Автор(-ы):
Федосова Екатерина Ивановна
14 марта 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается опыт формирования социально-коммуникативных навыков у детей через познание окружающего мира. Актуальность этого вопроса обусловлена необходимостью развития у детей дошкольного возраста познавательных интересов и коммуникативных навыков. Авторы выделяют основные задачи, которые решаются в ходе данного опыта, такие как развитие игровой деятельности, освоение социальных представлений и включение детей в социальные отношения.
Текст статьи
Идея опыта: формирование социально-коммуникативных навыков у детей посредством познания окружающего мира.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность проблемы связана с тем, что социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
Задачи:
Учитывая задачи, которые стоят перед социально – коммуникативным развитием и познавательным развитием, можно сделать вывод о теснейшей интеграции областей. И развитие социально – коммуникативных навыков невозможно без познания окружающего мира.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании условий и применение различных видов совместной деятельности взрослого и ребенка для развития социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через, познавательное развитие.
Новизна состоит в усовершенствовании существующей практики:
Адресная направленность опыта:
Рекомендовано использовать этот опыт всем воспитателям, родителям, а также всем, кто интересуется вопросами социального развития и коммуникативных навыков детей.
Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 7 лет).
Трудоёмкость опыта
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Таблица
Механизм работы над темой
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
---|---|---|
Изучить программно-методическую литературу по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Подобрать информационные материалы. Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, литературный материал. Подготовить анкеты для родителей. |
Проведение НОД с детьми с применением интегрированного метода. Дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры по методике телефонного разговора пальчиковые игры. Чтение сказок, рассказов. Экскурсии, наблюдения. Консультация для родителей. |
Обобщение результатов. Анализ, закрепление, полученных представлений. Формулирование выводов. |
Этапы работы:
1 этап – подготовительный:
2 этап – основной (практический):
3 этап – заключительный (аналитический):
Для того чтобы грамотно подойти к организации работы по формированию социально-коммуникативных навыков посредством познавательного развития за основу взят интегрированный метод.
Форма проведения:
Это могут быть:
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности.
В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: познавательное, социальное, психическое, эмоциональное.
Из существующего многообразия игр, в данной работе уделяется особое внимание:
Формирование социально-коммуникативной навыков, будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
Формирование личностных предпосылок:
Инициативность детей:
Планирование сотрудничества:
Взаимодействие:
Управление коммуникацией:
Список литературы
Поделиться
Федосова Е. И. Обобщённый педагогический опыт по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков по средствам познавательного развития» // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 44-47. URL: https://apni.ru/article/8763-obobshchyonnij-pedagogicheskij-opit-po-teme