Автор(-ы):
Дигалова Анастасия Сергеевна
14 марта 2024
Научный руководитель
Оробинская Алла Николаевна
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассмотрены факторы здорового образа жизни, методы, способы, закономерности здорового образа жизни, советы, как обезопасить свой организм от пагубных привычек.
Текст статьи
В наше время самая актуальная проблема – проблема здорового образа жизни. Особого внимания эта проблема требует в отношении детей и подростков. Культура здорового образа – это один из основных компонентов общей культуры человека.
Одним из ключевых вопросов формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни является понимание особенностей их отношения к ЗОЖ. Это связано с тем, что подростки вполне осознают необходимость соблюдения здорового образа жизни, относятся к здоровью как к главной ценности. Но в реальной жизни они не готовы следовать правилам здорового образа жизни.
Понятие «здоровье» с древних времен трактовалось учеными по-разному. В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году Всемирная организация здравоохранения дала следующее определение понятию «здоровье»: «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов» [3, с. 54-57].
Понятие «здоровье» тесно связано с другим важным понятием – здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».
ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрасте не рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве здоровый образ жизни легко формируется и закрепляется на всю жизнь благодаря соответствующему сочетанию стабильного распорядка дня, правильного воспитания, условий здорового быта и учебы.
Основные факторы здорового образа жизни:
Подростковый возраст – период, имеющий большое значение для формирования у детей здорового образа жизни. В этот период происходят физиологические и психологические изменения. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием и эмоциональной неустойчивостью. От того, как в школе созданы условия для обучения и развития детей, зависит их здоровье и формирование здорового образа жизни. Подростковый возраст сам по себе является периодом повышенного риска. Серьезную угрозу физическому здоровью представляет склонность подростков к рискованному поведению. Это связано с желанием казаться старше и принадлежать к группе сверстников. Подростковая склонность к экспериментам с алкоголем, наркотиками и табаком представляет собой серьезный риск возникновения проблем со здоровьем.
Для того чтобы сформировать у молодежи ценный и здоровый образ жизни, необходимо мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей и самих подростков. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные соревнования, тренировки, походы, спортивно-оздоровительные игры. Необходимо организовывать консультации, лекции, конференции, встречи как с педагогическим коллективом, так и с родителями учащихся, освещая вопросы здорового образа жизни. Классные руководители совместно с учителями-предметниками должны организовывать внеклассные мероприятия, которые также должны способствовать формированию у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Список литературы
Поделиться
Дигалова А. С. Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.II.С. 65-66. URL: https://apni.ru/article/8754-formirovanie-u-podrostkov-tsennostnogo-otnosh