Высокий уровень конкуренции в современном спорте предъявляет повышенные требования ко всем аспектам спортивной подготовки. Изучение особенностей физической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой, содержит весомую ценность, поскольку в данном возрасте происходят заметные изменения в организме.
В процессе физической подготовки в лыжных гонках рекомендуется использовать общефизическую (ОФП) и специальную (СФП) подготовки. Общая физическая подготовка направлена на гармоничное развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости). Специальная физическая подготовка на развитее двигательных качеств, навыков, умений, применяемых в лыжных гонках.
Основными средствами СФП являются передвижения на лыжах, различные имитационные упражнения, передвижения на лыжероллерах, упражнений на тренажерах. Мы в своей работе рассмотрим использование специальных упражнений на развитие физических качеств.
Целью нашего исследования является оценка эффективности экспериментальной методики развития физической подготовленности у юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.
Для достижения вышеуказанной цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
- Разработать и внедрить методику, положительно влияющую на развитие физической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.
- Показать результаты исследования и их динамику развития физической и подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.
Эксперимент проводился с октября 2022 г. по декабрь 2024 г. на спортивных объектах ДЮСШ г. Искитим.
Всего было исследовано 30 мальчиков в возрасте 13–14 лет, из них 15 относилось к контрольной группе, 15 – к экспериментальной.
Контрольная группа работала по тренировочному плану, основанному на Федеральном стандарте по виду спорта (ФГОС). В экспериментальной группе была внедрена и использована разработанная нами методика, направленная на повышение показателей физической подготовки занимающихся.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, эксперимент, анализ полученных данных, метод математической статистики (Стьюдент).
В процессе исследования нами были использованы следующие тесты и контрольные испытания:
- Для определения общей выносливости – бег 2000 м.
- Для определения специальной выносливости – бег на лыжах 5000 (м) коньковым стилем.
- Для определения силы – бег на лыжах 100 (м) одновременно бесшажным ходом.
- Для определения скоростно-силовых качеств – бег в гору 100 (м).
- Для определения скоростных качеств – бег на лыжах 500 (м) одновременно одношажным ходом.
Исходный уровень показателей физического развития показал, что до эксперимента статистически значимых различий не выявлено ни в одном из тестов.
В таблице 1 отражены полученные результаты испытуемых экспериментальной и контрольной групп до эксперимента.
Таблица 1
Показатели физических качеств контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до эксперимента (n=15)
Показатели |
Единицы измерения |
До эксперимента |
p
| |
КГ |
ЭГ | |||
Бег 2000 (м) по пересечённой местности |
Секунды |
545,2±8,02 |
545,5±8,2 |
≥0.05 |
Бег в подъём, 100 (м) |
Секунды |
25,9 ± 0,3 |
26 ± 0,3 |
≥0.05 |
Бег на лыжах 100 (м) одновременно бесшажным ходом |
Секунды |
47,2 ± 1,3 |
47,3±1,3 |
≥0.05 |
Бег на лыжах 500 (м) одновременно одношажным ходом |
Секунды |
214,1±6 |
215,9 ± 5,5 |
≥0.05 |
Бег на лыжах 5000 (м) коньковым стилем |
Секунды |
1076,9±9,3 |
1067,5±11,6 |
≥0.05 |
После педагогического эксперимента у юношей 13–14 лет наблюдается положительная динамика показателей физических качеств, как в контрольной, так и экспериментальной группе, о чём свидетельствуют результаты в таблице 2.
Таблица 2
Показатели физических качеств контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после эксперимента (n=15)
Показатели |
Единицы измерения
|
После эксперимента |
t |
p | |
КГ |
ЭГ | ||||
Бег 2000 (м) по пересечённой местности |
Секунды |
524,6±7,7 |
500,9±8,1 |
2,1* |
≤0,05 |
Бег в подъём, 100 (м) |
Секунды |
25,4 ±0,3 |
24,5 ± 0,3 |
2,1* |
≤0.05 |
Бег на лыжах 100 (м) одновременно бесшажным ходом |
Секунды |
45,1±1,3 |
40,4±1,2 |
2,4* |
≤0.05 |
Бег на лыжах 500 (м) одновременно одношажным ходом |
Секунды |
192,9 ±6,2 |
171,4±5 |
2,5* |
≤0,05 |
Бег на лыжах 5000 (м) коньковым стилем |
Секунды |
1057,3±7,8 |
1012,1±10,3 |
2,7* |
≤0,05 |
Примечание: *– значимые различия p≤0.05
Подводя итог, мы сделали следующие выводы:
- Проанализировав литературные источники по избранной теме, мы выяснили, что большинство авторов уделяли огромное внимание данной теме, но, однако конкретных рекомендаций по развитию физических качеств у юношей недостаточно. Отметим, что нет единого мнения о средствах и методах развития физических качеств.
- Нами была разработана и успешно внедрена экспериментальная методика, повышающая физическую подготовленность у юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.
- Проведенные исследования показали, что темпы прироста физических качеств юношей экспериментальной группы и контрольной группы в начале учебного года находились примерно на одном уровне (достоверных отличий не было при (при p=0,05 или p<0,05)). В конце года наблюдается достоверное улучшение у юношей экспериментальной группы. Вышесказанное позволяет утверждать, что экспериментальная методика показала свою эффективность.