Обобщённый педагогический опыт по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»

В статье рассматривается опыт формирования социально-коммуникативных навыков у детей через познание окружающего мира. Актуальность этого вопроса обусловлена необходимостью развития у детей дошкольного возраста познавательных интересов и коммуникативных навыков. Авторы выделяют основные задачи, которые решаются в ходе данного опыта, такие как развитие игровой деятельности, освоение социальных представлений и включение детей в социальные отношения.

Аннотация статьи
дети дошкольного возраста
социальное взаимодействие
игровая деятельность
познавательное развитие
социально-коммуникативные навыки
Ключевые слова

Идея опыта: формирование социально-коммуникативных навыков у детей посредством познания окружающего мира.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность проблемы связана с тем, что социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.

Задачи:

  • развитие игровой деятельности у детей;
  • освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;
  • создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотизма чувства принадлежности к мировому сообществу.

Учитывая задачи, которые стоят перед социально – коммуникативным развитием и познавательным развитием, можно сделать вывод о теснейшей интеграции областей. И развитие социально – коммуникативных навыков невозможно без познания окружающего мира.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании условий и применение различных видов совместной деятельности взрослого и ребенка для развития социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через, познавательное развитие.

Новизна состоит в усовершенствовании существующей практики:

  • разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение педагогических задач.
  • в усовершенствовании отдельных сторон педагогической деятельности;
  • в комбинации элементов и известных методик.

Адресная направленность опыта:

Рекомендовано использовать этот опыт всем воспитателям, родителям, а также всем, кто интересуется вопросами социального развития и коммуникативных навыков детей.

Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 7 лет).

Трудоёмкость опыта

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Таблица

Механизм работы над темой

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Изучить программно-методическую литературу по познавательному и социально-коммуникативному развитию.

Подобрать информационные материалы.

Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, литературный материал.

Подготовить анкеты для родителей.

Проведение НОД с детьми с применением интегрированного метода.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры по методике телефонного разговора пальчиковые игры.

Чтение сказок, рассказов.

Экскурсии, наблюдения.

Консультация для родителей.

Обобщение результатов.

Анализ, закрепление, полученных представлений.

Формулирование выводов.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный:

  • Определение цели и задач.
  • Создание необходимых условий для реализации.
  • Разработка соответствующего плана по НОД.
  • Подбор игр, отвечающих поставленным задачам.
  • Проведение анкетирования родителей, обработка результатов.

2 этап – основной (практический):

  • Проведение занятий.
  • Проведение игр с целью закрепление знаний, практического применения навыков и знаний.
  • Использование предметно пространственной среды для развития познавательных интересов, игровой деятельности и как следствие развитие социально-коммуникативных навыков.
  • Консультации для родителей.

3 этап – заключительный (аналитический):

  • Обработка результатов по реализации данной темы.
  • Выводы.

Для того чтобы грамотно подойти к организации работы по формированию социально-коммуникативных навыков посредством познавательного развития за основу взят интегрированный метод.

Форма проведения:

  • вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
  • стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
  • повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это могут быть:

  • учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;
  • наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
  • игры: дидактические, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые и др.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности.

В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: познавательное, социальное, психическое, эмоциональное.

Из существующего многообразия игр, в данной работе уделяется особое внимание:

  • дидактическим играм по познавательному и социально-коммуникативному развитию («Цветок вежливости», «Уроки этикета» «Хорошо – плохо», «Чувства», «Кто где работает» и др.).
  • играм по методике телефонного разговора.
  • пальчиковые игры (для запоминания различных предметов и явлений, деления предметов на категории). «Кто спит зимой?», «Поздняя осень», «Посуда», «Посуда», «Круглый год», «Транспорт» и др. (В приложении).
  • сюжетно ролевые игры, «Семья», Дочки – матери», «Магазин» и др.

Формирование социально-коммуникативной навыков, будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  • Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • Обучение умению слушать и слышать другого;
  • Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  • Формирование чувства симпатии между участниками общения;
  • Развитие умения анализировать ситуацию.

Формирование личностных предпосылок:

  • сформированность познавательной и социальной мотивации;
  • сформированность адекватной самооценки.

Инициативность детей:

  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование сотрудничества:

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение строить понятные для партнёра высказывания;
  • умение строить монологическое высказывание;
  • умение вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • умение слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

  • умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • умение учитывать позицию собеседника при работе в паре, коллективе;
  • умение принимать различные позиции во взаимодействии;
  • активное и заинтересованное участие в совместной деятельности.
Текст статьи
  1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  2. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх до­школьников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 1992.
  3. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.
  4. Вахрушева А.А. и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для до­школьников: Метод, рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М., 2003.
  5. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5–7 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. (Библиотека современного детского сада).
  6. Катаева Л.И., Комова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп., / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
Список литературы