Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Роль адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ

Роль адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ

Научный руководитель

Оробинская Алла Николаевна

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

адаптивная физическая культура
физические упражнения
оздоровление
физическая активность
люди с ограниченными возможностями

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена важность адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ, раскрывается понятие «адаптивное физическое воспитание», его цели и задачи.

Текст статьи

Адаптивная физическая культура – это комплексное понятие, включающее в себя ряд оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию к окружающей среде, а также преодоление различных психологических барьеров. Адаптивная физическая культура оказывает положительное влияние на общее развитие организма и личности. Развиваются физические и психологические параметры. Возникает необходимость совершенствования и направления активного и здорового образа жизни, что положительно влияет на здоровый образ жизни.

Компоненты адаптированной физической культуры включают в себя адаптированное физическое воспитание, адаптированную двигательную рекреацию, адаптированный спорт и физическую реабилитацию. Поскольку обучение различным видам физических упражнений связано с развитием психофизических навыков общения, эмоций, познания и творческой деятельности, она охватывает все возможные виды физкультурной деятельности, позволяющие детям с физическими и умственными недостатками адаптироваться к окружающему миру. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в физическом воспитании детей, но и передает детям общечеловеческие культурные ценности.

Все функции адаптивной физической культуры реализуются через движение, двигательные действия (физические упражнения), двигательную активность и двигательную деятельность (физическое воспитание). Деятельность в сфере АФК очень разнообразна и выходит далеко за рамки непосредственных физических движений, в которых реализуются образовательные функции. Для здоровых детей физические упражнения – это нормальная потребность, которая реализуется ежедневно, но для людей с ограниченными возможностями здоровья физические упражнения необходимы, так как они являются наиболее эффективным средством одновременного достижения физической, психической и социальной адаптации. Для многих людей с нарушениями развития адаптивная физкультура – это единственный способ «прорваться» через закрытые пространства, войти в общество, завести друзей, получить возможность общения, обогатить свои эмоции и узнать мир. Зачастую здесь они впервые в жизни открывают для себя радость движения, учатся достойно побеждать и переносить поражения, осознают счастье преодоления себя.

Задача адаптивной физической культуры-максимально отвлечь их от своих болезней в процессе соревновательной и оздоровительной деятельности, предложить им нормальные формы человеческой жизни – общение, развлечения и активный отдых.

Занятия физическими упражнениями проводятся в самых разных форматах: систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Некоторые формы физической активности организуются и проводятся специалистами по адаптивной физической культуре, другие – общественными и государственными организациями, третьи – родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые – самостоятельно, волонтерами, студентами и другими людьми. Все формы организации направлены на развитие двигательных навыков детей, знакомство с доступными видами спорта и интересными видами досуга, развитие собственной активности и творчества детей, формирование здорового образа жизни, пропаганду физической культуры и спорта.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

  • уроки образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
  • уроки коррекционно-развивающей направленности – для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
  • уроки оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • уроки лечебной направленности – для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п.;
  • уроки спортивной направленности – для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
  • уроки рекреационной направленности – для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

В состав адаптивной физической культуры входят адаптивная физическая культура, адаптивное двигательное восстановление, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все виды физической активности детей с физическими и умственными недостатками и помогают им адаптироваться к окружающему миру, поскольку обучение различным типам движений связано с развитием психофизических навыков, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает им общечеловеческие культурные ценности.

Список литературы

  1. Апарина, М.В. Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М.В. Апарина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 29 (371). – С. 66-68. – URL: https://moluch.ru/archive/371/82954/ (дата обращения: 12.02.2024).
  2. Андрюхина Т.В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 – 158 с.
  3. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 1. С. 12-14.
  4. Ковалец И.В. Организация и проведение уроков по адаптивной физической культуре в 1–4 классах / И.В. Ковалец. – Москва, 2001.
  5. Матвеева, Н.Ю. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры / Н.Ю. Матвеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014.
  6. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – Москва: Советский спорт, 2003 – 464с.

Поделиться

3347

Дигалова А. С. Роль адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.II.С. 62-64. URL: https://apni.ru/article/8748-rol-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-v-zhizni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря