В наше время самая актуальная проблема – проблема здорового образа жизни. Особого внимания эта проблема требует в отношении детей и подростков. Культура здорового образа – это один из основных компонентов общей культуры человека.
Одним из ключевых вопросов формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни является понимание особенностей их отношения к ЗОЖ. Это связано с тем, что подростки вполне осознают необходимость соблюдения здорового образа жизни, относятся к здоровью как к главной ценности. Но в реальной жизни они не готовы следовать правилам здорового образа жизни.
Понятие «здоровье» с древних времен трактовалось учеными по-разному. В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году Всемирная организация здравоохранения дала следующее определение понятию «здоровье»: «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов» [3, с. 54-57].
Понятие «здоровье» тесно связано с другим важным понятием – здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».
ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрасте не рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве здоровый образ жизни легко формируется и закрепляется на всю жизнь благодаря соответствующему сочетанию стабильного распорядка дня, правильного воспитания, условий здорового быта и учебы.
Основные факторы здорового образа жизни:
- Труд – важное условие благополучия (социального, психологического, физического).
- Для продления жизни необходимы умеренный образ жизни, разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки, физические упражнения.
- Рациональное питание – главным принципом которого является сбалансированность приема основных пищевых веществ: белков жиров и углеводов.
- Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения.
- Психологическое состояние: хорошее настроение, положительные эмоции.
- Исключение вредных привычек: отказ от курения и алкоголя, категорический запрет на употребление психоактивных веществ.
- Распорядок дня – режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.
- Закаливание организма – процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
Подростковый возраст – период, имеющий большое значение для формирования у детей здорового образа жизни. В этот период происходят физиологические и психологические изменения. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием и эмоциональной неустойчивостью. От того, как в школе созданы условия для обучения и развития детей, зависит их здоровье и формирование здорового образа жизни. Подростковый возраст сам по себе является периодом повышенного риска. Серьезную угрозу физическому здоровью представляет склонность подростков к рискованному поведению. Это связано с желанием казаться старше и принадлежать к группе сверстников. Подростковая склонность к экспериментам с алкоголем, наркотиками и табаком представляет собой серьезный риск возникновения проблем со здоровьем.
Для того чтобы сформировать у молодежи ценный и здоровый образ жизни, необходимо мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей и самих подростков. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные соревнования, тренировки, походы, спортивно-оздоровительные игры. Необходимо организовывать консультации, лекции, конференции, встречи как с педагогическим коллективом, так и с родителями учащихся, освещая вопросы здорового образа жизни. Классные руководители совместно с учителями-предметниками должны организовывать внеклассные мероприятия, которые также должны способствовать формированию у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.