Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Мастер-класс «Возможности использования кейс-метода конкретной ситуации в педаго...

Мастер-класс «Возможности использования кейс-метода конкретной ситуации в педагогической практике»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

образование
кейс-метод
воспитательно-образовательный процесс
педагоги
метод кейсов
кейс-технология
мультимедийный проектор

Аннотация статьи

Мастер-класс рассматривает вопрос внедрения кейс-технологии в образовательный процесс. Участники узнают о теоретических аспектах технологии, видах кейсов и правилах их разработки, а также методике работы с ними. Цель мастер-класса – актуализация знаний педагогов о кейс-методе в образовании. Предназначен для педагогов, интересующихся новыми методами обучения.

Текст статьи

Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретной ситуации в педагогической практике» посвящен вопросу внедрения кейс-технологии в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений. В основной части мастер-класса раскрываются теоретические аспекты технологии, виды кейсов и правила их разработки, а также методика работы с кейсом. Содержательное приложение способствует многостороннему раскрытию материала.

Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
  2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники: педагоги

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, портфель, видеопрезентация по теме, маркеры, мольберт, лист бумаги А2.

Ожидаемые результаты:

Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в обучении;
  • какие задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
  • применить метод анализа конкретной ситуации;
  • подбирать варианты кейсов к конкретной ситуации.

План проведения:

1. Введение – 1 мин.

- вступительное слово.

2. Теоретическая часть – 4 мин.

- теоретические основы кейс-метода.

3. Практическая часть –7 мин.

- работа с кейсом;

- защита кейса;

- подведение итогов работы – 3 мин.

Ход мастер-класса:

(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)

Вступление:

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

Мне хотелось бы обратиться с вопросом к аудитории. Как вы думаете, что такое кейс? (Варианты ответов). Спасибо большое за ответы.

Внимание на экран.

Теоретическая часть

Название кейс-метод произошло от латинского слова «casus» – запутанный, необычный случай; а также от английского «case» – портфель, чемоданчик. В кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

При использовании конкретной ситуации или случая, участники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном, фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. По сути, кейс-метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии.

Методы кейс-технологии

Их шесть:

  • метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
  • игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
  • метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
  • ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
  • кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
  • метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

В своей работе кейс-метод я применяю недавно. Преимуществом кейса является возможность оптимально сочетать теорию и практику, это минимизирует время, важная роль отводится «диалогу». Главное предназначение кейс –метода – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Данный метод соответствует требованиям ФГОС ДО провозглашающие сегодня принцип вариативности, который дает возможность образовательным организациям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.

Приглашаю коллег для участия.

Практическая часть

Я подготовила кейс-ситуацию, с которой мы будем работать. В портфеле вы найдете папки с инструкцией по работе с кейсом, приложение, задания, методические рекомендации, которые помогут нам решить проблему и защитить кейс. При работе с материалами вы можете делать записи, подчеркивать тезисы в статьях, документах.

Работать мы будем коллективно в общей группе. Нам предстоит защитить кейс, ответив на все поставленные вопросы. Модератор группы – я Свиридова Н.С. Наша задача – выбрать «секретаря», фиксирующего результаты нашей работы и «спикера» – представляющего задания на обсуждение.

Прошу познакомиться с материалами.

Кейс – информационный комплекс, состоящий из трёх частей: вспомогательная информация необходимая для анализа кейса, описание конкретной ситуации, задания к кейсу.

Виды кейса:

Печатный кейс – содержит графики, таблицы, диаграммы и т. д. Мультимедия кейс – наиболее популярный в последнее время, зависит от технического оснащения, видео кейс – может содержать фильм, видеоматериалы.

Материалы кейса

Вот ситуация:

Родители ребенка находятся в постразводной ситуации, не могут согласовать с кем из родителей (с отцом или матерью) лучше находиться ребёнку. Отец обратился в суд с исковым заявлением в отношении своей супруги о нахождении ребёнка с одним из родителей. Суд, рассмотрев все доводы сторон, принял решение оставить ребёнка с матерью, отец может забирать к себе ребёнка по определённым дням недели и в определённое время, но отец нарушает решение суда. Он не отдаёт матери ребёнка по несколько дней. Мать вынуждена искать ребёнка с органами опеки, а также отец может прийти и забрать ребёнка из детского сада в любое время. Между супругами происходят разногласия, происходящие при ребёнке.

Список литературы

  1. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – № 8. – С. 12-16.
  2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru.
  3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10 октябрь 2017.
  4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1.

Поделиться

724

Свиридова Н. С. Мастер-класс «Возможности использования кейс-метода конкретной ситуации в педагогической практике» // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/8760-master-klass-vozmozhnosti-ispolzovaniya-kejs

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря