Вопросы устойчивого развития территорий вокруг аэропортов в настоящее время являются актуальными как во всем мире, так и в России. Вокруг крупных аэропортов происходит интенсивное развитие урбанизированных территорий, что приводит к возникновению проблем, связанных с их развитием.
Начиная с 2017 года для в российском законодательстве произошли значительные изменения в части правого регулирования установления, развития и использования приаэродромных территорий (ПАТ). Согласно федеральному закону № 135 ФЗ от 1 июля 2017 года [3] в Воздушный и Градостроительный кодексы РФ были внесены изменения, в части, касающейся приаэродромной территории. Прежде всего приаэродромная территория отнесена к зонам с особыми условиями использования, что требует обязательного отображения ее в схеме территориального планирования субъектов РФ, и сведения об ограничении в использовании ПАТ подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Установление ПАТ решала задачи обеспечения безопасности полетов воздушных судов и исключения негативного воздействия полетов на здоровье человека и окружающую среду.
В составе ПАТ выделяются 7 подзон, для каждой из которых установлен перечень ограничений использования территорий. Первая и вторая подзоны предназначены для безопасного функционирования самого аэропорта и его инфраструктуры, третья, четвертая, пятая и шестая подзоны предназначены для обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Седьмая подзона устанавливается с учетом обеспечения требований санитарно-гигиенических нормативов по качеству атмосферного воздуха, электромагнитного излучения и шумового воздействия при полете воздушных судов, влияющих на здоровье человека.
В 2023 году Приказом Федерального агентства воздушного транспорта была установлена приаэродромная территория аэропорта Махачкала (Уташ) [1].
Аэропорт Махачкала (Уйташ) был открыт в 1958 году. В 1985–1986 гг. после реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорт получил возможность обслуживать и принимать современные магистральные самолеты. В 2016 году в аэропорту начались работы по строительству нового терминала для осуществления международных рейсов. В настоящее время международный аэропорт Махачкала (Уйташ) крупнейшим аэровокзалом, основное назначение которого – это гражданские внутрироссийские и международные рейсы, кроме этого, используется авиацией ФСБ и МВД Россйиской Федерации.
Общая площадь, занимаемая приаэродромной территорией аэропорта Махачкала (Уйташ) составляет 10917,3 км2. В границы этой территории вошли муниципальные районы Карабудахкентский, Буйнакский, Каякентский и Кумторкалинский, а также городские округа г. Каспийск, г. Махачкала, г. Избербаш. (табл.)
Таблица
Площади подзон приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ)
Подзоны ПАТ |
Площадь, км2 |
Муниципальные образования, в границах которых расположена ПАТ |
---|---|---|
Первая подзона |
124,4 |
МР «Карабудахкентский» |
Вторая подзона |
340,6 |
МР «Карабудахкентский» |
Третья подзона |
6482,4 |
МР Каякентский, Новолакский, Карабудахкентский, Буйнакский, Кумторкалинский. г. Махачкала, г. Каспийск, г. Избербаш |
Четвертая подзона |
2450 |
МР «Карабудахкентский, «Буйнакский». г. Махачкала, г. Каспийск. |
Пятая подзона |
29075 |
МР «Каякентский», «Карабудахкентский», «Буйнакский», «Кумторкалинский». г. Махачкала, г. Каспийск, г. Избербаш |
Шестая подзона |
70684,9 |
МР «Карабудахкентский», «Буйнакский». г.Махачкала, г.Каспийск |
Общая площадь |
109 157,3 |
Графическое изображение приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ) приведено на рисунке 1.
Рис. Графическое изображение приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ)
Первая и вторая подзоны практически полностью расположены на территории муниципального района «Карабудахкентский». Третья подзона выделена в границах полос воздушных подходов к аэропорту. Она полностью или частично расположена в границах 49 кадастровых кварталов, расположенных на территории муниципальных районов Каякентский, Новолакский, Карабудахкентский, Буйнакский, Кумторкалинский, и городских округов г. Махачкала, г. Каспийск, г. Избербаш. В пределах данной подзоны запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные для ПАТ [1].
Четвертая подзона, которая предназначена для организации воздушного движения полностью или частично расположена в границах 61 кадастровых кварталов, расположенных на территории муниципальных районов Карабудахкентский и Буйнакский и городских округов г. Махачкала и г. Каспийск.
Пятая подзона полностью или частично расположена на территории муниципальных районов Каякентский, Карабудахкентский, Буйнакский и Кумторкалинский, а также городских округов г. Махачкала, г. Каспийск и г. Избербаш. Данная подзона установлена исходя из требований обеспечения безопасности полетов воздушных судов и промышленной безопасности опасных производственных объектов [1]. Граница шестой подзоны ПАТ установлена на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома, она частично или полностью покрывает территории городов Махачкала, Каспийск, муниципальных районов Карабудахкентский и Буйнакский.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 23 апреля 2020 г. расчетные границы седьмой подзоны ПАТ аэродрома Махачкала (Уйташ) были установлены с учетом негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в части электромагнитного воздействия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной радиосвязи, концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и максимального шумового воздействия [1].
В результате расчетов в границы седьмой подзоны приаэродромной территории попадали территории жилой застройки МО «Коркмаскалинский сельсовет», СП «село Карабудахкент», СП «село Зеленоморск», МО Городской округ «город Каспийск» и МО Городской округ с внутригородским делением «город Махачкала», населенные пункты: город Махачкала, город Каспийск, село Зеленоморск, село Манаскент. В границах этих территорий не допускалось использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, и объектов социального назначения и др. Это практически заблокировало градостроительную и хозяйственную деятельность на данных территориях. И такая ситуация с введением ПАТ складывается на всех крупных аэропортах России.
Для решения этих противоречий в 2021 г. был доработан ряд федеральных законов, на основе положений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» [4]. Во-первых, из-за отсутствия единой методики определения седьмой подзоны ПАТ и имеющихся разногласий по поводу ее размеров, было разрешено устанавливать приаэродромную территорию без седьмой подзоны. Во-вторых, был установлен временной резерв (2021–2025 гг.) для завершения процедуры установления приаэродромной территории.
В 2022 году была утверждена новая методика установления седьмой подзоны ПАТ [2]. Методика содержит порядок обоснования и верификации границ седьмой подзоны ПАТ и определяющим фактором негативного воздействия для определения границ седьмой подзоны ПАТ является только шумовое воздействие. С учетом этой методики седьмая подзона аэропорта Махачкала (Уйташ) значительно сократится. Практически выпадает территория г. Махачкалы. Остается небольшая часть г. Каспийска. Сама территория подзоны делится на две подзоны.
Для устойчивого развития территорий вокруг аэропортов и для решения существующих проблем целесообразно седьмую подзону выделить в отдельную зону с особыми условиями использования. С учетом индивидуальных особенностей территориального расположения аэродромов и населенных пунктов вокруг них закрепить законодательно приоритет интересов городского развития над интересами развития аэродромов и наделить субъекты правом самостоятельного готовить проекты установления данной зоны.