В рамках торговой политики переплетаются: ценовые, налоговые, экономические, правовые, политические, административные и философские вопросы.
Торговая политика направлена на создание благоприятных условий для всех участников. Вместе с тем столкновение противоположных интересов неизбежно, что привело к созданию [13, с. 102] различных течений, первыми представителями которых явились либералы и протекционисты.
Понятие либерализм или либерал был введён в испанскую конституцию в 1812 году. А в конце 18 века это направление стало одним из ведущих идеологией в передовых странах Европы [1, с. 10].
Суть идеологии либерализма заключается в свободе выбора развития государства в области экономики и политических направлений. Идеальным выступает то общество, где правит свобода действия каждого его члена, включая обмен политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, господством частной собственности, наличием свободной конкуренции и полным невмешательством государства в экономику [2, с. 25].
Началом либерализма в сфере торговли считается возникновение в 1947 году Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, которое регулировало таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Основная деятельность представителей торгового союза заключалась в проведении многосторонних встреч-раундов, во время которых обсуждались вопросы о либерализации внешнеторговых отношений.
Результатом этого сотрудничества, длившегося с 1945 года до начала 1990 года явилось уменьшение таможенных пошлин 40-60% до 5%. С 1970 года к традиционно обсуждаемым вопросам ставок таможенных пошлин были добавлены вопросы установления принципов налогообложения и правомочности применения отдельных видов пошлин.
Примером либеральных течений могут служить различные интеграционные группы. Так, 25 марта 1957 года Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург подписали в Риме договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) – известного как Единый рынок. Европейское экономическое сообщество, вступившее в силу в январе 1958 года, стало важным шагом в движении Европы к экономическому и политическому союзу [3, с. 80].
Позднее, в 1994 году был создан западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС) стран Западной Африки. Основная цель Союза – координация экономической политики [12, с. 33] стран-участниц, создание в рамках союза условий для свободного перемещения товаров, капитала и трудовых ресурсов между странами-участницами, осуществление единой таможенной политики в отношении третьих стран, гармонизация законодательных норм.
Европейский союз (ЕС) – экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Европейский союз был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию [4, с. 77].
Европейской комиссией с помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение населения, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства [5, с. 114].
1 января 1994 года вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), сохранив и подтвердив Канадско-американское соглашение о свободной торговле (CUSFTA) 1988 года [11, с. 88].
Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке – снизу вверх, от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне. В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает, такие вопросы как занятость, образование, культура, относящиеся к социальной сфере.
Процесс перехода к свободной торговле в рамках НАФТА продолжается. Ликвидация пошлин в сфере торговле заняла около 14 лет. С 1 января 2008 года были отменены пошлины в торговле между Мексикой и США, а также между Мексикой и Канадой. Тем не менее, на начало 2010-х годов сохраняется часть пошлин в аграрной сфере, в частности, на такие товары как мука, сахар, молочная продукция, яйца [6, с. 43].
Процесс создания интеграции включает в себя 4 этапа:
- Создание зоны свободной торговли.
- Создание таможенных союзов.
- Формирование общего рынка.
- Экономический и валютный союз.
Первые три этапа подразумевают свободное движение товаров и услуг, а также факторов производства внутри интеграционных групп. Все это свидетельствует о либерализации во внешней торговле [7, с. 99].
Несмотря на высокие амбиции, борьба политических деятелей за либеральные идеи и ценности почти единодушно была встречена суровым осуждением. С начала девятнадцатого века возникла обеспокоенность тем, что либеральный курс был заимствованы извне и не подходит для латиноамериканских обществ. Позже, в начале двадцатого века, дискуссия о том, что либерализм потерпел неудачу в регионе, пользовался широкой поддержкой, учитывая [10, с. 64] олигархическую природу либеральных режимов, установление авторитарных «либеральных» правительств и неспособность либеральных учреждений должным образом направлять социальные запросы на участие в политической жизни и приобщение обедневшего большинства к благам экономического роста.
Однако в последние десятилетия среди ученых возродился интерес к латиноамериканскому либерализму девятнадцатого века и местной политической истории [8, с. 56].
Новые теоретические подходы поставили под сомнение устоявшиеся предположения. Некоторые авторы переключили внимание с диагностики провалов либерализма в регионе на предложение установления более прочных конструкций для дальнейшего развития экономики и торговли, что способствовало возникновению ряда дебатов [14, с. 98].
В настоящее время ученые расходятся во мнениях относительно того, что следует считать либерализмом. Для того, чтобы правильно установить его предмет некоторые из них утверждают, что реконструкция либерализма предполагает его предварительное теоретическое определение. Объектом же исследования является идеология либерализма, история и основные направления его развития. Предметом исследования является проявления либерализма в различных сферах общественной жизни, его влияние на современные политические процессы [9, с. 71].
Если вышесказанное является ошибкой, возникает вопрос, следует ли позицию, которую политические деятели называют либеральной, применять в научных целях? Что должно быть предметом: использование термина либерал, концепция либерализма независимо от терминологии, которую использовали политические деятели и движения? Эти дебаты выдвинули на первый план то, что реконструкция латиноамериканского либерализма девятнадцатого века ставит концептуальные и методологические вопросы относительно того, что необходимо понимать под либерализмом как на ранней стадии его возникновения, т.е. во времена независимости, так и во время триумфа свободы в области развития экономики и политики в последние десятилетия 21 века. Возникает также вопрос, уместно ли приписывать либеральную идеологию политическим деятелям на ранней стадии, до формирования политических групп, которые идентифицировали себя как либеральные.
Поскольку либерализм начинает свой путь издалека, и в настоящее время является объектом научных дебатов о том, как наилучшим образом осуществить его реконструкцию, то для того, чтобы полно и всесторонне проанализировать точки зрения представителей либеральных политических движений, необходимо осветить социальный и политический аспекты, которые мотивировали первоначальное принятие либеральных идей, а также их дальнейшее развитие.
Таким образом, статья обобщает различные точки зрения представителей либеральных течений и отражает в хронологической последовательности историю развития либерального движения.