Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Особенности развития физической подготовки у юношей 13–14 лет на внеурочных заня...

Особенности развития физической подготовки у юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке

Автор(-ы):

Жилкина Дарья Евгеньевна

12 марта 2024

Научный руководитель

Палаткин Илья Владимирович

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

лыжная подготовка
физическая подготовка
специальные упражнения
сила
выносливость

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрено использование ОФП и СФП в процессе физической подготовки юношей на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.

Текст статьи

Высокий уровень конкуренции в современном спорте предъявляет повышенные требования ко всем аспектам спортивной подготовки. Изучение особенностей физической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой, содержит весомую ценность, поскольку в данном возрасте происходят заметные изменения в организме.

В процессе физической подготовки в лыжных гонках рекомендуется использовать общефизическую (ОФП) и специальную (СФП) подготовки. Общая физическая подготовка направлена на гармоничное развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости). Специальная физическая подготовка на развитее двигательных качеств, навыков, умений, применяемых в лыжных гонках.

Основными средствами СФП являются передвижения на лыжах, различные имитационные упражнения, передвижения на лыжероллерах, упражнений на тренажерах. Мы в своей работе рассмотрим использование специальных упражнений на развитие физических качеств.

Целью нашего исследования является оценка эффективности экспериментальной методики развития физической подготовленности у юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.

Для достижения вышеуказанной цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Разработать и внедрить методику, положительно влияющую на развитие физической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.
  3. Показать результаты исследования и их динамику развития физической и подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.

Эксперимент проводился с октября 2022 г. по декабрь 2024 г. на спортивных объектах ДЮСШ г. Искитим.

Всего было исследовано 30 мальчиков в возрасте 13–14 лет, из них 15 относилось к контрольной группе, 15 – к экспериментальной.

Контрольная группа работала по тренировочному плану, основанному на Федеральном стандарте по виду спорта (ФГОС). В экспериментальной группе была внедрена и использована разработанная нами методика, направленная на повышение показателей физической подготовки занимающихся.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, эксперимент, анализ полученных данных, метод математической статистики (Стьюдент).

В процессе исследования нами были использованы следующие тесты и контрольные испытания:

  1. Для определения общей выносливости – бег 2000 м.
  2. Для определения специальной выносливости – бег на лыжах 5000 (м) коньковым стилем.
  3. Для определения силы – бег на лыжах 100 (м) одновременно бесшажным ходом.
  4. Для определения скоростно-силовых качеств – бег в гору 100 (м).
  5. Для определения скоростных качеств – бег на лыжах 500 (м) одновременно одношажным ходом.

Исходный уровень показателей физического развития показал, что до эксперимента статистически значимых различий не выявлено ни в одном из тестов.

В таблице 1 отражены полученные результаты испытуемых экспериментальной и контрольной групп до эксперимента.

Таблица 1

Показатели физических качеств контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до эксперимента (n=15)

Показатели

Единицы измерения

До эксперимента
M±m

p

 

КГ

ЭГ

Бег 2000 (м) по пересечённой местности

Секунды

545,2±8,02

545,5±8,2

≥0.05

Бег в подъём, 100 (м)

Секунды

25,9 ± 0,3

26 ± 0,3

≥0.05

Бег на лыжах 100 (м) одновременно бесшажным ходом

Секунды

47,2 ± 1,3

47,3±1,3

≥0.05

Бег на лыжах 500 (м) одновременно одношажным ходом

Секунды

214,1±6

215,9 ± 5,5

≥0.05

Бег на лыжах 5000 (м) коньковым стилем

Секунды

1076,9±9,3

1067,5±11,6

≥0.05

После педагогического эксперимента у юношей 13–14 лет наблюдается положительная динамика показателей физических качеств, как в контрольной, так и экспериментальной группе, о чём свидетельствуют результаты в таблице 2.

Таблица 2

Показатели физических качеств контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после эксперимента (n=15)

Показатели

Единицы измерения

 

После эксперимента
M±m

t

p

КГ

ЭГ

Бег 2000 (м) по пересечённой местности

Секунды

524,6±7,7

500,9±8,1

2,1*

≤0,05

Бег в подъём, 100 (м)

Секунды

25,4 ±0,3

24,5 ± 0,3

2,1*

≤0.05

Бег на лыжах 100 (м) одновременно бесшажным ходом

Секунды

45,1±1,3

40,4±1,2

2,4*

≤0.05

Бег на лыжах 500 (м) одновременно одношажным ходом

Секунды

192,9 ±6,2

171,4±5

2,5*

≤0,05

Бег на лыжах 5000 (м) коньковым стилем

Секунды

1057,3±7,8

1012,1±10,3

2,7*

≤0,05

Примечание: *– значимые различия p≤0.05

Подводя итог, мы сделали следующие выводы:

  1. Проанализировав литературные источники по избранной теме, мы выяснили, что большинство авторов уделяли огромное внимание данной теме, но, однако конкретных рекомендаций по развитию физических качеств у юношей недостаточно. Отметим, что нет единого мнения о средствах и методах развития физических качеств.
  2. Нами была разработана и успешно внедрена экспериментальная методика, повышающая физическую подготовленность у юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.
  3. Проведенные исследования показали, что темпы прироста физических качеств юношей экспериментальной группы и контрольной группы в начале учебного года находились примерно на одном уровне (достоверных отличий не было при (при p=0,05 или p<0,05)). В конце года наблюдается достоверное улучшение у юношей экспериментальной группы. Вышесказанное позволяет утверждать, что экспериментальная методика показала свою эффективность.

Список литературы

  1. Антонова О.Н., В.С. Кузнецов. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ - сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009. – 208с.
  2. Бутин И.М. Лыжный спорт. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
  3. Германов Г.Н., Сабирова И.А., Цуканова Е.Г. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов., И.А. Сабирова., Е.Г. Цуканова // Научный теоретический журнал «Учёные записки». – 2014. – № 2 (108). – С. 49-57.
  4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Спорт, 2019. – 200 с.
  5. Зубрилов Р.А. Лыжная подготовка во внеурочной деятельности. – M.: Олимп. литература, 2010 г. – 296 с.

Поделиться

169

Жилкина Д. Е. Особенности развития физической подготовки у юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.II.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/8734-osobennosti-razvitiya-fizicheskoj-podgotovki

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня