Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах на занятиях с вокальным к...

Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах на занятиях с вокальным коллективом

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

музыкальные инструменты
вокальный коллектив
артикуляция
распевание
упражнения
концертная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматривается введение наиболее эффективных педагогических подходов в общее и дополнительное образование, а также привитие национальных традиций через игру на народных музыкальных инструментах. Представлена авторская разработка вокального коллектива «Мелодия» с этапами реализации и результатами деятельности коллектива.

Текст статьи

Актуальность представленной темы заключается в поиске новых методик приобщения детей к искусству, многие педагоги изучают научную литературу, желая улучшить творческие способности своих учеников.

Музыка имеет большое значение в жизни человека. Она развивает фантазию, раскрывает творческий потенциал, открывает ребенку мир удивительных эмоций. В то же время требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Как не дать угаснуть зародившейся любви к искусству и с каждой встречей с музыкой только увеличивать желание детей прикоснуться к прекрасному?

На сегодняшний день, в эпоху инноваций, важно идти в ногу со временем. Быть актуальным и интересным, научиться применять традиции музыкальной культуры в современной среде. Тем самым помочь ребенку легко и уверенно адаптироваться во внешнем мире и обеспечить успешное саморазвитие.

Целью статьи является введение наиболее эффективных педагогических подходов в общее и дополнительное образование, создание условий для становления творческой личности, способной к саморазвитию. Привитие национальных традиций через игру на народных музыкальных инструментах.

В ходе работы вокального коллектива «Мелодия» решаются следующие задачи:

  • у детей формируются навыки ансамблевого пения, общения в коллективе, навыки игры на русских народных, ударных и перкуссионных инструментах, составления собственной ритмической партитуры для ансамбля, привитие сценической культуры;
  • формирование музыкальной культуры учащихся, художественного вкуса, привитие интереса к Родине, истории своего народа.

Наша культура, традиции являются фундаментом духовного обогащения каждого человека. Подрастающее поколение забывает традиции своего народа, русские национальные костюмы, народные инструменты. Внедряя на уроках внеурочной деятельности, занятиях с вокальным коллективом игру на народных инструментах, элементы народного пения (потешки, скороговорки, музыкальные игры) педагог прививает детям интерес к Родине, истории своего народа [2, c. 20].

Использование ударных, перкуссионных и русских народных инструментов, а также развивает чувство ритма, навыков работать в ансамбле, слышать и исполнять разные ритмические рисунки [2, c. 81].

Интересным для детей в работе с музыкальными инструментами является изменение выбранного произведения.

Для этого педагогу необходимо:

  • показать свой пример аккомпанемента на разных инструментах (например: гусли, деревянные ложки, металлофон, тамбурин, трещотки и др.), для начала лучше взять русские народные мелодии;
  • затем научить детей играть данное произведение по ритмической партитуре педагога;
  • теперь предложить ребятам выбрать инструменты, чтобы придумать свою ритмическую партитуру;
  • обсудить получившиеся варианты и преимущества инструментов.

Теперь можно переходить к написанию ритмических партитур и исполнению на музыкальных инструментах известных саундтреков из фильмов, а также классической музыки. Таким способом мы даем детям возможность импровизировать, творчески мыслить, изменять представления о музыке.

Следующим интересным шагом является добавление вокальных партий в изменившиеся произведения. Исполняя на ложках, гуслях, трещотках современную музыку, дети по-новому видят любимые мелодии, испытывают восторг принимая участие в необычных изменениях.

В наше время существует множество музыкальных программ, с помощью которых можно заниматься музыкой в любом месте и в любое время, учить партии, работать с партитурой, создавать аранжировки, записывать голос. Эти программы легко можно установить на смартфон или планшет.

Программы Sibelius, Dorico, Music Score и др. помогают отработать проблемы с ритмом, вокально-исполнительскую технику, записывать и транспонировать нотные партитуры для голоса и инструментов. Программы Cubase, Reaper, Sound Forge, способны исправлять чистоту записанного голоса, видеть ошибки и исправить их с помощью таких плагинов, как AutoTune, RealTune, VariAudio, Waves Tune, Melodyne.

Программы Лупер или Loop Station позволяет записывать и сразу микшировать звуковые дорожки. Если записать, затем наложить музыкальные фразы друг на друга в любой последовательности, через пару минут будет готова аранжировка для новой песни.

Применение таких программ в работе поможет детям после окончании школы быть более адаптированы к современной музыкальной среде.

Выделим этапы реализации вокального коллектива «Мелодия»:

Подготовительный период необходим для привлечения в коллектив талантливых детей. Эффективным будут встречи, беседы, выступления, мастер-классы, объявления, рассылки в соцсетях.

Диагностику музыкальных данных начинаем с первых занятий. Чтобы дети не зажимались, необходимо их поддерживать, создавать доброжелательную атмосферу, пресекая любые попытки других участников смеяться или неуважительно относиться к членам коллектива.

Начинаем с самого простого, постепенно усложняя задание. Ребенку предлагается спеть сыгранный на инструменте звук, поступенную мелодию, трезвучие вверх, вниз. Повторить несложные мелодии на металлофоне за педагогом, ритмический рисунок на деревянных ложках.

В организации кружка необходимо установить правила для сохранения детского голоса. Каждый раз до начала пения ребенок должен принять правильное положение и выполнить артикуляционную гимнастику:

  • «Улыбка» – растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
  • «Трубочка» (Хоботок») – вытягивание губ вперед.
  • «Часики» – вправо-влево.
  • «Качели» – вверх-вниз.
  • Круговые движения языком.
  • «Лошадки» – цоканье (щелканье языком).

Учимся правильно дышать, от этого зависит качество звуковедения. Первое полугодие каждое занятие выполняем упражнения «вне пения»:

  • Руку на живот, делаем медленный вдох, про себя считая до 4. Живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. При каждом последующем вдохе – выдохе увеличиваем счёт на единицу [5, 6, 7].
  • В следующем упражнении быстро чередуем вдох – выдох открытым ртом, не поднимая плечи.
  • Делаем носом резкий вдох и медленно выдыхаем (со звуком «ц»), не разжимая зубы.

Упражнения во время пения (например, пропеваем фразу на одном дыхании). Прием цепного дыхания, при котором ребенок должен осторожно и незаметно вливаться в звук коллектива, не нарушая звучание.

Важно помнить:

  • дыхание брать мягко и незаметно, четко вливаясь в ноту без «подъезда»;
  • не брать дыхание на стыке фраз, а только на длинных нотах;
  • всю песню петь на цепном дыхании;
  • никогда не делать вдох одновременно с соседом.

Эти упражнения помогут нам приобрести легкий или плавный звук, без напряжения и «выдавливания».

Конечно все это невозможно без правильной атаки звука. Необходимо мягко, округло и аккуратно начинать пропевать звук. Для округлости звука воспользуемся навыков «зевка» на протяжении всего пения. Приподнимаем верхнее небо, как бы зевая. Сделаем рот более округлым, мысленно пропевая «О». Протягиваем ровно и плавно на одном звуке: «о, у, а, э, и» добавляя после каждой гласной «О» [1, c. 34].

Дикция является важной составляющей вокальных занятий. Певучая, мягкая и свободная речь станет основой красивой мелодии. Для этого необходимо отрабатывать скороговорки. Основываясь на возможностях и недостатках участников коллектива, выбираем упражнения, которые помогут нам освободить мышцы лица и шеи, зажатость челюсти, скованность, вялость или малоподвижность губ, языка.

Чтобы раскрепостить челюсти выполняем упражнения на слоги «ба», «ма», «да». Согласные «б» и «м» способствуют и активности губ.

Бывают произведения, в которых нужно подчеркнуть дикцию. Попробуем пропеть мелодию на слоги «ля», «ле», «ли», «бра», «брэ», «бри», «дра», «дрэ», «дри» и т. д.

Важнейшим этапом на занятиях служит распевание. Следует уделить в начале занятия 10–20 минут на вокальные упражнения. Тем самым мы настраиваемся, «разогреваем» голосовой аппарат. Существует множество разных вариантов. Например, пропевание гласных «а» «о» «у» на 1 ноте вверх по полутонам. Мычание с закрытым ртом на согласной «м». Каждый раз начиная с самого простого мы постепенно усложняем упражнения и увеличиваем рабочий диапазон. Постепенно доходя до скачков и элементов двухголосья. Поможет улучшить навык унисонного пения - пение с закрытым ртом с крещендо и диминуэндо.

Главным методом работы над песней является разучивание ее под инструмент. Обговариваем содержание песни, обсуждаем авторов, идею произведения. Обращаем внимание на ошибки и недочеты. Трудные места отрабатываем отдельно, пропевая несколько раз в замедленном темпе, постепенно вливаясь в нужный темп [3, c. 130]. Песню стоит разучивать отдельными частями, сразу обговаривая опорные точки, фразы, динамические оттенки, художественный образ.

Для успешной концертной деятельности помимо чистого пения необходимо развивать актерские способности, внедрять в номера несложные движения, художественный замысел [3, c. 138]. Эмоции способны стать двигателем для совершенствования человека, а эмоции, полученные на концерте от зрителей, заставят вокалиста постоянно совершенствоваться и самовыражаться в творчестве.

С каждым годом растет творческий потенциал участников коллектива, сплоченность, взаимовыручка, поддержка, ответственность за выступление на концерте или конкурсе. Коллектив наполняется дружескими эмоциями, хорошими голосами, добрыми и открытыми детьми, приобретается большой опыт общения. Каждый новый участник коллектива попадает в благоприятную обстановку, где нет место обидным словам, где каждый поддержит, подскажет и подарит теплоту своей души.

Полезно посещать концерты других музыкальных коллективов, это научит детей анализировать, исправлять свои недочеты. Общие поездки в театр оперы, балета, мюзикла повысит уровень культуры детей, даст толчок к успешной самореализации.

С каждым годом увеличивается результативность вокального коллектива: ежегодные выступления на школьных мероприятиях, в новогодних сказках, концертах, линейках; увеличивается число победителей и призеров муниципальных и областных конкурсов.

Заключение

Благодаря введению эффективных педагогических подходов в общее и дополнительное образование, игре на народных музыкальных инструментах, заметен профессиональный рост каждого участника вокального коллектива, дети умеют слышать, слушать, петь.

Важным результатом симбиоза традиций и инноваций в педагогических подходах на занятиях с вокальным коллективом является сохранение, усовершенствование музыкальной культуры народа родной страны. Музыкальные эксперименты и изменения, вводимые в народное и современное творчество, привлекает молодое поколение. Восьмиклассники, играющие на ложках, баранах, тамбуринах, маракасах и др. инструментах музыку Моцарта или Говарда Шора, забывают о том, как хотелось им несколько минут назад быть взрослыми, сейчас они опять дети. Дети, старающиеся изо всех сил попадать в такт, придумать свое соло на барабанах или треугольнике, найти интересное произведение для будущих экспериментов. Эти дети учатся в музыкальном редакторе подбирать картинки к полюбившимся произведениям, опускать или поднимать тональность в песне, угадывать в музыкальной программе голоса инструментов. Но они теперь никогда не забудут, как играли в школе на своем маленьком красном барабане, а рядом друг отстукивал слабые доли на деревянных ложках.

Тонкой нитью проходят вместе современность и традиции прошлых поколений. И никто уже не в силах разорвать эту нить. Через время наша современность станет прошлым для будущих поколений и перейдя в традиции, осядет в веках.

Вокалисты, заучивающие старые каноны, транспонирующие их в новых современных программах, когда-то внесут свои изменения в музыкальную жизнь нашей страны.

Список литературы

  1. Варламов А.Е. «Полная школа пения». Учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов СПб.: Лань, 2008г.
  2. Пашина О.А. «Народное музыкальное творчество». Учебник. СПб.: Композитор, 2005г.
  3. Жиров В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для Вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2003 г.

Поделиться

635

Булдакова И. С. Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах на занятиях с вокальным коллективом // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 6-9. URL: https://apni.ru/article/8720-simbioz-traditsij-i-innovatsij-v-pedagogiches

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января