Розовато-оранжевый, красно-фиолетовый, серо-коричневый, полупрозрачный красный… Так описывают на форумах изменения цвета пигмента клиенты и сами мастера перманентного макияжа. Фраза «цвет совершенно непредсказуемо изменился через три месяца после микроблейдинга» сведёт на нет всё впечатление от, казалось бы, идеальной работы визажиста. Но так ли неожиданно мутирует пигмент? Можно ли предсказать и избежать серьёзных колористических коллизий?
Успех процедуры зависит, по сути, от трёх факторов: грамотного исполнения, оборудования и качественных пигментов. С первым условием понятно: собственный профессиональный уровень зависит от знаний, полученных от наставников на курсах, опыта и своей мотивации. С инструментом тоже можно определиться. А вот в ситуации с пигментом появляется, скажем так, второй мастер – компания-производитель красителя. Насколько хорошо мы его знаем? Понимаем ли, из чего изготовлен пигмент, что это, собственно, такое, или перечень ингредиентов на упаковке нам ничего не говорит? Какими законодательными актами, нормативами руководствуется бренд? Что значит «качественный» пигмент? Как его состав может влиять на появление аллергии у клиента? Чтобы дать чёткие ответы, я предлагаю немного побыть химиками-технологами и разобраться в технической стороне пигментного вопроса. Отмечу, что с учётом специфики темы далее в статье будут приводиться термины на английском языке.
Дела фабричные и законодательные
Для предметности разговора возьмём реальное описание состава флакона от итальянского производителя: INCI NOMINATION FD&C Inorganic Pigments, FD&C Organic Pigments, Glicerin, Isopropylic Alcohol, Ricin Oil, Aqua/Water, Propilene Glycol, Aloe Barbadensis, Hammamelis Virginiana, Polysorbate 20, Magnesium Aluminium, Silicate. May contain: Methyl Paraben, Propyl Paraben, Phenoxy Ethanol, PVP, C.I.: 77491-77492-77499-77891-77288-77289-77266-77007-12370-15850:1.
Чтобы это расшифровать, нужно сперва понять: то, что мы в работе называем «пигмент», содержит не только «исходный пигмент», но и другие компоненты. В зарубежных публикациях наш флакон с субстанцией (bottle of pigment) может также обозначаться, как чернила для перманентного макияжа (permanent make-up inks). Их производят в Европе (Германия, Италия, Великобритания, Франция, Испания), в Азии (Китай, Тайвань) и в США. По некоторым оценкам, европейские производители занимают примерно 70–80% мирового рынка, причём речь идёт о немецких и итальянских брендах. Что же касается сырья, то здесь будут преобладать китайские поставщики.
В законодательстве США и Европейского союза используются две основных дефиниции – «перманентный макияж» (PMU) и «колорант» (colorant). В косметической индустрии к колоранту относят различные типы пигмента – lake/lakes или lake pigment (озеро пигмент или озёрный пигмент), dye/dyes (краситель), pigments (пигмент). При достаточно вольном переводе на русский язык все термины можно интерпретировать, как «краситель», «красящее вещество», «красящий пигмент». Однако на языке химии – это принципиально разные соединения. Dyes – это химическое вещество, проявляющее цвет при растворении. Более того, существуют различные по своей химической природе dye. Lakes – нерастворимое вещество, пигмент, который получают путём осаждения растворимого красителя солями металлов. К колоранту также относят micas или mica (мика или слюда). Мика тоже встречается в составе пигментов для перманентного макияжа.
Перманентный макияж является интрадермальным введением колорантов и вспомогательных ингредиентов для улучшения контуров лица. Это официальное определение из Резолюции Евросоюза ResAP (2008) 1 о требованиях и критериях безопасности татуировок и перманентного макияжа. Это основополагающий документ, который приняли в Евросоюзе из-за популярности процедур. По сути, он носит рекомендательный характер, так как общего законодательства у стран ЕС нет. На базе Резолюции Бельгия, Франция, Германия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн, Словения, Испания, Швеция и Нидерланды разработали собственные нормативные акты. Производители чернил для перманентного макияжа из стран ЕС, у которых нет национального законодательства, попадают под действие Директивы 2001/95/EC об общих требованиях к безопасности продукции (General product safety directive – GPSD). Ряд вопросов, связанных с регистрацией химических веществ, регулируются Регламентом CLP/ Регламентом Европейского парламента и Совета ЕС 1272/2008 о классификации, маркировке и упаковке веществ и смесей CLP (Classification, Labeling, and Packaging) (EC No 1272/2008). Кроме того, их оборот контролируется Европейским агентством по химикатам (ECHA) на основании Регламента Европейского союза № 1907/2006 (REACH). Помимо перечисленных документов, европейские производители чернил для перманентного макияжа могут руководствоваться:
- Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского союза 1223/2009 от 30 ноября 2009 г. о косметической продукции;
- Решением Европейской комиссии 2008/721/ЕС от 5 сентября 2008 г.;
- Решением Европейской Комиссии 96/335/EC от 8 мая 1996 г.;
- Директивой 76/768/ЕЭС Совета ЕС от 27 июля 1976 г.
В США наряду с колорантами фигурирует дефиниция «цветовые добавки» (color additive). Федеральное регулирование цветовых добавок главным образом основано на Федеральном законе о пищевых продуктах, лекарственных средствах и косметических средствах (Federal Food, Drug, and Cosmetic Act – FD&C Act) и его поправках. Выпуск и сертификация некоторых пигментов контролируется Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration – FDA).
Колоранты, цветовые добавки и другие ингредиенты, которые применяются при производстве пигментов, перечисляются в Международной номенклатуре косметических ингредиентов (International Nomenclature of Cosmetic Ingredients – INCI). Этот «словарь веществ» создали в США специалисты организации The Cosmetic, Toiletry, and Fragrance Association (CTFA) и опубликовали в 1973 году. В первом справочнике было всего 5000 наименований. В 2007 году организация была переименована в The Personal Care Products Council (Совет по средствам личной гигиены). Совет периодически обновляет и публикует International Cosmetic Ingredient Dictionary and Handbook. Книга доступна и в электронной версии. На официальном портале Совета можно оформить подписку. В справочнике сейчас указаны более 22 600 наименований ингредиентов, приведены ссылки на 70 00 торговых и технических названий. Доступ к базе стоит $1520. Для члена Совета талмуд обойдётся в $525. Версию списка ингредиентов разных годов можно найти в интернете бесплатно. Существуют и специальные порталы, где можно узнать вещество, зная одно из имён.
В INCI используются латынь для растительных ингредиентов и английский язык для молекул и общепринятых наименований. Сертифицированные пигменты имеют сложные и громоздкие названия, поэтому в американской классификации их могут сокращать до аббревиатур. К примеру, dyes можно обозначать, как «D&C» Colors, т. е. они могут быть в составе медикаментов и косметических средств, но никак не продуктов питания. Lakes, в свою очередь, можно указывать, как «FD&C» Colors. К примеру, у колоранта с INCI-именем Blue 1 Lake есть второе сертифицированное имя – FD&C Blue No. 1 Aluminum Lake.
Помимо INCI, у колорантов могут быть ещё и регистрационные номера CAS, EINECS и ELЕINCS. Номер CAS записывается в виде трёх групп арабских чисел, разделённых дефисами. Он вносится в реестр Химической реферативной службы США (Chemical Abstracts Service). Регистрационный номер EINECS – это уникальный семизначный идентификатор, который содержится в Европейском перечне существующих химических веществ (European Inventory of Existing Commercial Chemical Substances – EINECS). Номер ELINCS указывается в Европейском перечне зарегистрированных химических веществ (European List of Notified Chemical Substances – ELINCS).
Официальной альтернативой номенклатуре INCI служит европейская система Color Index names. Красители обозначаются в соответствии с международным индексом Colour International index и выглядят как буквы CI и пятизначный числовой код. Пожалуй, поиск ингредиентов по индексу – самый простой и понятный способ. В Европейском союзе также создана официальная база данных косметических ингредиентов – EU Cosing, как разрешённых, так и запрещённых к использованию. Ресурс содержит, на мой взгляд, наиболее полную информацию с указанием имён, химической формулы, сфер применения. Искать интересующее вещество можно, как по американской INCI, так и по CI коду.
В Резолюции ResAP (2008) 1 описаны требования к упаковке и составу чернил для перманентного макияжа. Указываются имена ингредиентов согласно Международному союзу теоретической и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry – IUPAC), регистрационный номер CAS (Chemical Abstract Service of American Chemical Society) или номер индекса цвета (CI).
Можно найти информацию, что пигменты для перманентного макияжа делают и в России. Но практически всё сырьё, понятное дело, будет привозным, если вообще не полностью субстанция. Что же касается правового поля, то пигменты для эпидермального татуажа должны отвечать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Мастера должны работать в соответствии с ГОСТ Р 55700 Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования. С 1 октября 2019 года в силу вступил новый стандарт – ГОСТ Р 58391-2019 Пигменты для косметического татуажа. Требования безопасности.
Классификация и состав пигментов
Изготовление пигмента для перманентного макияжа (PMU pigment) – сложный химический процесс. Пигмент состоит из сухого красящего вещества (собственно, пигмента) и жидкой среды, т. е. проводника пигмента в кожу (rewetting agents). Если сильно упрощать описание процесса, то сырьё преобразуют в мелкодисперсную или пигментную пудру (pigment powder). Полученную массу просеивают через так называемое нано-сито с определённым размером ячейки. Затем, исходя из рецептуры, добавляют компоненты и смешивают пигмент с жидкой основой-проводником в высокоскоростных фармацевтических миксерах из нержавеющей стали.
В качестве жидкой среды, с которой будет смешиваться пигментная пудра, могут выступать глицерин (glycerin), спирт (alcohol), дистиллированная вода (distilled water). Под понятием «спирт» обычно подразумевается изопропиловый спирт (isopropyl alcohol). В зависимости от процентного содержания жидких элементов чернила для перманентного макияжа условно разделяют на водно-спиртовые, спиртовые и глицериновые. Для выполнения стойкой и яркой работы мастеру перманентного макияжа важно учитывать качество жидкой основы чернил. Информация о соотношении веществ приводится на этикетке. Компоненты перечисляются в порядке уменьшения концентрации. Считается, что пигменты с преобладающей глицериновой основой более плотные, лучше проникают в кожу, обеспечивают равномерное заживление тканей, выглядят ярче. При этом со временем под воздействием организма, внешней среды тускнеют, становятся блёклыми, что, по сути, и отвечает задачам перманентного макияжа.
Кроме базовых элементов, производители часто добавляют на стадии финального смешивания ингредиентов алое вера (Aloe Barbadensis), экстракт гамамелиса/дистиллят орешника вирджинской ведьмы (witch hazel/hamamelis virginiana). Он успокаивает жирную и смешанную кожу, обладает антисептическим, противовоспалительным действием. В составе чернил может присутствовать магния алюмосиликат (Magnesium Aluminum). Это хорошо переносимый с дерматологической точки зрения загуститель и стабилизатор. Таких дополнительных компонентов может насчитываться порядка 20. Наличие полезных для кожи ингредиентов стимулирует процессы регенерации тканей после процедуры. Кроме того, в составе пигментов для перманентного макияжа можно часто найти:
- Полисорбат-20 (polysorbate 20). Выступает в качестве эмульгатора и стабилизатора в составе средств на водной основе. Для его изготовления используется кокосовое масло.
- Метилпарабен (methyl paraben), пропилпарабен (propyl paraben). Это синтетические консерванты.
- Феноксиэтанол (phenoxy ethanol). Концентрация этого консерванта не должна превышать 1%.
- Поливинилпирролидон (polyvinylpyrrolidone/PVP). Это водорастворимый синтетический полимер. Его применяют для так называемого улучшения «диспергирования пигментов».
- Аммония метакрилата сополимер (ammonium methacrylate copolymer). Эмульгатор, плёнкообразователь синтетического происхождения.
С содержанием некоторых дополнительных компонентов, в особенности, так называемых полиакрилатов, может быть связано появление «расплавов» и изменение цвета при удалении или коррекции перманентного макияжа лазером или ремувером.
Самая распространённая и понятная классификация пигментов для перманентного макияжа, т. е. «сухого вещества», – это разделение на оксиды железа (iron oxide), неорганические и органические соединения. У неорганических ингредиентов «цифровая часть» CI будет начинаться с 7, у органических – с 1,5.
К неорганическим соединениям относят оксид хрома (oxide chrome), диоксид титана (titanium dioxide), пигменты ультрамариновых цветов (ultramarines), пирофосфат аммония-марганца (III) или тёмно-фиолетовый краситель (manganese violet CI 77742), oксид-хлорид висмута (bismuth oxychloride CI 77163). Их синтетическим способом получают из металлов. Наряду с указанными соединениями в состав чернил может добавляться каолин (aluminium silicate/china clay CI 77004). Основное преимущество неорганических пигментов – гипоаллергенность.
Технически, оксиды железа являются неорганическими минеральными соединениями. Но есть бренды, которые указывают, что не использует в производстве чернил для перманентного макияжа именно оксиды железа, а только органические и неорганические ингредиенты. Сейчас фактически, более 95% производимых в мире пигментов для татуажа содержат как органические, так и неорганические соединения. Красители на основе оксида железа являются базовыми пигментами для перманентного макияжа. Они входят в состав красок для татуажа бровей, губ, прорисовки стрелок на веках, для создания эффекта румян, тональной основы. Эти пигменты можно разделить на три подгруппы:
- чёрный оксид железа (black iron oxide) CI 77499.
- жёлтый оксид железа (yellow iron oxide) CI 77492.
- красный оксид железа/колькотарь (red colcothar) CI 77491.
Путем смешивания этих цветов в различных соотношениях можно получить практически любой оттенок. Они стабильно ведут себя на коже, нетоксичны. Считается, что такие пигменты легко удаляются с помощью лазера. Однако их преобладающее содержание в составе краски действительно может вызывать неравномерное выцветание, изменение цвета, появление тех самых красноватых оттенков.
В зарубежных публикациях также можно встретить классификацию неорганических пигментов в зависимости от цвета. Выделяют красные, синие, зелёные, чёрные, коричневые, белые, жёлтые пигменты. Часто используемым пигментом является чёрный углерод (carbon black) - Pigment Brown 6, 7 (CI 77266). Диоксид титана – это белый пигмент (CI 77891), который позволяет добиться более светлых оттенков. Есть утверждения, что диоксид титана может давать со временем зелёный или голубой подтон. К белому пигменту также относят сульфат бария - Barium sulphate (CI 77120). К синим пигментам относят ультрамарин (CI 77007), прусский синий - Pigment blue 27 (CI 77510).
Часто используемым при изготовлении чернил для перманентного макияжа является оксид хрома: Pigment green 18 (CI 77289); Pigment green 17 (CI 77288). Это минеральный краситель, зелёный пигмент. Коричневый цвет получают путём смешения оксидов железа с оксидом хрома. Оттенки могут быть разными – в зависимости от содержания оксидов железа в пигменте – от цвета чайной розы до тёмного шоколада. Добавленный в краску, зеленый цвет обеспечивает оливковый тон перманентного макияжа, который натурально смотрится. Кроме того, оксид хрома является естественным стабилизатором красноты, которая может проявиться в процессе выгорания пигмента. Но тут стоит учесть, что, к примеру, использование в пигменте «красного оксида хрома» (Pigment Red 104, CI 77605) может со временем дать нежелательный красный оттенок. Не исключён и переход в зеленоватый оттенок.
Органические пигменты создаются на основе углерода в лабораторных условиях и комбинируются с различными веществами, чаще всего с азотом, водородом и кислородом. Изменяя их соотношения, производители добиваются нужного цвета. Т. е. речь идёт о синтетической органике, потому как природная запрещена к производству из-за риска аллергии на растительный или животный белок. Для создания органических пигментов используют также гидроксид алюминия. Это нерастворимая субстанция, которая «удерживает» цвет, делает пигмент стабильнее и позволяет лучше проникать в кожу. Органические пигменты считаются гипоаллергенными. Среди недостатков указывают худшее качество получаемых тёмных оттенков по сравнению со светлыми. Кроме того, пигменты на основе углерода не рекомендуют использовать для прорисовки стрелок из-за возможного изменения цвета.
Органические пигменты по сравнению с неорганическими отличают:
- широкая цветовая палитра.
- более мелкий размер частицы пигмента.
- более насыщенный цвет.
- меньшая стабильность в коже.
Из-за меньшей стабильности органические пигменты могут больше «подплывать». С учётом этой особенности их рекомендуют использовать для техник растушевки.
Органические пигменты разделяют на полициклические и азокрасители. К азокрасителям относятся вышеупомянутые lakes. К наиболее используемым колорантам для производства чернил для перманентного макияжа относятся:
- Красные – Pigment red 57:1 (CI 15850:1); Pigment red 57:2 (CI 15850:2); Pigment red 254 (CI 56110); Acid red 14, Food red 3 (Carmoisine lake) (CI 14720).
- Жёлтые – Acid yellow 104 aluminium lake (CI 15985:1); Pigment yellow 138 (CI 56300); Food yellow 3 (CI 15985); Pigment yellow 74 (CI 11741).
- Оранжевые – Pigment orange 13 (CI 21110); Pigment orange 16 (CI 21160).
- Коричневый – Pigment brown 25 (CI 12510).
- Зелёный – Pigment green 36 (CI 74265).
Согласно техническому отчёту Европейского союза 2015 года, посвящённому чернилам для татуировки и перманентного макияжа, помимо перечисленных колорантов, в состав краски для перманентного макияжа могут входить десятки других веществ, в том числе запрещённых или не рекомендованных лабораториями.
Ограниченный пигмент
Вещества, которые не должны входить в состав чернил для перманентного макияжа либо их концентрация должна быть ограничена, перечислены в уже знакомой нам Резолюции Евросоюза ResAP (2008) 1. Это ароматические амины, канцерогены, мутагенные красители, полимеризационные аморфные углеводороды (ПАУ), примеси металлов. Большинство европейских производителей избегают наименований из этого перечня. При этом использование отдельных ингредиентов может быть ограничено ещё и национальным законодательством.
В начале 2020 года Европейского агентство по химикатам заявило о намерении ограничить использование более 4 тысяч субстанций для производства чернил для перманентного макияжа. При этом в Евросоюзе остаётся открытым вопрос согласования аналитических методов определения содержания никеля. Согласно Резолюции, его содержание должно быть минимальным, насколько это технически возможно, исходя из рецептуры получаемого вещества. Схожая проблема касается и лабораторного определения ПАУ, канцерогенных ароматических аминов.
При этом в США, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов выдвигает к производителям свои требования. В перечне цветовых добавок, не подлежащих сертификации: manganese violet, зелёный оксид хрома (CI77288); оксид железа (CI 77491); диоксид титана (CI77891), мика. В свою очередь, синтетические органические колоранты подлежат тестированию и сертификации.
Дискуссии и разногласия относительно влияния того или иного пигмента возникают из-за отсутствия масштабных научных исследований, общего законодательства, единого для всех стран мира списка запрещённых веществ. Как потребители чернил для перманентного макияжа, мы не можем полностью предсказать их поведение, так как не знаем всю рецептуру и концентрацию отдельно взятого ингредиента. Это должен, в принципе, понимать и сам клиент. Ведь на поведение пигмента и цветовой результат будут также влиять:
- Цвет кожи (тон и подтон).
- Плотность и строение кожи.
- Скорость процессов восстановления.
- Стабильность колоранта.
- Цвет выбранного пигмента.
- Глубина введения пигмента.
Соответственно, мастер перманентного макияжа может научиться «читать» состав ингредиентов на флаконе с чернилами, стараться на основе своего опыта грамотно выбирать пигмент, но полностью спрогнозировать изменение цвета не получится.