Физическое воспитание затрагивает важные аспекты организма. Основное внимание в физическом воспитании уделяется физическим упражнениям для эффективного формирования физических способностей. Физическое развитие тесно связано с укреплением и поддержанием здоровья. Физическое состояние улучшается благодаря активному участию в различных видах физической деятельности. Предмет физическая культура по своей сути является весьма специфическим, так как не может ограничиваться объемами школьной программы, а это значит необходимо развитие самостоятельности и творческих навыков у обучающихся.
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация подтолкнула всех участников образовательного процесса к поиску и созданию новых методов обучения, позволяющих наиболее качественно реализовывать образовательные стандарты. Такими методами обучения в данной ситуации на сегодняшний день являются:
- Мотивирование обучающихся. После перехода образовательной среды в Интернет многие ученики потеряли мотивацию к учебе в силу различных соблазнов. Данная тенденция является негативной и требует самодисциплины от учащихся. Преподаватели физической культуры повышают мотивацию у обучающихся, проводя онлайн-занятия.
- Использование теоретического материала в новых форматах. Поскольку дистанционное образование имеет информационные преимущества, подача теоретического материала в разных форматах помогает вызвать интерес у студентов.
Требования к организации дистанционного обучения:
- четко сформулированные основные цели каждого занятия;
- позитивный настрой;
- проверка заданий, выполненных в срок;
- не нагружать учеников только теоретической частью урока;
- быть готовым к немедленному изменению структуры занятия с учетом имеющихся ресурсов и целей.
Также, очень важно чтобы все домашние задания были выполнены и проверены. Основная цель проведения занятий – самообразование учащихся. Они должны самостоятельно выполнять любые физические упражнения, также проявлять двигательную активность во время дня.
Сложно замотивировать учеников. Однако можно найти решение в виде определенной мотивации:
- одной из сильных мотиваций является то, что физическая активность улучшает здоровье;
- спорт также влияет на психологическое благополучие молодых людей;
- занятия спортом развивают навыки самоконтроля и самодисциплины;
- стремление к самовыражению и самоутверждению;
- удовлетворение духовных и материальных потребностей.
Для проведения занятий в формате дистанционного обучения используются следующие методы:
- выполнение заданий в текстовом виде (например, составление определенных комплексов упражнений);
- составление презентаций;
- выполнение физических упражнений (отправка отчета в виде фото или видео);
- решение кроссвордов;
- организация занятий в Zoom.
В зависимости от различных физических упражнений существуют общие правила профилактики травматизма, то есть правила, несоблюдение которых может привести к травме:
- внимание и собранность, нужно сосредотачиваться на выполнении упражнений;
- нельзя отвлекаться на посторонние шумы;
- должна быть комфортная обувь и одежда;
- правильно выполнять технику движения;
- планировать определенную нагрузку;
- соблюдать технику безопасности.
Стоит отметить, что если мы говорим о дистанционном обучении, то это подразумевает, что все остальные предметы, которые изучают ученики, также будут проходить в дистанционном формате. А это значит, что в жизни всех школьников/студентов начнет преобладать сидячий, малоподвижный образ жизни. А это значит, что роль предмета «физическая культура» особенно важна для благополучия школьников, что особенно усугубляется в период интенсивного развития компьютерных технологий. Иными словами, значимость предмета «физическая культура» в данной ситуации приобретает особое значение.
Использование информационно-коммуникационных технологий и дистанционного образования необходимо при планировании и проведении современных уроков физической культуры. С помощью информационно-коммуникационных технологий можно успешно сочетать физический и умственный труд, развивать интеллектуальные творческие способности детей, расширять их общий кругозор.
Используя дистанционное обучение и информационные технологии, учителя физической культуры могут расширить рамки преподавания, различными формами и методами, повысить интерес учащихся к изучению предмета, сделать процесс обучения более привлекательным, расширить кругозор учащихся и мотивировать их к изучению предмета. Изучая новые формы, методы и средства обучения, учителя могут повысить свою профессиональную компетентность. В то же время они повышают свой авторитет среди учеников, коллег и родителей.