Термин «дебаты» в переводе с французского означает «прения, обмен мнениями». Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Дебаты с их древними традициями – это система формализированных дискуссий на различные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Задача участников дебатов, склонить судей и зрителей к своей точке зрения.
Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки.
Эта технология по праву принадлежит открытой педагогике, к которой относится, система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Основными элементами дебатов являются тема и соблюдение этапов дебатов. В дебатах тема формулируется в виде утверждения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: значимость для участников дебатов; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; четкость и конкретность формулировки.
Подготовка дебатов включает в себя несколько этапов. Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации.
В дебатах принимают участие все (часть обучающихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы).
К концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее, в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего.
Каждый участник команды имеет право выступить только один раз, в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин, спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин, эксперты оценивают аргументы, но не участников.
После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы «за», а с другой – аргументы «против». Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке: в начале аудитории по центру – председатель и секретарь; справа от председателя – 4 спикера команды «У» (защитники тезиса); слева от председателя – 4 спикера команды «О» (противники тезиса); напротив председателя – эксперты (3 чел.).
Все частники дебатов, обращаясь, друг к другу, должны использовать форму «Уважаемый (Уважаемая)…» или любую другую вежливую форму. В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют друг друга, называя лучшие черты характера каждого. Это может происходить следующим образом: первый участник знакомит с остальными; каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа; последний участник может представить всех.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. Ученики, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.
В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок (например, по пятибалльной системе) – зафиксированы в соответствующих протоколах.
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.
Таким образом, педагогическая технология «Дебаты» развивает личностные качества, формирует навыки коллективного общения, совершенствует мыслительные процессы обучающихся. Значение дебатов трудно переоценить, они позволяют лучше понять и раскрыть личность обучающегося, который аргументировано высказывает свою точку зрения, умеет убедить оппонента, заставить его принять другую точку зрения. Дебаты также раскрывают личность педагога, его отношение к изучаемой проблеме, его профессионализм.