Автор(-ы):
Жукова Юлия Юрьевна
14 марта 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данном опыте работы рассмотрен подход к развитию и формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, способствующих активизации их творческого потенциала. Описываются цели, актуальность и перспективность данного опыта, а также его значение для решения основных задач творческой деятельности в дошкольных образовательных организациях (ДОО).
Текст статьи
Идея опыта: развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Цель: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала средствами нетрадиционных техник и приемов рисования:
Актуальность и перспективность опыта
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формировании личности. Каждый ребенок по своей природе – творец. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность проблемы и обусловила выбор темы для обобщения опыта работы. Опыт способствует решению основных задач творческой деятельности и обучения, поставленных перед ДОО:
Новизна опыта
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования используются редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Одно из достоинств данного опыта заключается в том, что он дает не разрозненные советы и рекомендации по приобщению ребенка к творческой деятельности, а целостную продуманную систему занятий и мероприятий.
Трудоёмкость опыта
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
Технология опыта
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
Описание опыта включает:
Методы и приемы
Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсии, показ альбомов, таблиц и др. наглядных пособий, видеофильмов). В процессе показа ребенок видит удивительные превращения на листе бумаги, особенно это прослеживается в технике «свеча + акварель».
Словесный метод (беседа, пояснение, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование художественного слова, которое активизирует художественное восприятие образа, помогает осмыслить свои чувства).
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков. Закрепление знаний необходимо в таких техниках, как «кляксография», «монотипия», «печать листьями». Здесь используются экспериментирование с одной, двумя красками, применяются для печати разные предметы.
Эвристический метод направлен на самостоятельность в каком-либо моменте работы на занятии.
Исследовательский – направлен на развитие фантазии и творчества Практический метод (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
Частично-поисковый, проблемно-мотивационный метод стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия.
Метод «подмастерья» – (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Сотворчество
Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем (использование приемов фантазирования).
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Методические технологии нетрадиционного рисования с детьми
В работе с родителями для установления доверительных отношений провожу консультации и беседы, мастер-классы, развлечение, дни открытых дверей. Ребёнок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать, думать и рисовать. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее, а совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.
Результативность опыта
В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств.
Список литературы
Поделиться
Жукова Ю. Ю. Обобщённый педагогический опыт педагога «Развитие творческих навыков детей через нетрадиционные техники рисования» // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 27-30. URL: https://apni.ru/article/8762-obobshchyonnij-pedagogicheskij-opit-pedagoga