Главная
Конференции
Инновационные направления исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук
Применение технологии «дебаты» для развития коммуникативных навыков обучающихся

Применение технологии «дебаты» для развития коммуникативных навыков обучающихся

Автор(-ы):

Кононыхина Лариса Николаевна

Матвеева Дина Александровна

Трухачева Снежана Николаевна

Трухачёва Лариса Викторовна

12 марта 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дебаты
коммуникативные навыки

Аннотация статьи

В статье актуализируются вопросы применения технологии «дебаты» для развития ораторских способностей, коммуникативных навыков, расширению общекультурного кругозора, развитию исследовательских и организаторских навыков, формированию гражданской позиции.

Текст статьи

Термин «дебаты» в переводе с французского означает «прения, обмен мнениями». Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Дебаты с их древними традициями – это система формализированных дискуссий на различные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Задача участников дебатов, склонить судей и зрителей к своей точке зрения.

Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки.

Эта технология по праву принадлежит открытой педагогике, к которой относится, система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Основными элементами дебатов являются тема и соблюдение этапов дебатов. В дебатах тема формулируется в виде утверждения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: значимость для участников дебатов; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; четкость и конкретность формулировки.

Подготовка дебатов включает в себя несколько этапов. Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации.

В дебатах принимают участие все (часть обучающихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы).

К концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее, в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего.

Каждый участник команды имеет право выступить только один раз, в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин, спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин, эксперты оценивают аргументы, но не участников.

После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы «за», а с другой – аргументы «против». Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке: в начале аудитории по центру – председатель и секретарь; справа от председателя – 4 спикера команды «У» (защитники тезиса); слева от председателя – 4 спикера команды «О» (противники тезиса); напротив председателя – эксперты (3 чел.).

Все частники дебатов, обращаясь, друг к другу, должны использовать форму «Уважаемый (Уважаемая)…» или любую другую вежливую форму. В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют друг друга, называя лучшие черты характера каждого. Это может происходить следующим образом: первый участник знакомит с остальными; каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа; последний участник может представить всех.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. Ученики, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.

В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок (например, по пятибалльной системе) – зафиксированы в соответствующих протоколах.

После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

Таким образом, педагогическая технология «Дебаты» развивает личностные качества, формирует навыки коллективного общения, совершенствует мыслительные процессы обучающихся. Значение дебатов трудно переоценить, они позволяют лучше понять и раскрыть личность обучающегося, который аргументировано высказывает свою точку зрения, умеет убедить оппонента, заставить его принять другую точку зрения. Дебаты также раскрывают личность педагога, его отношение к изучаемой проблеме, его профессионализм.

Список литературы

  1. Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты» // Школьные технологии. 2021. № 1. С. 89-92.
  2. Хуторской А.В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) // Вопросы философии. 2018. № 4.

Поделиться

121

Кононыхина Л. Н., Матвеева Д. А., Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Применение технологии «дебаты» для развития коммуникативных навыков обучающихся // Инновационные направления исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 мар. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/8735-primenenie-tekhnologii-debati-dlya-razvitiya

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая