Психологическая подготовка спортсмена наряду с другими видами подготовки является важнейшим фактором тренировочного процесса, и ей необходимо уделять пристальное внимание, включая в план годичного цикла тренировок. Специфика лыжных гонок накладывает свой отпечаток на психологическую составляющую тренировочного процесса.
Практика показывает, что спортсмены-лыжники, не обладающие высоким уровнем морально-волевых качеств, не одаренные тактическим мышлением, не уверенные в своих силах, не умеющие управлять собой в трудных условиях, как правило, не достигают больших успехов.
Рассматривая подготовку лыжника-гонщика в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на следующих направлениях:
- Формирование мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности;
- Воспитание волевых качеств, необходимых для успеха в спорте;
- Совершенствование специализированных психических умений.
В нашей статье была рассмотрена методика, направленная на снижение тревожности и управлении стрессом.
Цель работы: исследование эффективности методики, направленной на психологическую подготовку юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
- Разработать и внедрить методику, положительно влияющую на развитие психологической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.
- Показать результаты исследования и их динамику развития психологической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.
Эксперимент проводился с октября 2022 г. по декабрь 2024 г. на спортивных объектах ДЮСШ г. Искитим.
Всего было исследовано 30 мальчиков в возрасте 13–14 лет, из них 15 относилось к контрольной группе, 15 – к экспериментальной.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, эксперимент, анализ полученных данных, метод математической статистики (Cтьюдент).
Для определения исходного уровня психологической подготовки были применены следующие тесты: ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин), уровень самооценки С. В. Ковалева.
Исходный уровень показателей физического развития показал, что до эксперимента статистически значимых различий не выявлено ни в одном из тестов.
В таблице 1 отражены полученные результаты испытуемых экспериментальной и контрольной групп до эксперимента.
Таблица 1
Показатели психологической подготовки контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до эксперимента (n=15)
Показатели |
Единицы измерения |
До эксперимента |
p | |
КГ |
ЭГ | |||
Ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин), |
Балл |
41,5±1,6 |
41,9±1,6 |
≥0.05 |
Уровень самооценки С.В. Ковалева. |
Балл |
31,5 ± 1,1 |
31,9 ± 1 |
≥0.05 |
После педагогического эксперимента у юношей 13–14 лет наблюдается положительная динамика показателей психологической подготовки, как в контрольной, так и экспериментальной группе, о чём свидетельствуют результаты в таблице 2.
Таблица 2
Показатели психологической подготовки контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после эксперимента (n=15)
Показатели |
Единицы измерения |
После эксперимента |
t |
p | |
КГ |
ЭГ | ||||
Ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин), |
Балл |
39,4±1,3 |
35,5±1 |
2,1* |
≤0,05 |
Уровень самооценки С.В. Ковалева. |
Балл |
27,2± 1,2 |
23,9 ± 0,8 |
2,6* |
≤0,05 |
Примечание: * – значимые различия p≤0.05
Подводя итог, мы сделали следующие выводы:
- Проанализировав литературные источники по избранной теме, мы выяснили, что мало исследований в области психологической подготовки лыжников.
- Нами была разработана и успешно внедрена экспериментальная методика, повышающая психологическую подготовку юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.
- Проведенные исследования показали, что темпы прироста психологической подготовки юношей экспериментальной группы и контрольной группы в начале эксперимента находились примерно на одном уровне (достоверных отличий не было при (при p=0,05 или p<0,05)). В конце года наблюдается достоверное улучшение у юношей экспериментальной группы. Вышесказанное позволяет утверждать, что экспериментальная методика показала свою эффективность.