Главная
АИ #10 (192)
Статьи журнала АИ #10 (192)
Флористика как вид искусства

Флористика как вид искусства

Автор(-ы):

Прокудина Яна Сергеевна

7 марта 2024

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

флористика
искусство
цветы
флорист
композиция
букет

Аннотация статьи

Искусство флористики подобно музыке. Как и музыка, оно способно вызывать самые разные чувства и эмоции: любовь, страсть, волнение, печаль и радость. При звуках музыки в нашей душе творится настоящая магия. Нечто похожее испытывает и флорист в момент создания своего цветочного шедевра. Идеи автора, его мысли визуализируются в истинное произведение искусства, и так рождается чудо.

Текст статьи

Основная часть

Флористика – это искусство создавать композиции, букеты, панно, коллажи и другие произведения из живых, засушенных и искусственных цветов, растений и различных природных материалов. Цветы являются прекрасным творение природы, а флористика превращает их в неповторимые уникальные произведения флористического искусства [1, с. 12-16].

Цветы в мировой культуре стали олицетворением самых сильных чувств: радости, скорби, благодарности, страсти, нежности, уважения. Они сопровождают нас всю жизнь, и на самые важные события мы приносим букет. В древние времена цветы служили украшением храмов, подношением богам, незаменимым атрибутом в ритуалах и обрядах.

Флористика – это искусство использовать растительные элементы для создания композиций или украшения интерьера/экстерьера. Профессию флориста нередко сравнивают с художником, только вместо красок мастер использует цветочные бутоны, зеленые растения, природные материалы. Подобно живописцу он ищет гармоничные цветовые сочетания и как настоящий скульптор «лепит» форму будущего букета [2].

При составлении композиций из живых цветов флорист руководствуется не только творческими порывами, но и знаниями. Он должен разбираться в стилях букетов и техниках построения композиции, знать «язык цветов» (символику), помнить об эстетической и биологической совместимости растений. Важными требованиями к исполнителю является наличие утонченного вкуса, ощущения совершенной гармонии, необычного взгляда на мир.

Если со способностью видеть прекрасное человек рождается, то всему остальному придется учиться. Даже художественный вкус можно воспитать. В обязанности флориста также входит уход за срезанными цветами, их подготовка к использованию в букете, проведение мероприятий по сохранению свежести флористической работы. Профессионал должен иметь глубокие знания о растениях, используемых в букетах, например, чтобы оживить увядшие бутоны или сохранить срезанные цветы как можно дольше [3].

И конечно помимо сборки классических букетов, мастера-флористы занимаются оформлением мероприятий и созданием интерьерного декора из живых цветов. Некоторые специалисты посвящают себя свадебной флористике – разрабатывают флористическое сопровождение для церемонии бракосочетания, украшают банкетный зал флорой, продумывают композиции для сервировки столиков [3].

История рождения флористика очень древняя. В ходе изучения происхождения растений ученые выдвинули предположение, что первый цветок появился около 140–250 млн лет назад, когда климат на нашей планете был намного теплее, а уровень кислорода – выше [4].

По следам древней цивилизации ученые сумели возродить историю возникновения флористики у народов Греции. Цветочные мотивы тогда играли важную роль в греческой культуре. Соцветиями не только украшали дома, но также их использовали как дополнение к образу – плели венки, закрепляли на одежде. Считается, что и первыми флористами были именно греки. Они собирали треугольные композиции, как правило, симметричной формы. Самые популярные цветы – розы, лилии, гиацинты и фиалки.

А вот в истории римской флористики долгое время доминировала роза – римляне создали вокруг нее целый культ. Очарованные женской красотой юноши одаривали своих избранниц розовыми бутонами, в которых последние буквально «купались». Считалось, что ванны с лепестками роз оказывают омолаживающий эффект. Римляне переняли у греков традицию надевать цветочные венки на пиршества, поскольку верили, что они помогают не пьянеть. История флористики в византийский период интересна появлением букетов конической формы, которые сегодня принято собирать на Новый год [4].

Искусство флористика зародилась во Франции, где как раз и появились букеты в привычном для нас виде. Собственно, слово «bouquet» имеет французское происхождение. Это была охапка срезанных цветов, перевязанных шелковой или кружевной лентой. В самом начале букет имел пирамидальную форму. Главное место всегда занимали крупные соцветия, например пионы, гортензии, георгины, купальницы и т. д. Французы очень любили делать композиции ароматными, поэтому обязательно добавляли в них сушеные травы [4].

В Америке цветы использовались в основном для лечебных целей. Их редко применяли для украшения дома. Если цветочный декор и присутствовал в интерьере, то был простым. Активное развитие американской флористики в истории пришлось на XVIII век, причем в большей степени повлияло флористическое искусство европейских стран. При составлении композиций флористы опирались на традиционный английский стиль – это были букеты треугольной формы с четкой вертикалью. Американская версия получилась более экспрессивной. Богатые композиции поражали многообразием красок, форм и фактур [4].

Уже новая история флористики начинается с викторианской эпохи, когда цветочные композиции стали важной частью интерьера. Мода на цветочные мотивы распространялась с невероятной скоростью – растительные орнаменты прослеживались в архитектурной отделке, находили применение в предметах одежды и посуде. А что же касается самих букетов, их собирали из крупных цветов, листьев и трав. Все элементы плотно укладывались в декоративной вазе. Для английских букетов принято было выбирать полностью распустившиеся бутоны, например, гардений, пионов, лилий, хризантем, сирени. И конечно же в центре внимания викторианских флористов всегда была роза [4].

В России такое искусство как флористика появилось еще в древней Руси. С принятием христианства на Руси усилилось влияние Византийской империи. Начиная с XII на окладах икон и церковных книг преобладает повторяющийся орнамент из хрупких цветов на вьющемся столбе. На Руси складываются оригинальные направления в флористики. Люди, восхищенный этим видом декоративно-прикладного искусства начинают складывать оригинальные направления живописи. Цветами начинаю украшать все начиная от своего жилья заканчивая священными храмами и соборами [4].

А вот XIX век ознаменовался возникновением природного стиля в российской флористике. На смену императорской вычурности пришла русская простота – соцветия совмещали с полевыми травами и лесной зеленью. Больше не нужно было придерживаться строгих правил, тщательно выбирать бутоны, соблюдать композиционное равновесие. Композиция должна была выглядеть максимально естественно [4].

В истории флористики России не упоминается профессия флориста. И это неудивительно, ведь официально она появилась только в 2009 году. Обязанности флориста выполняли продавцы цветочных магазинов. После регистрации профессии в государственном реестре был введен День флориста, который отмечают 24 июля [4].

По сей день флористика является очень востребованной, ведь цветы – всегда желанный подарок и знак внимания. Их приятно не только получать, но и дарить. А еще с ними приятно работать, они позволяют творить и выражать свою индивидуальность [5].

Флористика, или искусство составления всевозможных композиций из цветов, обязана своим названием изысканной и благонравной древнеиталийской богине Флоре – покровительнице весны и цветения. Стремление украсить себя и свое жилище можно проследить от самых первых дней в истории человечества до сегодняшнего дня. Искусство флористики переживало множество расцветов и периодов забвения, изменялось по прихоти легкомысленной моды, и в настоящий момент можно говорить о его растущей популярности и востребованности. Ни одно торжество не обходиться без украшения зала и стола, не говоря уже о том, сколько пылких признаний было произнесено на языке цветов, преподнесенных в изысканной композиции. Но, для создания композиций требуется не только фантазия, но и профессионализм с определенными правилами [5].

Для создания букетов используют не только цветы, но и листья, корни, семена и вспомогательные элементы, такие, как бусины, ткани, перья, дизайнерские украшения. В руках талантливого флориста эти разномастные фрагменты превращаются в неподдельные произведения искусства [5].

Существуют основные флористические стили:

  • вегетативный,
  • декоративный,
  • параллельный,
  • форма-линейный,
  • креативная флористика [5].

Чаще всего композиции из цветов создаются в единичном экземпляре, хотя могут быть и исключения. Используются 4 основных сочетания цветов, на которых впоследствии опирается вся стилистика букета:

  • схожие цветы,
  • контрастные цветы,
  • союз нескольких разных цветов,
  • сочетание разных цветов схожего оттенка.

Для создания цветочных шедевров используются не только живые растения, но и сухоцвет, а последние веяния моды преподносят и вовсе необычные материалы – букеты из конфет, фруктов, игрушек и подгузников.

Нередко флорист выполняет работу в порыве вдохновения, на едином дыхании. Но, даже окунаясь в буйство собственных фантазий, профессионал придерживается определенных правил. Семь основных правил создания композиции лежат в основе флористики [5].

Прежде всего необходимо мысленно уловить идею композиции, ее настроение. Конструкция – точка отсчета будущего букета и должна опираться как минимум на 3 основных параметра – ширину, высоту и глубину.

Пропорции

Гармония пропорций складывается из соотношения сосуда, предназначенного для композиции и непосредственно самого букета. В параметры пропорций входят также размеры цветов и их количество. Традиционно используется метод «золотого сечения», которому бессознательно следуют опытные флористы [5].

Фокусная точка

Как у любой композиции, у букета цветов должен быть центр, некая точка, на которую в первую очередь падает взгляд смотрящего. Это может быть крупный или мелкий элемент, не обязательно цветок. Фокусной точкой с успехом могут выступать листья, флористические украшения или ваза. Главное, чтобы фокус не закрывал остальную часть композиции, а служил своего рода акцентом, вокруг которого раскручивается композиция букета.

Ритм

Ритм делает композицию из цветов живой, наполненной идей и энергией. Это то ощущение движения, которое отличает шедевр флористики от обычного, наобум собранного букета. Способов задать ритм очень много: перетекание цвета от более светлых тонов к темным, размерное сочетание крупных и мелких цветов, игра фактуры и преломления света. С помощью правильно выстроенного ритма можно увеличить или сузить композицию, убрать провалы в пространстве [5].

Уравновешенность

Какой бы экстравагантной и ассиметричной не была композиция, она должна сохранять необходимую устойчивость или уравновешенность, не заваливаться. Выдержанность композиционной формы – отличительный знак опытного флориста. Добиться визуальной устойчивости, чаще всего, можно с помощью цвета и формы [5].

Цвет

Правильно подобранное цветовое сочетание может из простой композиции создать настоящее искусство или, наоборот, испортить самый роскошный букет. Новички во флористическом дизайне используют цветовой круг, разделяющий цвета на холодные и теплые оттенки, а опытные мастера салона флористики могут допустить некоторую вольность, порой смешивая, казалось бы, неподходящие тона, но создавая при этом нечто совершенно новое и удивительное [5].

Гармония

Восприятие каждого букета весьма субъективно: что нравится одному человеку, может оставлять равнодушным другого. Тем не менее есть некие эстетические предпочтения, которых придерживается большинство. Из них и складывается так называемая гармония букета, радующая глаз.

Искусство флористики раскрывает нам волшебный мир цветов и растений, способный навсегда изменить наше отношение к, казалось бы, простым вещам, предстающим перед нами в совершенно ином свете. Флористика, подобно самой природе, помогает раскрыть душу цветов, перевести их энергетику на понятный для восприятия язык [5].

Заключение

Мастерство в цветах или флористика – это искусство составления букетов и других композиций из различных природных материалов: цветов, листьев, трав, фруктов и т. д. Некоторые ухитряются создать букеты из сухофруктов, мягких игрушек, конфет.

Флористика в современном мире представляет собой настоящее искусство, которое наравне с созданием художественных произведений, наполняет людские сердца невероятным вдохновением.

Флористика имеет свои законы и правила, которые изучаются специалистами и соблюдаются при составлении букетов, композиций, панно и коллажей. Например, флористика предусматривает, что линия в композиции не должна обрываться, на кончик любой веточки должна быть приклеена какая-либо деталь – небольшой плод, ракушка, стеклышко или кора дерева. Нельзя ограничиваться применением только точечного материала, для создания движения необходим линейный материал. Флористика подчиняется законам композиции, она должна быть уравновешена, если не формой, то цветом, как в живописи. Флористика – это знание законов построения композиции, колористики, а также фантазия и талант флориста [6].

Флористика – это искусство и наука. Флористика способна передать красоту божественных творений Флоры и богатство внутреннего мира человека, составившего флористическую композицию [6].

Список литературы

  1. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе / В.В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. – 2021. – Т. 3. – № 3. – С. 12-16. – DOI 10.47576/2712 7516_2021_3_3_12.
  2. Альтея Гарамполис и Джилл Ризо «Цветочные рецепты». 2012г.
  3. Игорь Йосифович, Джудит Граф «Как создать уютный интерьер с помощью растений». 2016г.
  4. Туркан Дмитрий «Магия флористики». 2014г.
  5. Андреева Мария «Цветочный бизнес без цензуры» 2011г.
  6. Виктория Базоева «Ботанический заговор. Почему растения так важны для нас и как за ними ухаживать». 2010г.

Поделиться

643

Прокудина Я. С. Флористика как вид искусства // Актуальные исследования. 2024. №10 (192). Ч.II.С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/8706-floristika-kak-vid-iskusstva

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля