на визуальный вес объекта. Чем больше глубина изображения, чем больше ощущение веса будет у зрителя.

Дополнительные вещи, которые влияют на вес:

1. Размер. Чем больше объект или область изображения, тем больший визуальный вес он/она будет иметь.

2. Цвет и свет. Более светлые объекты ощущаются более тяжелыми по сравнению с более темными.

3. Изоляция. Полностью изолированные объекты будут казаться тяжелее, чем те же объекты с перегруженным фоном.

4. Формы. Геометрически простые формы кажутся более тяжелыми, чем сложные. В дополнение к размеру объекта его форма тоже оказывает существенное влияние на общую напряженность внутри фотографии.

Формы объектов, включающие в себя прямые и изогнутые линии, действуют для зрителя как невидимые стрелки, за которыми движется взгляд. Чем больший вес объекта или области, тем большей силой визуального направления он обладает [2, с. 297-315].

При съемке нужно обращать внимание на линии и их визуальный вес. Нужно постараться, чтобы напряженность этих линий была уравновешена по отношению к структуре фотографии и другим объектам.

5. Узнавание и эмоциональные триггеры.

Последняя вещь в этом кратком изложении теории баланса, является самым мощным инструментом. Форма объектов, направление, их положение в кадре, все это создает визуальную силу, но не может сравниться с визуальной силой, который вызывает эмоциональный отклик.

Восприятие может зависеть от желаний и страхов зрителя. Было бы интересно выяснить, меняется ли воспринимаемый баланс введением очень желаемых объектов или, наоборот, пугающих, вызывающих неприязнь.

Если объект на изображении вызывает у зрителя страх, любовь или ненависть, то инстинктивно ему придается больший вес [2, с. 297-315].

Как объект искусства, фотография ощущается равновесным и сбалансированным. Даже если на снимке есть хаотичные элементы, вся напряженность все равно реализуется определенной структурой кадра.

Делать сбалансированные фотографии легко, если нужно изобразить один предмет на простом фоне, или используя малую глубину резкости. Действительно сложной задачей является съемка нескольких объектов или использование большой глубины резкости.

Основой успеха в этих ситуациях будет умение пользоваться основными принципами баланса, которые были здесь описаны. Со временем, чем чаще вы будете экспериментировать с этими принципами, тем более простым и интуитивным станет получение хороших фотографий.

Баланс – это ощущение на эмоциональном уровне. Человек воспринимает не только расположение объектов, цвета и формы. Прежде всего ощущается взаимодействие направленных сил. Эти силы не добавляет сам зритель. Скорее всего они присущи всем составляющим: форме, размеру, цвету и расположению. Поэтому они обладают притяжением и направлением. Это что-то вроде психологической силы [3, с. 12-16].

Фотография считается симметричной, если у нее есть две (почти) одинаковые стороны с центральной точкой оси. Другими словами, если вы разрежете фотографию пополам, левая и правая стороны будут зеркально условно отражать друг друга. Или же если схожи верхняя и нижняя половины.

Например, отражения в озерах, прудах или стеклянных зданиях могут помочь вам создать симметрию в фотографии. Симметричные фото хорошо структурированы и передают гармонию [3, с. 12-16].

Симметрия привлекает внимание зрителя ко всем частям изображения – визуальные элементы с обеих сторон одинаково взвешены. Единственный недостаток симметрии в том, что она может быть попросту скучной.

Когда же изображение асимметрично сбалансировано, зритель должен потратить немного больше времени, чтобы осознать этот факт, в отличие от случаев с симметричным балансом, когда вместо зеркальных отражений или равного веса с каждой стороны фотографии изображение сбалансировано творческим использованием размера, тона и формы предметов в композиции. Каждая сторона фотографии, в свою очередь, становится одинаково взвешенной, независимо от их различий. Рассматривая тона в изображении, начните думать, что светлые участки имеют очень малый вес, а тени - гораздо больше [3, с. 12-16].

Чтобы достичь асимметричного баланса, вам необходимо иметь идеальный баланс между легким и тяжелым. Подумайте об этом: поскольку тени «весят» больше, фотография должна иметь больше светлых участков, чем теней, чтобы считаться сбалансированной.

Рис. 2

Асимметричный баланс можно получить, если один главный объект (обычно расположенный на переднем плане) уравновешивается другим, менее важным объектом (обычно расположенным на заднем плане).

Различают три вида асимметричного баланса: тональный, цветовой и концептуальный.

Тональный баланс

Тональный баланс наиболее отчетливо виден на фотографиях, на которых нет ничего, кроме черного, белого и серого. Баланс в этом случае можно найти, используя контраст между светлыми и темными областями изображения.

Цветовой баланс

Подумайте об этом так: если бы вы смотрели на изображение, которое было наполовину ярко-красным, наполовину приглушенным желтым, к какому цвету автоматически сместились бы глаза? Для большинства из нас ответ – красный. Более яркие цвета «тяжелее», чем нейтральные, поэтому на фотографии они могут легко сбалансировать сцену, которая в противном случае была бы слишком тяжелой с одной стороны.

Рис. 3

На фотографии выше агрессивный красный оттенок уравновешивается синим и желтым цветами в остальной части изображения. Если бы земля была красной, а дом – синим, вся фотография казалась бы слишком подавляющей и несбалансированной [3, с. 12-16].

Концептуальный баланс

Рис. 4

На фотографии выше композиция прекрасно сбалансирована по тональности. Глубокие тени отлично контрастируют с яркими тенями, а более темная индустриальная сцена на заднем плане уравновешивает большую яркую ветвь на переднем плане. Однако баланс на этом не заканчивается. Мертвая ветвь говорит о влиянии индустриализации на окружающую среду [3, с. 12-16].

Заключение

Асимметричный баланс можно использовать более эффективно, если:

  • использовать размещение элементов: оно управляет размером, что влияет на вышеупомянутый визуальный вес объектов;
  • управлять кадрированием;
  • применять композиционные правила, например правило третей, которое, по сути, противоречит особенностям симметрии: вместо того чтобы размещать основной объект в центре изображения, вы располагаете его близко к пересекающимся линиям.
  • группировать объекты, например в виде групп разного размера: чем больше элементов в группе, тем больше будет их визуальный вес.

Список литературы

  1. Chen Guanghua, Zhang Xiaolong. A Method to Improve Robustness of the Gray World Algorithm // 4th International Conference on Computer, Mechatronics, Control and Electronic Engineering, 2015. P. 250-255.
  2. Limare Nicolas, Lisani Jose-Luis, Morel Jean-Michel, Еn Petro Ana Bel´, Sbert Catalina. Simplest Color Balance // Image Processing On Line, 2011. P. 297-315.
  3. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе [Текст] / В.В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. – 2021. – Т. 3. – № 3. – С. 12-16.
  4. Жолудев Н. Композиция в фотографии. – М.: Эксмо, 2012.

Поделиться

803

Вилкова П. В. Баланс в фотографии // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 15-20. URL: https://apni.ru/article/8703-balans-v-fotografii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря