Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Дистанционное обучение в начальной школе: современные вызовы и перспективы

Дистанционное обучение в начальной школе: современные вызовы и перспективы

Автор(-ы):

Гринберг Эльвира

12 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

образовательное учреждение
учебная деятельность
методы обучения
инновационные технологии
формат обучения
кейс-стади
социокультурный подход

Аннотация статьи

В данной научной статье автор рассматривает дистанционное обучение в начальной школе, анализирует основные аспекты и примеры реализации дистанционного формата обучения. Цель статьи – рассмотреть современные вызовы и перспективы дистанционного образования в условиях новой технологической и инновационной реальности. Методы исследования: анализ статистических данных и кейс-стади. Результаты исследования могут быть полезны для студентов, аспирантов, преподавателей начальной школы. Теоретико-методологическая база исследования включает в себя принцип социокультурного подхода. Дистанционный формат обучения может быть эффективным для развития учеников в начальной школе и имеет огромный потенциал для повышения качества образования.

Текст статьи

Введение

1. Удаленное (дистанционное) обучение

В научной публикации автор определяет удаленное (дистанционное) обучение «как вид интерактивного взаимодействия между преподавателем и учениками и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ» [1].

Главной особенностью указанного/текущего образовательного процесса является общедоступность, двусторонняя связь, портативность, гибкость и универсальность «предоставляя образовательные услуги пользователям (на удалении или с физическими ограничениями и затрудненной мобильностью)»:

  • открывает доступ к знаниям в течение всего времени обучения, от базового до высшего, не накладывая ограничения на учеников по возрасту;
  • создает условия в выборе учебных предметов;
  • применяет наглядные методы [2].

Автор С. А. Котова уделяет внимание специфике удаленного обучения:

  • основной этап не предполагает прямого взаимодействия преподавателя и ученика;
  • информационные технологии являются преобладающими;
  • интерактивное взаимодействие носит систематический характер;
  • наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих учеников [5].

Следовательно автор выделяет инновационность удаленного формата обучения.

Удаленный процесс обучение воспринимался как крайняя мера, в связи с глобальной коронавирусной эпидемией (пандемией зла), однако в данный момент приобретает популярность среди учеников младшего школьного возраста, по ряду других причин (когда ученик проходит восстановительный период после болезни, переломы, ушибы и т. д.) все большую популярность приобретает дистанционное обучение в начальной школе и требует адаптации от учителей и учеников в условиях научно-технического прогресса.

Удаленному формату обучения отдают предпочтение:

  • ученики младших классов начальной школы, желающих проходить обучение в общеобразовательных заведениях;
  • ученики младших классов начальной школы, лишенные возможности получить профессиональную педагогическую помощь (учитывая территориальные особенности);
  • возрастная целевая аудитория (профессиональная переподготовка).

По мнению исследователей «дистанционное обучение предпочитают родители одаренных учеников начальной школы, нуждающиеся в гибком и индивидуальном темпе учебной деятельности, а также ученики начальной школы из религиозно-набожных семей или семей, принадлежащих различным коммунам, которые не воспринимают подобные учреждения как должный институт социализации» [5].

Однако, дистанционное обучение для данной категории обучающихся имеет ряд характерных особенностей:

  • высокий уровень интеллектуальной стимуляции;
  • адаптация учебных материалов, учитывая особенности обучающихся.

Проблемы дистанционного взаимодействия рассматривали в своих работах В. В. Вержбицкий, В. Г. Домрачев и другие авторы. В свою очередь Н. Ю. Найденова рассматривала проблемы внедрения и развития дистанционного обучения в средних образовательных учреждениях.

2. Удаленное (дистанционное) обучение в младших классах

Удаленное (дистанционное) обучение в младших классах представляет инновационный подход к образованию, однако подобный учебный процесс не ускоряет, а замедляет умственную деятельность ученика в младших классах школы, так как для каждого ученика в младших классах школы степень сложности в усвоении дидактических материалов разный. В ходе обучения учитель, с учетом личностных качеств своих учеников в младших классах школы, определяет степень сложности, составляет учебное задание, которое формирует навыки и определяет цели и задачи деятельности.

В раннем возрасте немногие ученики в младших классах школы умеют учиться, более того заниматься самообразованием.

Необходимо осознавать, что инновационные образовательные технологии, различные способы и подходы, принципы организации и методика преподавания, которые эффективно функционируют в общеобразовательной школе, выглядят бесполезными и даже вредоносными в период обучения учеников начальной школы (1-й, 2-й классы).

Нередко преподаватели привлекают родителей учеников, чтобы создать комфортные условия для успешного обучения учеников начальной школы.

3. Положительные стороны дистанционного формата обучения в начальной школе

По мнению практикующих преподавателей дистанционное обучение:

  • способствует равным условиям для обучения (доступность образования);
  • создает условия для развития у ученика цифровой грамотности, творческой и поисковой деятельности, предоставляет ученику возможность выбора ресурсов (развитие цифровых навыков);
  • проходит в индивидуальном образовательном темпе (индивидуализация обучения) и др.

4. Проекты успешной реализации дистанционного формата обучения в начальной школе

Рассмотрим успешные примеры реализации проектов и образовательных онлайн-платформ формата дистанционного обучения в начальной школе.

Пример 1. Проект «Школа Минпросвещения России» формирует единое образовательное пространство, предоставляющее качественное образование для учеников младшей начальной школы и старшей школы из разных регионов (доступ к онлайн урокам и интерактивным заданиям), укрепляет единую воспитательную среду, основами которой являются патриотизм, гражданская идентичность и духовно-нравственные ценности, а также обеспечивает конкурентоспособность отечественного образования [8].

Пример 2. Образовательная онлайн-платформа «Умный класс» способ сделать учебный процесс проще и свободнее для учеников и включает в себя классную среду, предлагающую учебные материалы и игры для учеников начальной школы, которую можно легко подключить к различным устройствам, также включает в себя веб-платформу, которая позволяет преподавателям перемещаться или работать в пространстве и помогает ученикам начальной школы учиться эффективно и с удовольствием [3].

Чтобы максимально использовать возможности дистанционного обучения в начальной школе, важно развивать инфраструктуру и методики.

5. Неблагоприятные факторы дистанционного процесса обучения в начальной школе

По представлению автора Стаселович Г. А. в качестве неблагоприятных факторов онлайн обучения ученики начальной школы называют: занятия требуют максимального вовлечения родителей в учебную деятельность; изменились функции преподавательско-ученических отношений (учитель ставит задачу, родители осуществляют роль учителя); ученики начальной школы лишены личного контакта со сверстниками; степень интерактивной грамотности преподавательско-ученических отношений не удовлетворяет требованиям; непосильным является контроль уровня самостоятельности выполнения работы учеников начальной школы; понижается уровень общеобразовательного минимума учеников начальной школы; программы для дистанционного обучения недостаточно направлены на учеников начальной школы и др. [9].

Автор также обращает внимание, что электронные ресурсы и сетевые платформы для обучения в режиме реального времени не всегда адаптированы для учебной деятельности, несут упрощенный характер и малоинформативны. Также одним из главных негативных аспектов является ограниченный доступ к учебным материалам и учебным ресурсам.

6. Процессы интенсификации дистанционного обучения

План формирования комплексной цифровой учебной среды в нашей стране считает значимым «определить условия повышения эффективности дистанционного обучения, которое будет продуктивно только в случае его разумного использования в соответствии с определенными нормами и требованиями» [4, 6, 7].

Проанализируем главные критерии, обязательные для последующей результативной реализации дистанта:

  1. Служба техподдержки и авторизация (онлайн обучение должно быть внесено в базу; должна быть создана и структурирована виртуальная учебная среда для учеников начальной школы, предоставляющая техподдержку и помощь всем участникам образовательного и воспитательного процесса с помощью информационных технологий, учитывая личностные характеристики учащегося).
  2. Обучение и развитие профессиональных навыков преподавателей (учебная работа с применением информационных и мультимедийных технологий в лайв-режиме и в режиме отложенного времени должен подготовить и организовать высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, способный поддерживать мотивацию учеников).

Заключение

Таким образом, дистанционный формат обучения в начальной школе имеет огромный потенциал для развития и повышения качества образования, а успешные примеры реализации образовательных проектов в России доказывают, что дистанционный формат обучения может быть эффективным для развития учеников в начальной школе.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Дистанционное обучение в России: история и современность // Материалы 4-й Международной конференции по дистанционному обучению. М., 1997.
  2. Грановская Р.М., Дуленкова Е.А. Врожденные истоки конфликтов. СПб., 2014. 320 с.
  3. Как легко превратить ваш класс в умный класс [Электронный ресурс]. – URL: https://qnextech.com/ru/ (дата обращения: 29.02.2024).
  4. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации.
  5. Котова С.В., Булаева Е.А. Организация дистанционного обучения в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/asus/Downloa ds/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole.pdf (дата обращения: 29.02.2024).
  6. Образовательная программа ИИТО ЮНЕСКО по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области применения ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214645.pdf (дата обращения: 29.02.2024).
  7. Программа развития электронного образования на 2014–2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/ (дата обращения: 29.02.2024).
  8. Проект «Школа Минпросвещения России» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/press/7894/proekt-shkola-minprosvescheniya-rossii (дата обращения: 29.02.2024).
  9. Стаселович Г.А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/asus/Downloads/distantsionnoe-obrazovanie-v-nachalnoy-shkole-problemy-i-vozmozhnosti.pdf (дата обращения: 29.02.2024).

Поделиться

171

Гринберг Э.. Дистанционное обучение в начальной школе: современные вызовы и перспективы // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 20-23. URL: https://apni.ru/article/8736-distantsionnoe-obuchenie-v-nachalnoj-shkole-s

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня