Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Психологическая подготовка юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной под...

Психологическая подготовка юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке

Научный руководитель

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

психологическая подготовка
лыжная подготовка
мотивация спортсмена
тревожность
волевые качества

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрено влияние психологической подготовки на тренировочный процесс юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.

Текст статьи

Психологическая подготовка спортсмена наряду с другими видами подготовки является важнейшим фактором тренировочного процесса, и ей необходимо уделять пристальное внимание, включая в план годичного цикла тренировок. Специфика лыжных гонок накладывает свой отпечаток на психологическую составляющую тренировочного процесса.

Практика показывает, что спортсмены-лыжники, не обладающие высоким уровнем морально-волевых качеств, не одаренные тактическим мышлением, не уверенные в своих силах, не умеющие управлять собой в трудных условиях, как правило, не достигают больших успехов.

Рассматривая подготовку лыжника-гонщика в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на следующих направлениях:

  1. Формирование мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности;
  2. Воспитание волевых качеств, необходимых для успеха в спорте;
  3. Совершенствование специализированных психических умений.

В нашей статье была рассмотрена методика, направленная на снижение тревожности и управлении стрессом.

Цель работы: исследование эффективности методики, направленной на психологическую подготовку юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Разработать и внедрить методику, положительно влияющую на развитие психологической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.
  3. Показать результаты исследования и их динамику развития психологической подготовки юношей 13–14 лет, занимающихся лыжной подготовкой на внеурочных занятиях.

Эксперимент проводился с октября 2022 г. по декабрь 2024 г. на спортивных объектах ДЮСШ г. Искитим.

Всего было исследовано 30 мальчиков в возрасте 13–14 лет, из них 15 относилось к контрольной группе, 15 – к экспериментальной.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, эксперимент, анализ полученных данных, метод математической статистики (Cтьюдент).

Для определения исходного уровня психологической подготовки были применены следующие тесты: ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин), уровень самооценки С. В. Ковалева.

Исходный уровень показателей физического развития показал, что до эксперимента статистически значимых различий не выявлено ни в одном из тестов.

В таблице 1 отражены полученные результаты испытуемых экспериментальной и контрольной групп до эксперимента.

Таблица 1

Показатели психологической подготовки контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до эксперимента (n=15)

Показатели

Единицы измерения

До эксперимента
M±m

p

КГ

ЭГ

Ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин),

Балл

41,5±1,6

41,9±1,6

≥0.05

Уровень самооценки С.В. Ковалева.

Балл

31,5 ± 1,1

31,9 ± 1

≥0.05

После педагогического эксперимента у юношей 13–14 лет наблюдается положительная динамика показателей психологической подготовки, как в контрольной, так и экспериментальной группе, о чём свидетельствуют результаты в таблице 2.

Таблица 2

Показатели психологической подготовки контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после эксперимента (n=15)

Показатели

Единицы измерения

После эксперимента
M±m

t

p

КГ

ЭГ

Ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин),

Балл

39,4±1,3

35,5±1

2,1*

≤0,05

Уровень самооценки С.В. Ковалева.

Балл

27,2± 1,2

23,9 ± 0,8

2,6*

≤0,05

Примечание: * – значимые различия p≤0.05

Подводя итог, мы сделали следующие выводы:

  1. Проанализировав литературные источники по избранной теме, мы выяснили, что мало исследований в области психологической подготовки лыжников.
  2. Нами была разработана и успешно внедрена экспериментальная методика, повышающая психологическую подготовку юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке.
  3. Проведенные исследования показали, что темпы прироста психологической подготовки юношей экспериментальной группы и контрольной группы в начале эксперимента находились примерно на одном уровне (достоверных отличий не было при (при p=0,05 или p<0,05)). В конце года наблюдается достоверное улучшение у юношей экспериментальной группы. Вышесказанное позволяет утверждать, что экспериментальная методика показала свою эффективность.

Список литературы

  1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Academia, 2004. – 223 с.
  2. Куликов М.Л., Науменко С.В. Особенности психологической подготовки лыжника-гонщика / Куликов М.Л., Науменко С.В. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2022. – С. 210-214.
  3. Швецов А.В. Психологическая подготовка лыжника-гонщика. / Швецов А.В. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – С. 1-6.

Поделиться

840

Жилкина Д. Е. Психологическая подготовка юношей 13–14 лет на внеурочных занятиях по лыжной подготовке // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.II.С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/8742-psikhologicheskaya-podgotovka-yunoshej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января