Словообразование является важной темой в учебной программе по русскому языку, хотя и изучается в начальной школе на элементарном уровне (лишь тема «Состав слова» в 3 классе). Сведения из области морфемики и словообразования используются при изучении различных грамматико-орфографических тем и имеют большое значение для понимания многих явлений языка. Велика роль этих знаний и в работе по развитию речи учащихся, в частности, в плане обогащения их словарного запаса, поскольку знания из области словообразования дают школьникам «возможность быстрее и глубже раскрыть значение новых или неизвестных слов» [1, с. 35]. Следовательно, изучая словообразовательную систему (а не только морфемное строение слов) русского языка, школьники обучаются прослеживать пути словопроизводства в родном языке, усваивают словообразовательные нормы, овладевают моделями построения слов и на этой основе учатся выявлять сконструированные по законам языка окказиональные лексические единицы, видеть их выразительные особенности, тем самым обогащая свой словарь.
Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова, т. е. значимые части слова – корни, приставки, суффиксы, окончания, их структура и роль в словопроизводстве, а также законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).
Словообразование – это «непрерывно совершающийся в языке процесс образования новых слов, которые порождаются языком для словесного обозначения новых предметов, явлений, событий, входящих в жизнь в результате развития науки, техники, экономики, социально-политической сферы» [3, с. 173].
Описание явлений словообразования в отечественном языкознании имеет давние традиции (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов, Н. В. Крушевский, Л. В. Щерба, А. И. Смирницкий, Г. О. Винокур; позднее – Земская Е. А., Тихонов А. Н. и др.), однако методических исследований в данной области лингвистического знания значительно меньше. Проблемы преподавания морфемики и словообразования в начальной школе нашли отражение в работах таких крупнейших методистов, как Буслаев Ф. И., Срезневский И. И., Ушинский К. Д., Тихомиров Д. И. В частности, Ф. И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание «гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи» [2, с. 113].
В начальной школе понятие «словообразование» изучается как раздел науки о языке, противопоставляемый словоизменению. У учащихся должно сложиться представление о слове и его форме, о том, что в результате словообразовательных процессов образуются разные однокоренные слова. Знакомство со словообразовательной цепочкой, когда производное слово само становится производящим, позволит сформировать у учащихся представление о синтагматических словообразовательных связях. При изучении словообразования на уроках русского языка необходимо раскрыть системные связи, существующие между значимыми частями слова; специфику однокоренных слов как членов словообразовательных гнёзд; своеобразие производных слов как эквивалентов словосочетания и предложения. При этом, как указывает Чибухашвили В. А., «стихийное, не опирающееся на определенные лингвистические знания, усвоение моделей словообразования детьми дошкольного и младшего школьного возраста приводит к появлению в речи множества словообразовательных ошибок (например, «лягушка упрыгала», «квасник повез бочку с квасом», «на плите суп бульбящий» и т.д.)» [4, с. 32].
С целью повышения уровня знаний в области словообразования и совершенствования культуры речи младших школьников нами была проведена экспериментальная работа в 4 классе МБОУ «Волоконовская СОШ № 1 Волоконовского района Белгородской области».
Организуя учебно-познавательную деятельность школьников по предупреждению словообразовательных (грамматических) ошибок, мы руководствовались требованием следования нормативно-стилистическому принципу, когда раскрываются правила сочетаемости производящей части со словообразовательными средствами.
Учащимся предлагались упражнения трех типов:
- Упражнения, в которых производное слово рассматривается с точки зрения системных связей значащих частей слова. Методическая цель данной группы упражнений – формирование у школьников таких учебно-языковых умений, как вычленение в производных словах значащих частей, в том числе словообразовательных средств, определение их значения и стилистической окраски.
- Упражнения, в которых производное слово рассматривается как член словообразовательного гнезда. Подобного рода упражнения предусматривают работу над словообразовательной нормой и обогащению речи учащихся однокорневыми словами.
- Упражнения, в которых производное слово рассматривается как компонент словосочетания, предложения, текста. Эти упражнения ориентированы на формирование речевых, в том числе коммуникативных умений, связанных с нормативным употреблением производных слов в предложении, с их использованием в собственной речи учащихся.
Приведем примеры заданий и упражнений, использованных нами в процессе проведения экспериментальной работы.
№ 1. Перепишите предложения, подбирая нужные слова. Объясните, в чём проявляется смыслоразличительная роль суффиксов и приставок.
- Слесарю оставалось лишь немного (стачать, сточить) грань детали.
- Инженер-проектировщик (начертал, начертил) перед присутствующими грандиозную перспективу строительства комбината.
- Относиться (безответно, безответственно) к порученному делу недопустимо.
- До самого вечера шло (осуждение, обсуждение) рационализаторского предложения молодого токаря.
№ 2. Разберите по составу слова смелость, гордость. Что в этих словах общего, а что различного? Что такое корень слова?
Составьте по подобию новые слова от следующих: храбрый, трусливый, упрямый.
Почему от последнего прилагательного имя существительное нужно образовывать с помощью другого суффикса?
№ 3. Выпишите только «правильные» слова. Выделите в них суффикс.
Красота, душнота, длиннота, краснота, вреднота, тихота, теснота, близкота, доброта.
Пользуясь справкой, замените «неправильные» слова «правильными». Запишите их.
Слова для справок: близость, тишина, духота, вред, длина.
№ 4. Спишите. Обозначьте суффикс в выделенных словах. Подумайте, какое значение привносят суффиксы:
- уменьшительно-ласкательное;
- обозначают маленький предмет;
- обозначают детёныша животных или птиц.
Клесты выводят птенцов в феврале. Тепло клестятам в гнезде. Снизу перинка в гнёздышке, сверху – мама, как пуховое одеяльце. Так и мороз не страшен.
Выполнение подобного рода упражнений вызвали у школьников интерес, поскольку имели практическую направленность и тесную связь с живой речью, с повседневной речевой практикой.
По окончании экспериментальной работы нами был проведен контрольный срез по диагностике уровня владения коммуникативными умениями и нормативным употреблением производных слов в предложении, результаты которого представим в таблице.
Таблица
|
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||
---|---|---|---|---|
|
Всего человек |
В % от общего числа учащихся |
Всего человек |
В % от общего числа учащихся |
Не могут нормативно правильно употреблять производные слова в предложениях |
18 |
90 |
14 |
70 |
Могут нормативно правильно употреблять производные слова в предложениях |
2 |
10 |
6 |
30 |
Как видим, после проведения экспериментальных уроков у четвероклассников несколько повысился уровень владения коммуникативными умениями, связанными с нормативным употреблением производных слов в предложении.
В ходе проведения экспериментального обучения мы убедились, что выполнение специальных словообразовательных упражнений способствует развитию лингвистических способностей учащихся, положительно сказывается на общем развитии младших школьников, способствует повышению интереса к родному языку и потребности в совершенствовании своих умений ясно и точно выражать мысли. Также школьники научились различать речевые ошибки на уровне словообразования от индивидуально-авторских слов, видеть красоту и выразительность окказиональных образований.