В современных условиях российский рынок труда находится в ситуации недостатка рабочей силы, в особенности, высококвалифицированной. Это обуславливает актуальность исследования и регулирования места молодежи на рынке труда, и в первую очередь – студенческой молодежи, которая является потенциально высококвалифицированными кадрами.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» определяет молодежь исключительно по признаку возраста, как социальную группу, возраст которой составляет от 14 до 35 лет» [1].
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года понятие «молодежь» также раскрывается через возрастной признак, а также через признак наличия специфических интересов и ценностей [2].
Особое внимание в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации уделяется проблеме отношения молодежи, как социальной группе, к гражданскому обществу, жизненной позиции, стремления участвовать в жизни общества, в том числе и посредством трудовой деятельности.
Для Санкт-Петербурга это особенно актуально, поскольку в этом городе большое число приезжей молодежи – в первую очередь, студенческой, которая планирует оставаться в городе. Аналогичным образом, значительная часть молодежи Ленинградской области также переходит, как учиться, так и работать в Санкт-Петербург, как ближайшую агломерацию, к которой обеспечена высокая транспортная доступность [6].
Отметим, что уровень безработицы в целом, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области достаточно низкий. По данным Комитета по труду и занятости населения в Санкт-Петербурге уровень безработицы составил в Санкт-Петербурге 1,8% от численности рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше (в среднем по Российской Федерации уровень безработицы – 3,9%) [6]. В Ленинградской области уровень общей безработицы несколько выше, чем в мегаполисе, хотя и снизился с 3,3% на начало 2023 года до 2,7% [7]. Также следует отметить и такой фактор, как отток с рынка труда части населения в 2022-2023 гг., в связи с отъездом части специалистов за рубеж, в связи с проведением мобилизации, что снизило конкуренцию на рынке труда, в том числе и для молодежи.
Это, однако, не снимает ряда проблем в области занятости молодежи, которые обусловлены социальными факторами. Так, например, для современных молодых людей, в целом, непривлекательной представляется работа на производстве, в особенности, например, в такой отрасли, как сельское хозяйство, которая испытывает «кадровый голод». Многие молодые люди, имеющие или получающие высшее образование, согласно социологическим опросам, стремятся трудоустроиться в такие сферы, как информационные технологии, юриспруденция, экономика (экономический учет, бухгалтерский учет), менеджмент [3, с. 445-454]. Соответствующие сферы сегодня достаточно существенно перегружены специалистами, что обуславливает высокую конкуренцию в них. Также многие молодые люди приоритетным полагают такой фактор выбора трудовой деятельности, как свободный график, возможность удаленной работы [4, с. 71-78]. Отметим, что подобные выборы обусловлены системой коллективных представлений в обществе о наиболее привлекательном и престижном труде.
Также отмечается и такая проблема, как достаточно низкий уровень подготовки молодежных кадров в учреждениях высшего и среднего специального образования [5, с. 67-77]. В Ленинградской области отмечается процесс оттока рабочей силы, преимущественно, молодежи, в Санкт-Петербург [7].
Социальное значение развития рынка труда молодежи обусловлено тем, что для молодежи труд является средством социализации, взросления, развития. Именно в этой связи трудоустройство молодежи это не только экономическая, но и социальная проблема. В то же время, многие молодые люди недостаточно представляют свой конкурентный уровень на рынке труда, испытывают трудности в устройстве на работу по специальности.
Это порождает множественное явление прекариата – молодежи, которая не трудоустроена на квалифицированной работе по специальности, а работает на временных местах работы, которые не являются конкурентными (главным образом, в сфере услуг). На современном этапе формируется большое число групп населения без особенной квалификации, что удешевляет некоторые профессии. Например, наиболее распространенными в России являются профессии продавца, водителя и охранника, не требующие специфических навыков. Представители этих профессий легко заменимы, являются прекариатом [3, с. 445-454]. Формирование высокой доли прекариата может обуславливать возникновение особого общественного сознания – потребительского отношения к обществу и другим людям.
И именно молодежь, как социальная группа, которая не имеет достаточного уровня квалификации, работает преимущественно в области торговли и сфере услуг (продавцы, консультанты, официанты и др.), находится в зоне риска в этом отношении. Также молодежь, ввиду отсутствия у нее достаточного опыта работы, зачастую, не может конкурировать на рынке труда со старшим поколением. Многие молодые люди не обладают достаточным уровнем компетенций, в сравнении с более опытными потенциальными сотрудниками [5, с. 67-77]. Отмечается также завышенные ожидания молодых людей от будущей занятости (например, ожидание высокого уровня заработной платы) [4, с. 71-78], что провоцирует снижение трудовой активности молодежи, задерживает формирование у них опыта трудовой деятельности, трудовых компетенций.
С учетом изложенного, необходимо предусмотреть комплексный подход к обеспечению развития занятости молодежи, в особенности, на региональном уровне, который позволяет учитывать экономические и социальные особенности территории.
Например, основные направления реализации молодежной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области, подразумевающие вовлечение молодежи в трудовую деятельность, могут включать:
- Использование молодежных проектов федерального уровня, участие в них.
- Поддержка молодежи, планирующих деятельность в сфере образования, науки, здравоохранения.
- Создание специальных «молодежных» институтов гражданского общества – например, молодежных парламентов.
- Формирование и реализация программ молодежного обмена (как правило, при вузах).
- Социальная поддержка молодежи, которая осуществляет обучение и работу одновременно.
В Ленинградской области дополнительно необходимы стимулы для привлечения молодых кадров.
Можно выделить несколько основных проблем, которые возникают при трудоустройстве молодежи в современный период:
- Завышенные ожидания молодых людей. В частности, согласно статистическим данным, большинство молодых людей, которые оканчивают обучение в вузе, рассчитывают на получение заработной платы от 80–100 тысяч рублей и выше, что соответствует уровню заработной платы квалифицированного специалиста, а не начинающего.
- Низкий уровень сформированности у молодежи практических навыков. Это приводит к тому, что полученные молодыми людьми теоретические знания, полученные в вузе, не могут быть применены в практической деятельности.
- «Отставание» многих вузов российской системы образования от производства, промышленности, реальных условий трудовой деятельности. Данная ситуация приводит к тому, что молодые люди получают в вузе «устаревшие», упрощенные представления о производственных процессах, и приходя на конкретное предприятие даже по специальности вынуждены переучиваться.
- Представление в обществе о «престижности» либо «непрестижности» профессий, что накладывает отпечаток на выбор. Так, например, престижной среди молодых людей считается любая офисная работа, и сравнительно не престижной – работа на производстве, где могут быть более сложные условия труда.
Таким образом, на современном этапе необходимо формирование отдельных направлений молодежной политики в части поддержки и обеспечения занятости молодежи, в первую очередь, в производстве и отраслях, требующих высококвалифицированных специалистов.