Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни

Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни

Научный руководитель

Оробинская Алла Николаевна

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

здоровье
здоровый образ жизни
учащиеся

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрены факторы здорового образа жизни, методы, способы, закономерности здорового образа жизни, советы, как обезопасить свой организм от пагубных привычек.

Текст статьи

В наше время самая актуальная проблема – проблема здорового образа жизни. Особого внимания эта проблема требует в отношении детей и подростков. Культура здорового образа – это один из основных компонентов общей культуры человека.

Одним из ключевых вопросов формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни является понимание особенностей их отношения к ЗОЖ. Это связано с тем, что подростки вполне осознают необходимость соблюдения здорового образа жизни, относятся к здоровью как к главной ценности. Но в реальной жизни они не готовы следовать правилам здорового образа жизни.

Понятие «здоровье» с древних времен трактовалось учеными по-разному. В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году Всемирная организация здравоохранения дала следующее определение понятию «здоровье»: «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов» [3, с. 54-57].

Понятие «здоровье» тесно связано с другим важным понятием – здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрасте не рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве здоровый образ жизни легко формируется и закрепляется на всю жизнь благодаря соответствующему сочетанию стабильного распорядка дня, правильного воспитания, условий здорового быта и учебы.

Основные факторы здорового образа жизни:

  • Труд – важное условие благополучия (социального, психологического, физического).
  • Для продления жизни необходимы умеренный образ жизни, разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки, физические упражнения.
  • Рациональное питание – главным принципом которого является сбалансированность приема основных пищевых веществ: белков жиров и углеводов.
  • Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения.
  • Психологическое состояние: хорошее настроение, положительные эмоции.
  • Исключение вредных привычек: отказ от курения и алкоголя, категорический запрет на употребление психоактивных веществ.
  • Распорядок дня – режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.
  • Закаливание организма – процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Подростковый возраст – период, имеющий большое значение для формирования у детей здорового образа жизни. В этот период происходят физиологические и психологические изменения. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием и эмоциональной неустойчивостью. От того, как в школе созданы условия для обучения и развития детей, зависит их здоровье и формирование здорового образа жизни. Подростковый возраст сам по себе является периодом повышенного риска. Серьезную угрозу физическому здоровью представляет склонность подростков к рискованному поведению. Это связано с желанием казаться старше и принадлежать к группе сверстников. Подростковая склонность к экспериментам с алкоголем, наркотиками и табаком представляет собой серьезный риск возникновения проблем со здоровьем.

Для того чтобы сформировать у молодежи ценный и здоровый образ жизни, необходимо мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей и самих подростков. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные соревнования, тренировки, походы, спортивно-оздоровительные игры. Необходимо организовывать консультации, лекции, конференции, встречи как с педагогическим коллективом, так и с родителями учащихся, освещая вопросы здорового образа жизни. Классные руководители совместно с учителями-предметниками должны организовывать внеклассные мероприятия, которые также должны способствовать формированию у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Список литературы

  1. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с. ISBN 5–278–00214-Х.
  2. Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование. – 2007. – № 4. – С. 184-188.
  3. Новолодская, Е.Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников / Е.Г. Новолодская, Л.М. Арутюнян, Н.В. Дмитриева // Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 54-57.
  4. Нестерова, И.А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И.А. Нестерова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 92-94.
  5. Щербина А.И. Феномен духовных ценностей как концептуальное основание нравственного воспитания личности // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 2. – С. 106.
  6. Ярошенко О.Е., Щербина А.И. Гендерные особенности самоотношения и социально-психологических установок старших подростков.

Поделиться

1822

Дигалова А. С. Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.II.С. 65-66. URL: https://apni.ru/article/8754-formirovanie-u-podrostkov-tsennostnogo-otnosh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября