Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положен...

Работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении

Автор(-ы):

Гринченко Виктория Павловна

13 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

социально-опасное положение
семьи
несовершеннолетние
социальная работа
поддержка
личностное развитие
благополучие

Аннотация статьи

В статье рассматривается работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Автор акцентирует внимание на важности предотвращения дальнейшего социального вырождения таких групп и предоставления возможностей для личностного развития несовершеннолетних. Работа с такими семьями требует высокой компетентности и эмпатии специалистов, способных не только решать текущие проблемы, но и создавать условия для устойчивого благополучия.

Текст статьи

Семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении, являются одной из самых уязвимых групп общества. Они сталкиваются с различными проблемами, которые требуют особого внимания и поддержки. Работа с этими семьями и детьми – сложная и ответственная задача для специалистов в социальной сфере.

Одна из главных задач работы с такими семьями и несовершеннолетними – предотвращение дальнейшего социального вырождения. Это может быть достигнуто через комплексную поддержку, которая включает помощь в решении жилищных, финансовых, здравоохранительных и образовательных проблем. Кроме того, важно обеспечить психологическую поддержку для укрепления семейных связей и повышения самооценки членов этих семей.

Второй аспект работы с такими группами – предоставление возможностей для личностного развития несовершеннолетних. Это может быть достигнуто через организацию кружков, спортивных секций, творческих групп и других внешкольных мероприятий. Такие занятия помогут детям раскрыть свой потенциал, научиться работать в коллективе и развить навыки, которые пригодятся им в будущем.

Работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, требует от специалистов высокой компетентности и эмпатии. Она направлена не только на решение текущих проблем, но и на создание условий для устойчивого благополучия этих людей. Именно через такую работу мы можем изменить жизни семей и детей к лучшему и обеспечить им перспективное будущее.

Семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении, представляют особую категорию клиентов для социальных работников. Работа с такими семьями и детьми требует особого подхода и комплекса мер, направленных на решение их проблем и предотвращение возможных негативных последствий.

Одной из особенностей работы с семьями и несовершеннолетними в социально-опасном положении является необходимость анализа и оценки семейной динамики и ситуации внутри семьи. Это включает изучение взаимоотношений между родителями и детьми, особенностей воспитательной практики, наличия конфликтов и нарушений внутри семьи.

Другой важной задачей работы с такими семьями является предоставление ресурсов и поддержки, необходимых им для преодоления сложностей и изменения ситуации. Это может включать предоставление информации о доступных социальных услугах, помощь в разработке плана действий, организацию консультаций и психологической поддержки

Основные причины и факторы, влияющие на возникновение социально-опасного положения семей и несовершеннолетних, являются многообразными и часто взаимосвязанными. Одним из главных факторов является экономическая нищета, которая может привести к безработице родителей и недостаточному уровню дохода, что в свою очередь создает сложности с обеспечением детей необходимыми условиями для нормального развития.

Другим фактором является алкоголизм и наркомания в семье. Если один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками, это может привести к разрушению семейных ценностей, насилию и пренебрежению по отношению к детям. Это также может отрицательно сказаться на эмоциональном и психологическом развитии детей.

Семейная дезинтеграция является еще одной причиной социально-опасного положения. Разводы, конфликты и насилие в семье могут привести к разрыву отношений между родителями и детьми, а также к потере чувства безопасности и стабильности.

Для работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, существует ряд методов и подходов. Одним из них является индивидуальная работа с каждой семьей. Специалисты проводят семейные консультации, где активно применяются психологические и педагогические методики. Целью данной работы является помощь семье в осознании проблем и поиске их решений.

Кроме того, важным инструментом работы с данными семьями являются групповые занятия. В рамках таких занятий проводятся тренинги по развитию навыков взаимодействия внутри семьи, повышению самооценки и самосознания участников группы. Групповая работа позволяет создать условия для обмена опытом, взаимной поддержки и сопровождения семей.

Еще одним методом работы с семьями и несовершеннолетними в социально-опасном положении является мультидисциплинарный подход. Это означает сотрудничество специалистов разных областей (психологов, педагогов, социальных работников и других) для решения проблем семьи и создания оптимальной среды для развития ребенка

Роль и задачи социальных работников, психологов и других специалистов в работе с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, играют важную роль в обеспечении безопасности и благополучия данных категорий. Социальные работники осуществляют комплексное социальное сопровождение семей, предоставляют им необходимые социально-правовые услуги, помогают восстановлению состава семьи и решению возникающих конфликтных ситуаций. Они также осуществляют мониторинг условий жизни семей и детей, проводят профилактическую работу и реабилитационные программы, способствующие стабилизации семейного положения и разрешению проблем, возникающих из-за социального опасного положения. Психологи, в свою очередь, оказывают психологическую поддержку семьям и детям, проводят психологические консультации, тренинги и групповые занятия по социальной адаптации и преодолению негативных последствий социально-опасного положения. Они также оказывают помощь по развитию родительских компетенций, формированию положительных взаимоотношений внутри семьи и укреплению психологического благополучия

Практические рекомендации и примеры успешных программ и проектов работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, играют важную роль в укреплении семейных связей и предотвращении дальнейшего погружения в социально неблагоприятные условия.

Одним из эффективных методов работы с такими семьями является семейное консультирование. Это должен быть индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой семьи. Консультанты должны помочь семьям разобраться в причинах их сложной ситуации, а также помочь разработать планы действий для преодоления трудностей.

Еще одним успешным проектом является создание центров поддержки семьи с детьми в социально-опасном положении. В этих центрах семьи получают комплексную помощь: от консультаций и тренингов до психологической и материальной поддержки. Такие центры помогают семьям стабилизироваться и развиваться, улучшая их жизненные условия и предотвращая дальнейшее погружение в социально-опасное положение.

Важным аспектом работы с семьями и несовершеннолетними в социально-опасном положении является их социальная реабилитация.

Список литературы

  1. Алмазов, Б.Н Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова. – М: Академия, 2002. – 192 с.
  2. Барабохина, В.А. Педагогическая поддержка детей из неполных семей / В.А. Барабохина // Семейное воспитание: опыт работы учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга: научно-методический сборник. – Санкт-Петербург: Петроградский, 2014.
  3. Бакулина, М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие / М.С. Бакулина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 4.
  4. Благотворительная организация в помощь детям-сиротам России: офиц. сайт. – URL: https://sos-dd.ru/about/ – Текст: электронный. 
  5. Боряк, В.П. Социальный патронаж неблагополучных семей как технология социальной работ / В.П. Боряк, З.Х. Дзуева // KANT. – 2015. – № 1(14).
  6. Бурова, С.Н. Современная семья: крах или другая жизнь? / С.Н. Бурова // Социология. – 2015 – № 2.

Поделиться

172

Гринченко В. П. Работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 24-26. URL: https://apni.ru/article/8749-rabota-s-semyami-i-nesovershennoletnimi-nakho

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня