Основная часть
Банкам необходимо отвечать изменяющимся требованиям рынка, клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции, так как во времена постоянного изменения внешних условий требуется адекватная реакция со стороны коммерческих банков: глубокого анализа финансовой и макроэкономической ситуации, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля).
Банк «работает» с чужими деньгами. В нем аккумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных и негосударственных предприятий и организаций, некоммерческих организаций, населения. В результате банк становится распорядителем и хранителем общественного капитала. Это предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке клиентских денежных средств [2, с. 12-16].
Деятельность кредитной организации основывается на проведении различного рода банковских операций. В большинстве случаев перечень таких операций строго ограничен федеральным законодательством.
Вся деятельность банка является регулируемой со стороны государства, для цели защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов. Кроме законодательного регулирования деятельности банков, существует ряд обязательных нормативов и предписаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений. С точки зрения организации управления это означает, во-первых, наличие границ в самостоятельном принятии решений, обусловленных соблюдением нормативов и предписаний, во-вторых, необходимость искать пути обеспечения ликвидности банка в условиях изменяющейся конъюнктуры денежного рынка и исходя из установленных нормативов [3, с. 100-105].
Основными принципами банковской деятельности являются нижеследующие положения.
1. Работа в пределах имеющихся ресурсов
Банк стремится обеспечивать не только количественное соответствие своих ресурсов, кредитных вложений и других активов, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Если банк привлекает средства на короткие сроки, а вкладывает их в долгосрочные ссуды, то его ликвидность (способность отвечать по своим обязательствам) находится под угрозой.
2. Экономическая самостоятельность
Данный принцип предполагает свободу распоряжения собственными средствами, привлеченными ресурсами, доходами.
Что касается прибыли банка, то после оплаты налогов распределяется в соответствии с решением собрания акционеров, которое устанавливает нормы и размеры отчислений в фонды банка и размеры дивидендов по акциям.
3. Рыночные отношения с клиентами
Этот принцип означает, что банк как коммерческая организация предлагает своим клиентам услуги на условиях платности, но с учетом конкурентной ситуации на банковском рынке [4, с. 128-132].
Весь вид профессиональной деятельности, финансовый менеджмент направлен на управление финансово-экономическими процессами, конечной целью которых является обеспечение финансовой устойчивости экономического субъекта.
Активы коммерческого банка представляют собой денежную оценку проводимых активных операций, которые отражаются в бухгалтерском учете банка. Операции по активам коммерческого банка – это операции по размещению имеющихся денежных ресурсов с целью получения прибыли и поддержания ликвидности [4, с. 128-132].
Целью управления активами банка является создание структуры активов, которая позволит достичь показателей доходности, риска и ликвидности.
При проведении операций с активами банки участвуют в отношениях с различными категориями клиентов: предприятиями разных форм собственности, государственными органами, другими банками, гражданами.
Перечень операций банка с активами по экономическому содержанию:
- Кредитные. Операции по предоставлению (выдаче) денежных средств заемщикам на принципах срочности, возврата и платности.
- Инвестиционные. Операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещение средств в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. Отличительная особенность инвестиционных операций коммерческого банка в сравнении с кредитными операциями заключается в том, что инициатива проведения инвестиционных операций исходит от самого банка, а не от его клиента.
- Расчетные. Операции по зачислению и списанию денежных средств в российских рублях и иностранной валюте со счетов клиентов, а также переводы денежных средств без открытия счетов.
- Фондовые. Операции по вложению денежных средств в ценные бумаги сторонних эмитентов (акции, облигации, векселя и производные ценные бумаги).
- Кассовые. Операции, связанные с движением наличных денежных средств через кассу банка, это прием и выдача наличных денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, валютообменные операции, замена поврежденных денежных знаков, инкассаторские услуги.
- Валютные. Это операции, связанные с использованием валютных ценностей в наличной и безналичной формах, а также купля-продажа валюты, предоставление кредитов в валюте, привлечение вкладов в валюте и другие.
- Гарантийные. Операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента (принципала) третьему лицу (бенефициару) при наступлении определенных условий [4, с. 128-132].
Активы банка отличаются друг от друга степенью ликвидности, размером доходности, уровнем риска, срочностью, диверсификацией основных направлений размещения средств. Они влияют на качество активов и, как следствие, на финансовые результаты деятельности банка и его конкурентоспособность [6].
Самый высокий доход активов банка занимают кредиты, предоставленные корпоративным клиентам, государственным органам, гражданам, другим банкам, но при этом является достаточно рискованной. Доходными и рискованными также считаются вложения в различные финансовые инструменты. По вышеуказанным рисковым активным операциям банки обязаны создавать резервы на возможные потери [5].
Пассивы коммерческого банка представляют собой денежную массу проводимых пассивных операций, так же, отражаемую в бухгалтерском учете банка. Операции по пассивам коммерческого банка – это операции по привлечению денежных средств широкого круга клиентов, а также по формированию собственного капитала банка. Это ресурсы банка, которые затем размещаются в активные операции.
Цель управления пассивами банка –формирование ресурсов банка, которая позволит с наименьшими затратами осуществлять активные операции.
При проведении пассивных операций банки взаимодействуют с предприятиями разных форм собственности, государственными органами, другими банками, населением.
Перечень операций банка по формированию ресурсной базы:
- Операции по формированию собственных ресурсов. Это операции по формированию собственных средств (капитала) банка, уставного капитала, различных фондов и прибыли. Структура собственных средств зависит в основном от продолжительности деятельности банка, его организационно-правовой формы и проводимой ресурсной политики.
- Операции по формированию привлеченных ресурсов. Это операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц на депозитной и недепозитной основе в российских рублях и/или иностранной валюте. К депозитам относятся средства, которые размещены в банке по желанию клиентов. Ресурсы недепозитного характера представляют собой средства, которые привлекаются в банк по его собственной инициативе.
Привлеченные ресурсы банка формируются на принципах их платности, срочности, возвратности. Разнообразие условий и способов привлечения средств связано со стремлением банков в условиях жесткой конкуренции на рынке банковских ресурсов обеспечить стабильный приток денежных средств [6].
Так под депозитными ресурсами банка, понимаются текущие (расчетные) счета, депозиты до востребования, срочные депозиты, сберегательные сертификаты, обезличенные металлические счета. Недепозитными ресурсами банка принято считать ресурсы, которые формируются коммерческими банками путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке или путем получения кредитов от других банков, в том числе от Банка России [6].
Пассивы банка отличаются друг от друга стоимостью привлечения, способами привлечения, срочностью, степенью влияния того или иного ресурса на ликвидность и доходность банка.
Пассивы в деятельности коммерческого банка предопределяют масштабы и направления активных операций и, следовательно, объем и структуру банковских доходов. Состав и структура пассивов коммерческого банка оказывают существенное влияние на его ликвидность и финансовые результаты деятельности [7].
Центральное и важное место в системе управления пассивами банка занимает депозитная политика, целью проведения которой является привлечение достаточного объема депозитных средств с наименьшими затратами.
Ликвидность банка – это комплексная качественная характеристика его деятельности, влияющая на финансовую устойчивость. Ликвидность банка – это характеристика, которая отражает состояние активов, пассивов и внебалансовых операций, а также качество менеджмента анализируемого банка [7].
Банк является кредитной организацией, смыслом существования которой является получение прибыли, все его экономические процессы сосредоточены на этом, в этом заключается миссия банка. Миссия – это нематериальный актив, который должен способствовать повышению конкурентоспособности банка и привести к главному результату – увеличению прибыли.
У каждой кредитной организации есть своя стратегия развития, которая тщательно спланирована, где у каждого своя миссия. Миссия является начальной точкой этой стратегии. Цели миссии банка лаконичны и содержательны. На основе миссии разрабатываются тезисы, а дальше – основная стратегия развития банка [7].
Заключение
Банковские организации – основа финансово-экономического сегмента большинства государств мира. Оказывая услуги физическим и юридическим лицам, они рассчитывают на получение положенной прибыли.
Качество активов банка, качество привлеченных средств, сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам, грамотный менеджмент, имидж банка – это важнейшие факторы для эффективной работы банков [2, с. 12-16].
Миссия коммерческого банка – это высшая, самая важная и главная цель организации на экономическом рынке, цель целей, способная в нескольких словах выразить стратегию и смысл самого существования кредитной организации как таковой, эффектно выделяющая данное учреждение среди конкурентов. Разнообразие кредитных организаций подразумевает разнообразие миссий [3, с. 100-105].