Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Внедрение технологии мнемотехники для совершенствования развития речи детей

Внедрение технологии мнемотехники для совершенствования развития речи детей

Автор(-ы):

Ваисова Екатерина Валентиновна

11 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

развитие речи
дошкольное образование
устное народное творчество
чтение сказок
пересказ
коммуникативные навыки

Аннотация статьи

В современном мире проблема развития речи становится все более актуальной из-за преобладания виртуального общения над реальным. Автор предлагает использовать устное народное творчество для развития грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы по чтению и пересказу сказок для улучшения навыков коммуникации у детей.

Текст статьи

Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. А ведь именно дошкольный возраст самый благоприятный период для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.

Знакомство дошкольников с устным народным творчеством способствует развитию и формированию у детей грамотной, правильной, красивой речи.

Рис. 1.

Я выстроила схему развития грамотной, правильной, красивой речи детей дошкольного возраста и хочу представить свой опыт работы по одному из направлений: чтение и пересказ сказок.

Когда читаешь детям сказку, они слушают с интересом, увлеченно. Сказка вызывает эмоциональный отклик. Но стоит попросить детей пересказать сказку, и они начинают испытывать затруднения, психологический дискомфорт. Дети говорят односложные слова и словосочетания, отдельные не связные по смыслу предложения.

Чтобы облегчить этот процесс, я в своей работе стала использовать технологию мнемотехники. Картинно-графическую схему(мнемотехника) – разработал профессор, детский психолог Л.А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Мнемотехника – это особая система методов и приемов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует развитию мышления, воображения памяти, внимания. Развивает словарный запас, навыки словообразования и словоизменения. Такая опора позволяет ребенку лучше понять материал, добавляет эмоциональность в воспроизведение сказки.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. они лучше запоминают предметы, события. Этому способствует мнемотехника. Как любая работа с детьми она строится от простого к сложному. Сначала простые мнемоквадраты. В такой картинке зашифрована одна фраза или короткое предложение.

Рис. 2.

Когда малыш без труда воспроизводит эту информацию, задачу усложняю, предлагая ему мнемодорожки.

По ней уже можно рассказать уже целую историю.

Рис. 3.

Как подготовительный этап для работы с мнемотаблицами очень хорошо подходит дидактическая игра на развитие воображения у детей «На что похоже», которую можно использовать в работе с детьми 2 младшей и средней группы.

Мнемотаблица – это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация. Я стала использовать в средней группе на первом этапе ознакомления детей с мнемотехникой.

Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог или родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной сказке.

Для пересказа сказок в средней группе мы с детьми использовали следующие мнемотаблицы:

Рис. 4. Сказка «Теремок» и сказка «Репка»

Рис. 5. Сказка «Маша и медведь»

Результаты по средней группе:

Самое главное, что дети стали более раскрепощенными, не бояться отвечать на вопросы, не замыкаются в себе от просьбы взрослого о пересказе сказки.

Активизируется словарный запас детей, речь становится более выразительной.

В старшей группе мы использовали мнемотаблицы по сказкам:

Рис. 6. «Лисичка сестричка и серый волк» и «Кот, лиса и петух»

Рис. 7. «Три поросёнка»

Результаты по старшей группе:

Дети научились подбирать описательные сравнения для героев сказок, разные эпитеты. Речь детей стала более насыщенной, эмоциональной. Пересказ более последовательным.

От возраста к возрасту меняются условные обозначения, становятся более схематичными и одноцветными, усложняется сюжет сказок.

В подготовительной группе для пересказа разрабатывали совместно с детьми мнемотаблицы по сказкам:

Рис. 8. «Крошечка-хаврошечка»

Рис. 9. «Царевна лягушка» и «Бычок – смоляной бычок»

Результаты по подготовительной группе:

Дети пересказывают сказки последовательно и связно. Речь стала грамотной, правильной, красивой. И самый важный момент дети стали самостоятельней, они сами могут придумать сказку и нарисовать к ней схему.

Рис. 10. Сказка «Новый год» и сказка «Внучка Алёнка»

Рис. 11. Сказка «В кабинете у Зубной Феи» и сказка «Две Белочки»

Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники у детей происходит всестороннее развитие речи. Любимые сказки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов, мнемодорожек или мнемотаблиц дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.

Поэтому, чем раньше начнётся работа по развитию речи детей, тем успешнее будет ребёнок в школе.

Список литературы

  1. Полянская, Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Спб., 2005.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102-115.

Поделиться

137

Ваисова Е. В. Внедрение технологии мнемотехники для совершенствования развития речи детей // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 10-16. URL: https://apni.ru/article/8723-vnedrenie-tekhnologii-mnemotekhniki-dlya-sove

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня