В настоящее время современная школа сталкивается с увеличением роста числа детей, не готовых к школьному обучению.
Очень часто можно услышать и от учителей, что ребенок пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят в дошкольный период развития.
Согласно исследованиям психологов, логопедов и физиологов у детей дошкольного возраста наблюдается недоразвитие мелкой моторики (недифференцированные движения пальцев рук, трудности переключения с одной позы на другую, неточность и низкая скорость воспроизведения движений, различный мышечный тонус), пространственно-временная ориентировка, зрительно-пространственные нарушения, недостаточная выносливость мышц к статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры [1, с. 87].
Вследствие чего дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, дети неправильно держат ручку, наблюдается нечеткая ориентировка на листе бумаги (верх-низ, право-лево, центр-края, диагональ), линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, отмечается слабый или сильный нажим в зависимости от мышечного тонуса кисти ребенка дети слабо ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.
Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык». Что же это такое? Как и когда необходимо формировать «графомоторные навыки»? Письмо – это акт, объединяющей навык и вид графо-моторной деятельности человека» [5, с. 117]. При освоении техники письма требуется слаженная работа мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого произвольного внимания и зрительного восприятия и [3, с. 12].
Графомоторный навык – это привычное положение и движение пишущей руки, которое позволяет раскрашивать, рисовать, копировать простейшие узоры, изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный грамофоторный навык позволяет писать буквы четко и разборчиво, красиво и быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает трудности на письме: неразборчивый и небрежный почерк, медленный темп. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.
Графомоторные навыки включают в себя:
- достаточный уровень развития мелкой моторики (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
- достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение необходимого направления, право и лево на листе бумаги, сопоставления изображения, умения находить определенное изображение в ряду правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
- непосредственные графические навыки, а именно: умение держать ручку или карандаш, умение штриховать, срисовывать, обводить, или дорисовывать изображение (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовыванию геометрических фигур, зарисовки деталей, предметов с натуры, дорисовывание рисунков).
Процесс формирования графомоторных навыков психологически и физиологически сложен. Во время письма в совместную деятельность включаются кора головного мозга, а также органы зрения, слуха, и некоторые мышцы тела, а именно мышцы пальцев, т. е. тонкая моторика.
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Кропотливая, систематическая работа по формированию графомоторных умений и навыков у дошкольников должна начинаться задолго до поступления в школу [4, с. 113].
Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:
Формирование мелкой моторики рук
Под понятием «мелкая моторика» подразумевают двигательную деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаз. Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь [2, с. 109].
Работа по данному направлению предполагает: нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку; завязывание узлов, застегивание пуговиц, крючков, молний, замочков, пальчиковые игры, игры с конструктором, мозаикой, кубиками, с песком, водой; шить, вязать на спицах; рисовать, раскрашивать, штриховать; резать ножницами.
Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги) предполагает:
- ориентировку в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
- ориентировку в окружающем пространстве;
- обучение ориентировке на листе бумаги (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия): формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты;
- уточнение пространственного расположения фигур и букв [4, с. 121].
Формирование зрительно-двигательной координации
Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Ребенку в процессе обучения часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.
Многим детям подобного рода действия даются с трудом, поэтому необходимы систематические упражнения:
Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по образцу,
Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.
Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т. е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко», «Елочка».
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т. д.
Таким образом, последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.
Графомоторный навык – это совокупность некоторых психических процессов, определенных положений руки в процессе письма. Формирование данного навыка является долгим и трудоемким. При правильном развитии и автоматизировании этого навыка, у детей не возникает трудностей с письменной деятельностью.
Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей.