Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Обобщённый педагогический опыт педагога «Развитие творческих навыков детей через...

Обобщённый педагогический опыт педагога «Развитие творческих навыков детей через нетрадиционные техники рисования»

Автор(-ы):

Жукова Юлия Юрьевна

14 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

творческие способности
нетрадиционные техники рисования
дошкольное образование
творческая деятельность
развитие воображения

Аннотация статьи

В данном опыте работы рассмотрен подход к развитию и формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, способствующих активизации их творческого потенциала. Описываются цели, актуальность и перспективность данного опыта, а также его значение для решения основных задач творческой деятельности в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Текст статьи

Идея опыта: развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Цель: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала средствами нетрадиционных техник и приемов рисования:

Актуальность и перспективность опыта

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формировании личности. Каждый ребенок по своей природе – творец. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность проблемы и обусловила выбор темы для обобщения опыта работы. Опыт способствует решению основных задач творческой деятельности и обучения, поставленных перед ДОО:

  • развитие уверенности в своих силах;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждение детей к творческим поискам и решениям;
  • развитие чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие творческих способностей, воображение и фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Новизна опыта

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования используются редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Одно из достоинств данного опыта заключается в том, что он дает не разрозненные советы и рекомендации по приобщению ребенка к творческой деятельности, а целостную продуманную систему занятий и мероприятий.

Трудоёмкость опыта

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • подборе оборудования и материалов;
  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Технология опыта

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Описание опыта включает:

  • обоснование актуальности развития у детей интереса к творческой деятельности через нетрадиционные техники рисования;
  • обоснование создания необходимых условий для приобретения детьми навыков умений при участии в творческой деятельности;
  • перспективное планирование по данной теме.

Методы и приемы

Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсии, показ альбомов, таблиц и др. наглядных пособий, видеофильмов). В процессе показа ребенок видит удивительные превращения на листе бумаги, особенно это прослеживается в технике «свеча + акварель».

Словесный метод (беседа, пояснение, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование художественного слова, которое активизирует художественное восприятие образа, помогает осмыслить свои чувства).

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков. Закрепление знаний необходимо в таких техниках, как «кляксография», «монотипия», «печать листьями». Здесь используются экспериментирование с одной, двумя красками, применяются для печати разные предметы.

Эвристический метод направлен на самостоятельность в каком-либо моменте работы на занятии.

Исследовательский – направлен на развитие фантазии и творчества Практический метод (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

Частично-поисковый, проблемно-мотивационный метод стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия.

Метод «подмастерья» – (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Сотворчество

Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем (использование приемов фантазирования).

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Методические технологии нетрадиционного рисования с детьми

  1. «Печать от руки». Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
  2. Использование «печатки». Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
  3. Рисование «пёрышком». Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются.
  4. «Рисование «пальцем». Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
  5. «Монотипия». Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
  6. Рисование методом «тычка». Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
  7. «Кляксография». В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
  8. «Набрызг». Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над листом бумаги.
  9. «Оттиск поролоном». Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. Краска разбрызгивается на бумагу.
  10. «Оттиск печатками из картофеля». Техника рисования. Разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.). Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в мисочку со штемпельной подушечкой. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
  11. «Граттаж». Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
  12. Рисование «мыльными пузырями». Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги приложить к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
  13. Рисование «мятой бумагой». Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
  14. «Ниткография». Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
  15. «Пластилинография». Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

В работе с родителями для установления доверительных отношений провожу консультации и беседы, мастер-классы, развлечение, дни открытых дверей. Ребёнок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать, думать и рисовать. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее, а совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

Результативность опыта

В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств.

Список литературы

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет»: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.ф

Поделиться

392

Жукова Ю. Ю. Обобщённый педагогический опыт педагога «Развитие творческих навыков детей через нетрадиционные техники рисования» // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 27-30. URL: https://apni.ru/article/8762-obobshchyonnij-pedagogicheskij-opit-pedagoga

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля