Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

графомоторный навык
письмо
мелкая моторика
зрительно-пространственная ориентировка
зрительно-двигательная координация

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятие «графомоторный навык», представлены направления работы по формированию графоторных навыков.

Текст статьи

В настоящее время современная школа сталкивается с увеличением роста числа детей, не готовых к школьному обучению.

Очень часто можно услышать и от учителей, что ребенок пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят в дошкольный период развития.

Согласно исследованиям психологов, логопедов и физиологов у детей дошкольного возраста наблюдается недоразвитие мелкой моторики (недифференцированные движения пальцев рук, трудности переключения с одной позы на другую, неточность и низкая скорость воспроизведения движений, различный мышечный тонус), пространственно-временная ориентировка, зрительно-пространственные нарушения, недостаточная выносливость мышц к статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры [1, с. 87].

Вследствие чего дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, дети неправильно держат ручку, наблюдается нечеткая ориентировка на листе бумаги (верх-низ, право-лево, центр-края, диагональ), линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, отмечается слабый или сильный нажим в зависимости от мышечного тонуса кисти ребенка дети слабо ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык». Что же это такое? Как и когда необходимо формировать «графомоторные навыки»? Письмо – это акт, объединяющей навык и вид графо-моторной деятельности человека» [5, с. 117]. При освоении техники письма требуется слаженная работа мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого произвольного внимания и зрительного восприятия и [3, с. 12].

Графомоторный навык – это привычное положение и движение пишущей руки, которое позволяет раскрашивать, рисовать, копировать простейшие узоры, изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный грамофоторный навык позволяет писать буквы четко и разборчиво, красиво и быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает трудности на письме: неразборчивый и небрежный почерк, медленный темп. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • достаточный уровень развития мелкой моторики (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • достаточный уровень развития зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение необходимого направления, право и лево на листе бумаги, сопоставления изображения, умения находить определенное изображение в ряду правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • непосредственные графические навыки, а именно: умение держать ручку или карандаш, умение штриховать, срисовывать, обводить, или дорисовывать изображение (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовыванию геометрических фигур, зарисовки деталей, предметов с натуры, дорисовывание рисунков).

Процесс формирования графомоторных навыков психологически и физиологически сложен. Во время письма в совместную деятельность включаются кора головного мозга, а также органы зрения, слуха, и некоторые мышцы тела, а именно мышцы пальцев, т. е. тонкая моторика.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Кропотливая, систематическая работа по формированию графомоторных умений и навыков у дошкольников должна начинаться задолго до поступления в школу [4, с. 113].

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

Формирование мелкой моторики рук

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают двигательную деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаз. Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь [2, с. 109].

Работа по данному направлению предполагает: нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку; завязывание узлов, застегивание пуговиц, крючков, молний, замочков, пальчиковые игры, игры с конструктором, мозаикой, кубиками, с песком, водой; шить, вязать на спицах; рисовать, раскрашивать, штриховать; резать ножницами.

Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги) предполагает:

  • ориентировку в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
  • ориентировку в окружающем пространстве;
  • обучение ориентировке на листе бумаги (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия): формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты;
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв [4, с. 121].

Формирование зрительно-двигательной координации

Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Ребенку в процессе обучения часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.

Многим детям подобного рода действия даются с трудом, поэтому необходимы систематические упражнения:

Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по образцу,

Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.

Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т. е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко», «Елочка».

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т. д.

Таким образом, последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Графомоторный навык – это совокупность некоторых психических процессов, определенных положений руки в процессе письма. Формирование данного навыка является долгим и трудоемким. При правильном развитии и автоматизировании этого навыка, у детей не возникает трудностей с письменной деятельностью.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей.

Список литературы

  1. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников. / Т.П. Буцикина, Г.М. Вартапетова // Логопед. – 2005. – № 3. – С.84-94.
  2. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Астрель, 2005. 127 с.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Издательство: АСТ Харвест. 2008. 24 с.
  4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003. 183 с.
  5. Садовникова И.А. Дисграфия и дислексия: технология преодоления. – М.: Парадигма, 2012, С. 279.

Поделиться

974

Гладких М. К., Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 17-19. URL: https://apni.ru/article/8752-razvitie-grafomotornikh-navikov-u-starshikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря