Повышение педагогической компетенции и творческой активности педагогов – одно из важных условий реализации ФГОС. В своей педагогической деятельности на уроках английского языка я стараюсь делать акцент на гибкости, критичности мышления. Почему критическое? В огромном потоке информации современного мира оно является необходимым в учебе, работе и нашей повседневной жизни. Критическое мышление – это способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. Исходным условием всесторонне развитой личности является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования. Другим условием возникновения и становления является потребность современного общества в образованной личности, умеющей строить диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства. Владение иностранными языками – не только аспект культурного развития человека, но и обязательное условие его успешной деятельности в самых различных областях. Определяющим условием является стремление к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в ОГБОУ «Валуйская СОШ №4» Белгородской области и собственный интерес к обозначенной проблеме.
Дайана Халперн, американский психолог, отмечает критическое мышление как творческое, развивающее обучение, которое учит мыслить рационально. Это способность анализировать информацию с позиции логики. Если это не верно, то, что верно? Если допущена ошибка, как ее исправить? С какой целью написан этот текст? К какой аудитории обращается автор? Я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы технологии критического мышления. Я думаю, что вы все используете их в своей работе, ведь они универсальны. Их можно применять не только на уроках, занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т. д.). Технология критического мышления состоит из следующих стадий (рис. 1).
Рис. 1. Образовательная технология критического мышления
Приём, который называется «Тонкие и толстые вопросы…» (таблица) этот приём используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии.
Таблица
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Толстые вопросы |
Тонкие вопросы |
---|---|
Объясните, почему…? |
Кто…? |
Почему вы считаете…? |
Что…? |
Предложите, что будет, если…? |
Когда…? |
Смогу ли я…? |
Могут ли…? |
Дайте три объяснения, почему…? |
Верно, ли…? |
Почему вы думаете…? |
Будет…? |
Особенно важно научиться задавать друг другу открытые вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать.
Приём: «Лови ошибку»
Например: Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.
Find the mistake, if there is one here (Найдите ошибку, если она есть).
Один из вариантов:
- fifteen minus six equals five.
- twenty-seven minus x equals nineteen. If x equals five.
- eighty-two plus eleven equals one hundred.
Один из вариантов:
A hedgehog is a bird. (an animal).
Dinner is a meal.
Big Ben and Tower are building materials. (the landmarks)
Cotton is a plant.
Beds, sofas, tables are the food.
Apples and pears are animals.
Gagarin is an astronaut.
Cars, lorries and buses are transport.
Рис. 2. The Picture Word Inductive Model
Приём: «Доска вопросов»
«Доску вопросов» можно поместить в легкодоступном месте. Когда у учителя нет времени ответить на все вопросы, ученики могут их там записать, и учитель может потом их собрать, выучить и ответить или в письменной форме, или устно на следующих уроках, или вынести их на обсуждение в классе.
Приём: «Игра слов»
Используя данный приём, можно придумать для своих коллег (учеников) вопросы и дать им категории на любые темы: название стран, профессий, числительные, цвет, месяц, дни недели и т. д.
- Pam is a: a) surname b) first name c) girl’s name.
- Russia is a: a) language b) nationality c) country.
Приём: «Синквейн»
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из 5 строк. При этом каждая строка подчинена определенным правилам. Происходит, таким образом, подведение итогов по изученному материалу. Синквейн способствует активизации умственной деятельности.
The first line. Family.
Second line. (What is a family look like?) strong, friendly
We can choose only two adjectives.
The third line. What a person does in a family? love, help, respect
Fourth line I love my family.
Fifth line. One word here is a synonym. Dynasty (или дом) house.
На самом деле приёмов критического мышления очень много и структура нетрадиционного урока зависит от нашей педагогической компетентности и творческой активности.
При использовании технологии развития критического мышления педагог перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный поиск, что даёт положительные преимущества:
- есть возможность повторения, лучшего усвоения материала;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- развивается любознательность, наблюдательность;
- дети становятся более восприимчивы к опыту других ребят, они учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- в ходе обсуждения появляются несколько трактовок одного и того же содержания;
- исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
- предоставляется возможность в процессе рассуждений, сделать правильный вывод;
Благодаря применению педагогом ТРКМ, дети легко и быстро усваивают материал, необходимый для подготовки к школьному обучению, повышается учебная мотивация. Органичное включение творческих заданий в систему школьного образования, даёт возможность личностного роста ребенка, ведь такая работа обращена, прежде всего, к его индивидуальности.