Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретной ситуации в педагогической практике» посвящен вопросу внедрения кейс-технологии в образовательно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений. В основной части мастер-класса раскрываются теоретические аспекты технологии, виды кейсов и правила их разработки, а также методика работы с кейсом. Содержательное приложение способствует многостороннему раскрытию материала.
Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
- Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: педагоги
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, портфель, видеопрезентация по теме, маркеры, мольберт, лист бумаги А2.
Ожидаемые результаты:
Получат знания:
- что представляет собой кейс-технология;
- особенности применения данного метода в обучении;
- какие задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
- разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
Выработают умения:
- анализировать конкретные ситуации (кейсы);
- применить метод анализа конкретной ситуации;
- подбирать варианты кейсов к конкретной ситуации.
План проведения:
1. Введение – 1 мин.
- вступительное слово.
2. Теоретическая часть – 4 мин.
- теоретические основы кейс-метода.
3. Практическая часть –7 мин.
- работа с кейсом;
- защита кейса;
- подведение итогов работы – 3 мин.
Ход мастер-класса:
(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)
Вступление:
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
Мне хотелось бы обратиться с вопросом к аудитории. Как вы думаете, что такое кейс? (Варианты ответов). Спасибо большое за ответы.
Внимание на экран.
Теоретическая часть
Название кейс-метод произошло от латинского слова «casus» – запутанный, необычный случай; а также от английского «case» – портфель, чемоданчик. В кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
При использовании конкретной ситуации или случая, участники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном, фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. По сути, кейс-метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии.
Методы кейс-технологии
Их шесть:
- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
- игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
- метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
- ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
- кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
В своей работе кейс-метод я применяю недавно. Преимуществом кейса является возможность оптимально сочетать теорию и практику, это минимизирует время, важная роль отводится «диалогу». Главное предназначение кейс –метода – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Данный метод соответствует требованиям ФГОС ДО провозглашающие сегодня принцип вариативности, который дает возможность образовательным организациям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.
Приглашаю коллег для участия.
Практическая часть
Я подготовила кейс-ситуацию, с которой мы будем работать. В портфеле вы найдете папки с инструкцией по работе с кейсом, приложение, задания, методические рекомендации, которые помогут нам решить проблему и защитить кейс. При работе с материалами вы можете делать записи, подчеркивать тезисы в статьях, документах.
Работать мы будем коллективно в общей группе. Нам предстоит защитить кейс, ответив на все поставленные вопросы. Модератор группы – я Свиридова Н.С. Наша задача – выбрать «секретаря», фиксирующего результаты нашей работы и «спикера» – представляющего задания на обсуждение.
Прошу познакомиться с материалами.
Кейс – информационный комплекс, состоящий из трёх частей: вспомогательная информация необходимая для анализа кейса, описание конкретной ситуации, задания к кейсу.
Виды кейса:
Печатный кейс – содержит графики, таблицы, диаграммы и т. д. Мультимедия кейс – наиболее популярный в последнее время, зависит от технического оснащения, видео кейс – может содержать фильм, видеоматериалы.
Материалы кейса
Вот ситуация:
Родители ребенка находятся в постразводной ситуации, не могут согласовать с кем из родителей (с отцом или матерью) лучше находиться ребёнку. Отец обратился в суд с исковым заявлением в отношении своей супруги о нахождении ребёнка с одним из родителей. Суд, рассмотрев все доводы сторон, принял решение оставить ребёнка с матерью, отец может забирать к себе ребёнка по определённым дням недели и в определённое время, но отец нарушает решение суда. Он не отдаёт матери ребёнка по несколько дней. Мать вынуждена искать ребёнка с органами опеки, а также отец может прийти и забрать ребёнка из детского сада в любое время. Между супругами происходят разногласия, происходящие при ребёнке.