Для изучения эффективности деятельности предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства, оценки их уровня подготовленности к дальнейшему развитию, к преобразованиям, оптимизации внутрипроизводственных процессов требуется рассмотреть роль инновационной логистики для них. Инновационная логистика – это научный инструментарий, предназначенный для рационализации производственных процессов посредством внедрения передовых технологий в управлении деятельностью предприятий для достижения конечной эффективности результатов производства [1, с. 15]. Инновационная логистика отличается от транспортной тем, что первая изучает методы и способы разработки и внедрения новых управленческих технологий, в то время как транспортная логистика изучает процессы снабжения, складирования, транспортировки и т.п. Оценка и анализ эффективности работы предприятий ЖКХ является основанием необходимости проведения процесса логистизации, а значит, определения конкретного стратегического плана их развития с позиции определения логистической системы и ее структуры, повышения квалификации рабочего персонала, выбора логистических инноваций, определения критериев оценки эффективности разрабатываемой логистической структуры [2, с. 23]. В данном случае инновационная логистика тоже является тем необходимым потенциалом, который дает возможность разработать программу логистизации производства, учитывая уровень его потенциала и развития. В ходе развития рыночной экономики разница между транспортной и инновационной логистики начинает выявляться более отчетливо. Это происходит в том случае, когда логистика инноваций выделяется в специальную внутрисистемную функцию или происходит формирование логистических центров, отделов, занимающихся вопросами оптимизации производства и рационализации издержек с применением новых логистических технологий. Объект исследования в логистике инноваций – это сформированные производственные процессы, являющиеся результатом управленческих мер и применимые к деятельности структур любой сферы деятельности, в том числе и ЖКХ. Предмет логистики инноваций – это методы, способы и формы управления процессом производства, подвергающиеся при помощи логистических инноваций дальнейшему непрерывному совершенствованию [3, с. 45]. Для системы ЖКХ инновационная логистика выполняет следующие задачи и функции:
- разработка новых идей стратегического управления потоковыми производственными процессами, с применением элементов достижений в области экономики, информационных технологий, математики и т. д., для использования их в инновациях логистики;
- систематизация, обобщение и использование всемирного опыта инновационно-логистической деятельности при учете экономических особенностей других стран, отраслей, систем и т. п., а также их возможностей и степени востребованности ими инноваций логистики;
- разработка организационного механизма и методов использования потенциала логистики инноваций к действительным условиям развития, функционирования, степени готовности уже действующих и новых создаваемых структур с учетом экономических, социальных, технических, информационных, правовых и прочих предпосылок;
- формирование алгоритмов, методов, способов, стандартов для определённых структур системы ЖКХ, в том числе и основание новых системно – логистических образований;
- анализ эффективности программ и мероприятий инновационно-логистического характера через сравнение степеней выгоды, экономичности и полезности их внедрения с осуществленными при этом логистическими затратами [4, с. 19].
Главным направлением в инновационной логистике является стратегическая логистика, которая рассматривает науку и практику развития логистических потенциалов разных систем управления производственно-потоковыми процессами путем разрабатывания стратегических программ инновационных реформ в рамках сформулированной гипотезы их долгосрочного развития. Существуют следующие признаки отличия процесса логистизации общественных и хозяйственных структур на основе логистики стратегии:
- критическое перерассмотрение и устранение в значительной степени большинства заранее установленных ограничений, для организации и процесса управления процессами производства, исходя из конечной цели этих процессов. Едиными ограничениями являются факторы внешней среды и пределы стратегического формирования хозяйственных структур, подвергаемых процессу логистизации;
- внедрение инновационной логистики на производстве отражается не только на систему управления, но и на управляемую подсистему, и на самом объекте управления;
- новые функциональные и структурные подразделения предприятия, образованные в следствии логистизации, превращаются в значительной мере в производных от решений, принятых на основе логистики стратегии.
Экономика, находящаяся под влиянием экономических, социальных, финансовых, политических экономических факторов, располагает к смене и выбору предприятиями ЖКХ различных стратегий, в число которых входят и логистические. В течение процессов развития и адаптирования к изменениям внешней среды предприятия формируют системы управления производством на основе взаимовыгодного партнерства и сотрудничества. Стратегическое решение о ключевых видах деятельности является проявлением формы подобного взаимодействия. Линия деятельности предприятий ЖКХ с привлечением внутренних или внешних деловых партнёров может существенно трансформироваться под влиянием вышеуказанных факторов, что отразится на контурах и структуре материальных, финансовых, информационных потоков, а, отсюда, на функциях и задачах логистических систем. Методологической базой, а также экономическими и организационными механизмами логистики инноваций являются специализированные структуры инновационного логистического обслуживания, реализующие объективную закономерность современного этапа развития экономики рынка. Эта закономерность заключается в дальнейшем делении труда во всей научной и полезной для общества деятельности, а также в естественной тенденции сосредоточения научной и практической деятельности постиндустриальных структур на основных компетенциях в условиях рыночной глобализации [5, с. 20-23]. Отсюда следует, что развитие логистики инноваций и логистики инновационной стратегии является для предприятий ЖКХ главным критерием и перспективой развития потенциала в сфере логистики. Это свидетельствует о готовности и способности предприятий системы ЖКХ к эффективному объединению совместных производственных процессов на основе стратегического и оперативного управления [6, с. 13]. В условиях глобализации мировой экономики процессы производства становятся доминирующими и проявляющими прямое воздействие на качество оказываемых услуг, издержек по их производству и предоставлению, гибкость систем логистики, а значит, на их взаимную конкурентоспособность [7, с. 28].