Введение
1. Удаленное (дистанционное) обучение
В научной публикации автор определяет удаленное (дистанционное) обучение «как вид интерактивного взаимодействия между преподавателем и учениками и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ» [1].
Главной особенностью указанного/текущего образовательного процесса является общедоступность, двусторонняя связь, портативность, гибкость и универсальность «предоставляя образовательные услуги пользователям (на удалении или с физическими ограничениями и затрудненной мобильностью)»:
- открывает доступ к знаниям в течение всего времени обучения, от базового до высшего, не накладывая ограничения на учеников по возрасту;
- создает условия в выборе учебных предметов;
- применяет наглядные методы [2].
Автор С. А. Котова уделяет внимание специфике удаленного обучения:
- основной этап не предполагает прямого взаимодействия преподавателя и ученика;
- информационные технологии являются преобладающими;
- интерактивное взаимодействие носит систематический характер;
- наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих учеников [5].
Следовательно автор выделяет инновационность удаленного формата обучения.
Удаленный процесс обучение воспринимался как крайняя мера, в связи с глобальной коронавирусной эпидемией (пандемией зла), однако в данный момент приобретает популярность среди учеников младшего школьного возраста, по ряду других причин (когда ученик проходит восстановительный период после болезни, переломы, ушибы и т. д.) все большую популярность приобретает дистанционное обучение в начальной школе и требует адаптации от учителей и учеников в условиях научно-технического прогресса.
Удаленному формату обучения отдают предпочтение:
- ученики младших классов начальной школы, желающих проходить обучение в общеобразовательных заведениях;
- ученики младших классов начальной школы, лишенные возможности получить профессиональную педагогическую помощь (учитывая территориальные особенности);
- возрастная целевая аудитория (профессиональная переподготовка).
По мнению исследователей «дистанционное обучение предпочитают родители одаренных учеников начальной школы, нуждающиеся в гибком и индивидуальном темпе учебной деятельности, а также ученики начальной школы из религиозно-набожных семей или семей, принадлежащих различным коммунам, которые не воспринимают подобные учреждения как должный институт социализации» [5].
Однако, дистанционное обучение для данной категории обучающихся имеет ряд характерных особенностей:
- высокий уровень интеллектуальной стимуляции;
- адаптация учебных материалов, учитывая особенности обучающихся.
Проблемы дистанционного взаимодействия рассматривали в своих работах В. В. Вержбицкий, В. Г. Домрачев и другие авторы. В свою очередь Н. Ю. Найденова рассматривала проблемы внедрения и развития дистанционного обучения в средних образовательных учреждениях.
2. Удаленное (дистанционное) обучение в младших классах
Удаленное (дистанционное) обучение в младших классах представляет инновационный подход к образованию, однако подобный учебный процесс не ускоряет, а замедляет умственную деятельность ученика в младших классах школы, так как для каждого ученика в младших классах школы степень сложности в усвоении дидактических материалов разный. В ходе обучения учитель, с учетом личностных качеств своих учеников в младших классах школы, определяет степень сложности, составляет учебное задание, которое формирует навыки и определяет цели и задачи деятельности.
В раннем возрасте немногие ученики в младших классах школы умеют учиться, более того заниматься самообразованием.
Необходимо осознавать, что инновационные образовательные технологии, различные способы и подходы, принципы организации и методика преподавания, которые эффективно функционируют в общеобразовательной школе, выглядят бесполезными и даже вредоносными в период обучения учеников начальной школы (1-й, 2-й классы).
Нередко преподаватели привлекают родителей учеников, чтобы создать комфортные условия для успешного обучения учеников начальной школы.
3. Положительные стороны дистанционного формата обучения в начальной школе
По мнению практикующих преподавателей дистанционное обучение:
- способствует равным условиям для обучения (доступность образования);
- создает условия для развития у ученика цифровой грамотности, творческой и поисковой деятельности, предоставляет ученику возможность выбора ресурсов (развитие цифровых навыков);
- проходит в индивидуальном образовательном темпе (индивидуализация обучения) и др.
4. Проекты успешной реализации дистанционного формата обучения в начальной школе
Рассмотрим успешные примеры реализации проектов и образовательных онлайн-платформ формата дистанционного обучения в начальной школе.
Пример 1. Проект «Школа Минпросвещения России» формирует единое образовательное пространство, предоставляющее качественное образование для учеников младшей начальной школы и старшей школы из разных регионов (доступ к онлайн урокам и интерактивным заданиям), укрепляет единую воспитательную среду, основами которой являются патриотизм, гражданская идентичность и духовно-нравственные ценности, а также обеспечивает конкурентоспособность отечественного образования [8].
Пример 2. Образовательная онлайн-платформа «Умный класс» способ сделать учебный процесс проще и свободнее для учеников и включает в себя классную среду, предлагающую учебные материалы и игры для учеников начальной школы, которую можно легко подключить к различным устройствам, также включает в себя веб-платформу, которая позволяет преподавателям перемещаться или работать в пространстве и помогает ученикам начальной школы учиться эффективно и с удовольствием [3].
Чтобы максимально использовать возможности дистанционного обучения в начальной школе, важно развивать инфраструктуру и методики.
5. Неблагоприятные факторы дистанционного процесса обучения в начальной школе
По представлению автора Стаселович Г. А. в качестве неблагоприятных факторов онлайн обучения ученики начальной школы называют: занятия требуют максимального вовлечения родителей в учебную деятельность; изменились функции преподавательско-ученических отношений (учитель ставит задачу, родители осуществляют роль учителя); ученики начальной школы лишены личного контакта со сверстниками; степень интерактивной грамотности преподавательско-ученических отношений не удовлетворяет требованиям; непосильным является контроль уровня самостоятельности выполнения работы учеников начальной школы; понижается уровень общеобразовательного минимума учеников начальной школы; программы для дистанционного обучения недостаточно направлены на учеников начальной школы и др. [9].
Автор также обращает внимание, что электронные ресурсы и сетевые платформы для обучения в режиме реального времени не всегда адаптированы для учебной деятельности, несут упрощенный характер и малоинформативны. Также одним из главных негативных аспектов является ограниченный доступ к учебным материалам и учебным ресурсам.
6. Процессы интенсификации дистанционного обучения
План формирования комплексной цифровой учебной среды в нашей стране считает значимым «определить условия повышения эффективности дистанционного обучения, которое будет продуктивно только в случае его разумного использования в соответствии с определенными нормами и требованиями» [4, 6, 7].
Проанализируем главные критерии, обязательные для последующей результативной реализации дистанта:
- Служба техподдержки и авторизация (онлайн обучение должно быть внесено в базу; должна быть создана и структурирована виртуальная учебная среда для учеников начальной школы, предоставляющая техподдержку и помощь всем участникам образовательного и воспитательного процесса с помощью информационных технологий, учитывая личностные характеристики учащегося).
- Обучение и развитие профессиональных навыков преподавателей (учебная работа с применением информационных и мультимедийных технологий в лайв-режиме и в режиме отложенного времени должен подготовить и организовать высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, способный поддерживать мотивацию учеников).
Заключение
Таким образом, дистанционный формат обучения в начальной школе имеет огромный потенциал для развития и повышения качества образования, а успешные примеры реализации образовательных проектов в России доказывают, что дистанционный формат обучения может быть эффективным для развития учеников в начальной школе.