Физиологической основой восприятия и речи является условно-рефлекторная деятельность межанализаторных (ассоциативных) комплексов нервных связей. Следовательно, логопедические занятия, включающие элементы сенсорного воспитания (привлечения всех сохранных анализаторов), окажутся плодотворными. Отмечено, что есть группа неговорящих детей, у которых отсутствие речи, возможно, обусловлено недостаточностью представлений о целостном образе предмета. При нормальном развитии сенсомоторный, целостный образ предмета складывается на основе комплекса зрительных, слуховых, тактильных, кинетических, кинестетических, вкусовых и других ощущений. Недостаточная сформированность сенсомоторного образа предмета (явления) вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова (понятия). Таким образом, сенсорное воспитание – основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов (полисенсорный подход) способствует более успешной актуализации (появлению слова в активной речи). Знания, не подкрепленные чувственным опытом, неотчетливые и непрочные, зачастую искаженные (Занятия в сенсорных комнатах и уголках, проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры – важный инструмент преодоления негативизма неречевого ребенка.
Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое, если педагогами применяется полисенсорный подход, т. е. в работу включаются все органы чувств ребенка. При этом недостаточно просто показать ребенку действие, он должен попробовать выполнить его самостоятельно, или вместе со взрослым: способом «рука в руке».
Сенсорные игры, как правило, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая, таким образом, эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоление негативизма. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Лучше запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию.
Обоснованность использования многочисленных сенсорных эталонов при формировании речи находит свое отражение и в исследованиях, посвященных когнитивной лингвистике. В соответствии с современными представлениями о языковом сознании человека в его основе лежит индивидуальная концептосфера, т. е. совокупность некоторых ментальных образов, созданных, в том числе на основе информации от органов чувств. Динамика развития и изменения концептосферы обнаруживается в речевой деятельности людей – появление новых номинаций сигнализирует о возникновении новых концептов. Следовательно, увеличение количества сенсорных образов упрочивает тот или иной концепт в сознании ребенка, что в дальнейшем позволит объективизировать его в языковом знаке и проявить в речевой деятельности.
Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности. Приведем примеры сенсорных игр и игровых упражнений, направленных на формирование речевой деятельности.
Упражнения на развитие моторных функций
Упражнение «Ком». Скатывание пальцами ног шелкового платка в ком – произнесение слова «ком». Упражнение способствует профилактике плоскостопия.
Упражнение «Бум-бам». Удары мячом о стену с одновременным произнесением «БАМ!», чередуя удары мяча о пол с одновременным или последующим произнесением: «БУМ!», «БАМ!».
Упражнение «Зарядка». Повороты туловища вправо и влево с одновременным произнесением: «УХ!».
Упражнение «Меткий стрелок». Метание в картинки (по инструкции взрослого) мешочков с песком, различными крупами. Упражнение используется при закреплении лексических тем, совершенствовании понимания речи: «Попади в банан!», «Попади в лимон!» По завершению упражнения сопряженно (самостоятельно) назвать картинки, в которые попал ребенок. Вариантом может стать игра.
Игра «Дартс». Ход игры аналогичен. Упражнение «Вперед-назад». Используется для закрепления пространственных понятий «вперед-назад», при обучении понимаю ступенчатых инструкций. Взрослый просит ребенка поставить руки на пояс, сделать один шаг вперед, опустить руки. Затем – поставить руки на пояс, сделать один шаг назад, опустить руки. На начальных этапах взрослый совместно с ребенком выполняет движения с пошаговой инструкцией. Усложнением упражнения является самостоятельное выполнение действий по предваряющей целостной инструкции.
Для преодоления негативизма ребенка целесообразно использование пищевого подкрепления (кусочки фруктов, орешки) за верно выполненные упражнения. Упражнение «Высоко-низко». Используется при закреплении соответственных пространственных понятий. Ребенок совместно со взрослым подбрасывает мяч на разную высоту и ловит его руками. С целью развития понимания сравнительной степени наречий упражнение проводится в соревновании: «Кто выше?» Если позволяют речевые возможности ребенка, целесообразно сопряженно (отраженно) проговорить простую фразу: «Я выше!», «Ты выше!». Формировать предпосылки к диалогической речи: «Кинь выше! Кинул?» (стимулируется произнесение слова «Да»). Упражнение «Ходьба по гимнастической скамейке».
Ребенку необходимо пройти по скамейке и собрать в корзинку расположенные на ней (по бокам) предметы (ягоды, фрукты, посуду). Упражнение может быть использовано при закреплении любой лексической темы. Для развития произвольной регуляции деятельности ребенок может собирать лишь некоторые предметы по инструкции или складывать их раздельно в разные корзинки.
Игра «Оружие из теста». Взрослый вместе с ребенком отрывает куски теста и бросает их в мишень на стене, при этом взрослый сопровождает совместные действия речевым комментарием: «Попал», «Попал?», стимулируя ребенка либо к произнесению глагола, либо утвердительного слова «Да».
Игра «Монтессори». Для игры понадобятся лоскуты ткани с нашитыми на них разными пуговицами (лучше, чтобы пуговицы были детскими в виде цветов, машинок и т. п.) и петлями, разнообразные банки и бутылочки с завинчивающимися крышками. Игра используется с целью обучения пониманию значений разноприставочных глаголов: «застегни-расстегни»; «завинти-отвинти»; «закрути-открути», «открой-закрой»; при этом формируется регулирующая функция речи. Взрослый предлагает ребенку выполнить соответствующие действия: застегнуть-расстегнуть пуговицы, отвинтить-завинтить крышку и т. д. Обучение начинается с совместной, затем репродуктивной деятельности (эхопраксии).
Игра «Фокус». Взрослый вместе с ребенком рисует простым карандашом любые предметы, формы и произносит: «Тут», «Вот». Затем ребенок ластиком стирает рисунок, взрослый эмоционально произносит «Нет». Игра повторяется несколько раз, взрослый стимулирует ребенка к самостоятельному произнесению слов: «тут», «вот», «нет».
Игра «Пипетки». Ребенок капает из пипетки различные жидкости в узкое горлышко бутылочки. Взрослый добивается от ребенка звукового жеста: «кап-кап», а также произнесения простых слов: «чай», «сок», «кофе», «вода», «какао». Игра «Тихо-громко».
Задача ребенка заполнить точками с помощью карандаша квадраты обеими руками. Когда взрослый произносит: «Тихо, медленно», ребенок стучит карандашом тихо, не спеша; когда взрослый произносит: «Громко, быстро», ребенок воспроизводит соответствующие действия в заданном темпе. Игра способствует снятию напряжения, преодолению негативизма, развивает слуховое внимание и восприятие ребенка, стимулирует регулирующую функцию речи.
Игра «Съедобное – несъедобное». Традиционную игру целесообразно по-разному модифицировать: например, ребенок ловит мяч, когда взрослый показывает картинку, спрашивает: «Съедобное?», а ребенок, поймав мяч должен ответить «Да!» Если ребенок отбрасывает мяч, он должен ответить: «Нет!». В этом варианте игры взрослый сосредоточивает внимание на вызывании у ребенка слов: «Да, нет». Другим вариантом игры может быть закрепление обобщающих понятий: взрослый называет обобщающее слово: «фрукты», «мебель», ребенок должен просто поймать или отбросить мяч.
Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности
«Аппликация». Взрослый вместе с ребенком наклеивает на картон разный материал, стремится к повторению названий ребенком: пух, вата, мех, бумага. Необходимо наклеить на картон несколько одинаковых кусочков, чтобы обеспечить многократное повторение слов. В конце игры ребенок может на ощупь угадывать и называть наклеенные им кусочки.
«Желе–мука». Взрослый опускает руки ребенка поочередно в миски с желе, с мукой, сопровождая действия экспрессивным произнесением слов: «желе», «мука». Затем ребенку завязываются глаза, взрослый поочередно опускает руку ребенка в миску с продуктом и побуждает ребенка ответить, что у него в руке.
«Ком». Взрослый совместно с ребенком раскатывает тесто, затем собирает его в ком, утрировано артикулируя слово «ком», побуждая ребенка к его произнесению. Вариантом игры может стать: скатывание кома из других материалов: творожной массы, глины и т. п.
«Еж». Ребенок совместно со взрослым катает шарик из теста, обваливает его в гречке, сопровождает действия ребенка речевым комментарием. В конце игры взрослый предлагает преподнести ежа в подарок маме с одновременным произнесением: «Еж!» Взрослый подводит ребенка к матери, произнося: «Смотри, мама, еж! Еж!»
«Вода – песок». Взрослый ставит на стол перед ребенком два прозрачных бокала: с водой и песком. Взрослый поочередно опускает руку ребенка в бокалы, побуждая к сопряженному произнесению слов: «вода», «песок». Затем взрослый поясняет ребенку, что вода мокрая, а песок – сухой; просит ребенка показать «мокрый» бокал, затем «сухой» бокал.
«Угадай предмет». Взрослый раскладывает на столе предметы, накрывает их непрозрачной тонкой тканевой салфеткой. Ребенок через салфетку ощупывает предметы, и сопряженно со взрослым или самостоятельно называет их. Игра может проводиться для выработки навыка произнесения слов определенной слоговой структуры: нитки, кепка, сумка, губка, вафли, щетка.
«Угадай мешочек». Игру целесообразно проводить для закрепления лексической темы «Продукты». Ребенку предлагается ощупать мешочки с разным наполнителем, назвав, что в мешочке: мука, манка, кофе, анис.
«Водные процедуры». На стол перед ребенком ставятся три миски с водой: горячей, теплой и холодной (ледяной). Ребенку предлагается с закрытыми глазами опускать руку в миску и отгадывать, какая в ней вода, произнося соответствующие междометия. Миска с холодной водой: «Ух!»; миска с теплой водой: «М-м-м-м»; миска с горячей водой: «Ах!».
«Массаж рук». Взрослый проводит массаж рук (традиционный, с помощью массажеров), сопровождая произнесением различных звукоподражаний, слов типа: «Оп!», «Ух», «Вот так!» и др. Массаж рук способствует установлению контакта с ребенком, снятию эмоциональных «зажимов», преодолению негативизма. Для массажа используются: кольца Су-джок, махровые рукавички, зубные щетки (в том числе резиновые, силиконовые, электрические), бытовые щетки различной жесткости, расчески, массажные мячи, аппликаторы Кузнецова, Ляпко и др.
Взрослый может осуществлять контрастно-термический массаж лица, рук ребенка, обращая внимание на слова «холодный», «горячий», «теплый» (такой массаж можно производить нагретым мешочком с песком, горячим яйцом и льдом, завернутым в носовой платок); пробует с ребенком воду, различной температуры. После введения в чувственный опыт ребенка понятий «холодный», «горячий» взрослый просит назвать, что бывает горячим, а что холодным (разложить картинки под условные значки «огонь», «снежинки»; раскрасить «горячие» картинки – красным цветом, а «холодные» – синим): плита, утюг, лед, снег, лава, иней, огонь, камень.