Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Концепция идеального государства в философии Платона

Концепция идеального государства в философии Платона

Автор(-ы):

Голуб Николай Николаевич

Жук Оксана Андреевна

12 марта 2024

Секция

Философия

Ключевые слова

Платон
государство
философ
учение Платона
идеальное государство
справедливость
Карл Поппер
Аристотель
Сократ

Аннотация статьи

В данной научной статье рассматривается решение проблемы совершенного устройства государства античным философом Платоном. Рассмотрены основные принципы построения «идеального государства», описаны методы разрешения конфликтов между гражданами, сословное устройство и функции каждого социального слоя, а также важные качества, которыми должен обладать правитель такого государства. Кроме того, в статье дан сравнительный анализ учений Платона, Аристотеля и Сократа, а также рассмотрена критика Карлом Поппером концепции Платона.

Текст статьи

Во все времена общество было озадачено поиском модели идеального государство. Перед современной философской российской наукой стоит задача разработки концепции совершенного государства, главной целью которого является обеспечение стабильной и благополучной жизни его граждан. Общество вновь и вновь возвращается к теме идеального государства, подразумевая демократическое и правовое государство. Поэтому тема исследования проблемы идеального государства актуальна всегда. В данной статье проводится сравнительный анализ концепций идеального государства в работах философов античности и выдвигаются принципы идеального государства в современных реалиях. Целью нашего исследования является составление сравнительного анализа концепций идеального государства различных философов. Методы исследования: сравнительно-описательный, исторический, а также методы анализа, синтеза.

Одной из наиболее знаменитых, обсуждаемых и одновременно критикуемых концепций в политической философии является концепция идеального государства Платона. Ряд философов считает ее несовместимой с потребностями социума и реальными условиями существования человека в мире, а потому нереалистичной и утопичной.

Модель государства Платона базируется на разделении власти, гармонии между гражданами и справедливости. Важнейший постулат, обеспечивающий существование идеального государства, состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он наиболее способен [6]. Все граждане должны жить в мире и согласии друг с другом, стремиться к общему благу и справедливости. Основными добродетелями в таком государстве считаются мудрость, мужество, рассудительность и справедливость [7].

Во-первых, государство Платона характеризует отсутствие частной собственности. По мысли античного философа, частная собственность в государстве порождает неравенство граждан и, соответственно, конфликты. В свою очередь, существующие разногласия в государстве должны разрешаться путем диалога и поиска истинного знания. При этом распределение государственного имущества должно происходить в соответствии с потребностями каждого члена социума [1].

Во-вторых, по Платону, большое внимание в «идеальном» государстве должно уделяться образованию и воспитанию гражданских ценностей.

В-третьих, для достижения благополучия всех людей, проживающих в государстве, необходимо четкое разделение обязанностей между членами общества [4].

Так, правят в таком государстве философы, обладающие знаниями и мудростью. Именно это «сословие» обуславливают благосостояние и справедливость, царящие в государстве Платона. Они оберегают «совершенный» строй, законы от «сомнительных» нововведений. Их деятельность обуславливает само существование идеального государства, его неизменность.

Важно отметить, что Платон разделяет общество на три класса: правители, стражи и производители. Переход из класса в класс возможен, но должен происходить под контролем правителя. Правители занимаются управлением государством, производители – производством и обеспечением материальных потребностей общества, а стражи обеспечивают безопасность и защиту [3]. При этом все производственные заботы ложатся на ремесленников и земледельцев. Философы, стоящие во главе государства, по Платону – высшие и самые рациональные члены общества. Они имеют отличное образование и глубокое понимание истины и справедливости. Античный философ полагал, что образование должно быть доступным для всех и направленным на совершенствование нравственных и умственных качеств людей. Правители на основах разума осуществляют управление более низкими по статусу «сословиями», ограничивая при этом их свободу.

Взгляды на идеальное государство можно встретить в трудах многих философов античности. Основателем философского учения о государстве считается древнегреческий философ Сократ. В своих беседах мудрец выделял пять форм правления: монархия (царство), тирания, плутократия, аристократия и демократия. Различия этих форм он видел в способах и целях существования власти. В «идеальном государстве», по представлениям Сократа, правят лучшие, царят разум и добродетель [5, с. 36-41]. То есть, Сократа, как и его ученика Платона, можно назвать идеалистом. Платон позаимствовал у своего учителя много идей об идеальном государстве, дополнил их и разработал концепции форм государства, которые, хотя и были в некотором смысле утопическими, для теории науки о государстве с исторической точки зрения считаются более развернутыми и завершенными.

Приемник Платона Аристотель совершенным государством считал «смешанное государство», которое имеет достоинства и демократии, и аристократии, и монархии. Аристотель исходил в своих суждениях из анализа описанных им форм государственного устройства полисов, их преимуществ и недостатков. По мнению Аристотеля, существовало три типа «правильных» форм правления в государстве: монархия, где власть передается правителю по наследству, аристократия, где властвуют лучшие, и демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Данную форму государства он назвал «политией». «Полития» Аристотеля – это идеальное государство «золотой середины», в котором наблюдается умеренность во всем: и в количестве законов, и в размере территории. Этот мыслитель раскритиковал идеальное государство Платона и отстаивал важность частной собственности и необходимость семьи для государства. Согласно Аристотелю, источник общественного зла – не столько собственность, сколько бесконечность желаний человека и его алчность, которая направлена и на почести, поэтому «нужно более заботиться о том, чтобы уравнять желания граждан, нежели их имущества».

Соответственно, в мировоззрениях Аристотеля и его учителя Платона – много общего, однако есть и различия во мнениях, в частности, относительно форм государства, отношения к частной собственности.

Подход Платона к пониманию устройства государства некоторые философы истинным не считали. Одним из наиболее ярких критиков концепции «идеального» государства Платона считается представитель философии постпозитивизма Карл Поппер. В работе «Открытое общество и его враги», посвященной анализу древнегреческой демократии, исследователь выражает скептическое отношение к идее коллективизма в государстве: «Коллективизм, является преградой для развития индивидуальности, личность при этом бывает вынуждена подчинить свои личные интересы интересам коллектива». По мнению Карла Поппера, человек в условиях платоновского устройства государства не способен реализовать свой потенциал, что негативно влияет на каждого гражданина в отдельности [2].

По мысли австро-британского философа, государство Платона базируется «на тоталитарной форме правления». При этом низшие слои общества c самого рождения подчиняются «руководителям». Поэтому у «исполнителей» формируется образ мышления раба, не способного принимать решения и отстаивать свои права.

Идее государственного устройства Платона Карл Поппер противопоставляет демократическое общество, которое он характеризуется таким образом: равенство всех граждан перед законом, право каждого гражданина выбирать правительство и самому быть избранным в состав правительства, возможность заниматься деятельностью по своему выбору, защита прав граждан и частной собственности со стороны государства [2].

Кроме того, важнейшая гипотеза Карла Поппера, высказанная в произведении «Открытое общество и его враги», заключается в том, что государство Платона является закрытым, то есть в нем запрещен переход из одного сословия в другое. Австро-британский философ, в свою очередь, выдвигает гипотезу об открытом обществе, где межсословный переход возможен. По мысли Карла Поппера, именно в таком обществе соблюдается важнейший принцип социальной справедливости. На наш взгляд, идеальным государством является то государство, в котором максимально удовлетворяются интересы всех его граждан. Поскольку граждане страны являются высшей ценностью, носителем суверенитета и единственным источником власти. Главными принципами идеального государства являются равноправие и взаимоуважение всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка и вероисповедания, справедливость и верховенство закона. Данная концепция позволит избежать социальной, расовой, национальной или религиозной вражды и ненависти, что в современном мире является залогом устойчивого развития любого государства.

Таким образом, вопрос о возможности и методах построения «идеального» государства остается актуальным и при этом нерешенным до конца по сей день. Важность учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в наиболее широком смысле слова. Вместе с тем сейчас очевидны недостатки его учения. Прежде всего, нужно отметить, что невозможно доказать, что идея государства Платона нашла воплощение в реальности. Республика, созданная воображением античного философа, существует только в его сочинениях. Сам Платон утверждал, что его государство реализовано только в вечном мире форм и идей. Идеальное государство Платона есть не что иное, как чистая идея, метафора.

Список литературы

  1. Жулёв Н.А. Экономика и право: монография / Н.А. Жулёв, А.Ю. Гребенников, В.В. Смирнов [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 172 с. – ISBN 978-5-907411-11-1. – DOI 10.31483/a-10248.
  2. Карл Поппер: Открытое общество и его враги. том 1. Чары Платона. Дополнение 3. ответ на критику (1961).
  3. Каткова Я.А., Пятилетова Л.В. Уральский государственный университет путей сообщения. Концепция идеального государства Платона.
  4. Клыкова М.А / Научно- издательский центр аспект. Учение об идеальном государстве Платона.
  5. Кодзоков И.А. Формы государства и концепции «идеального государства» в учениях Сократа, Платона и Аристотеля // Вопросы российского и международного права. 2021. Том 11. № 10А. С. 36-41. DOI: 10.34670/AR.2021.31.54.004.
  6. Поляков Е.Н., Крюкова Ю.Е.. Концепция «идеального» города-государства в трудах Платона (427–347 гг. до н. э.).
  7. Тепляшин И.В., Лукашевский Д.С. / Журнал Право и государство: теория и практика. Учение Платона об идеальном государстве и его актуальность в современной правовой действительности.

Поделиться

755

Голуб Н. Н., Жук О. А. Концепция идеального государства в философии Платона // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.I.С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/8740-kontseptsiya-idealnogo-gosudarstva-v-filosofi

Другие статьи из раздела «Философия»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня