Идея опыта: формирование социально-коммуникативных навыков у детей посредством познания окружающего мира.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность проблемы связана с тем, что социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
Задачи:
- развитие игровой деятельности у детей;
- освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;
- создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотизма чувства принадлежности к мировому сообществу.
Учитывая задачи, которые стоят перед социально – коммуникативным развитием и познавательным развитием, можно сделать вывод о теснейшей интеграции областей. И развитие социально – коммуникативных навыков невозможно без познания окружающего мира.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании условий и применение различных видов совместной деятельности взрослого и ребенка для развития социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через, познавательное развитие.
Новизна состоит в усовершенствовании существующей практики:
- разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение педагогических задач.
- в усовершенствовании отдельных сторон педагогической деятельности;
- в комбинации элементов и известных методик.
Адресная направленность опыта:
Рекомендовано использовать этот опыт всем воспитателям, родителям, а также всем, кто интересуется вопросами социального развития и коммуникативных навыков детей.
Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 7 лет).
Трудоёмкость опыта
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Таблица
Механизм работы над темой
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
---|---|---|
Изучить программно-методическую литературу по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Подобрать информационные материалы. Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, литературный материал. Подготовить анкеты для родителей. |
Проведение НОД с детьми с применением интегрированного метода. Дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры по методике телефонного разговора пальчиковые игры. Чтение сказок, рассказов. Экскурсии, наблюдения. Консультация для родителей. |
Обобщение результатов. Анализ, закрепление, полученных представлений. Формулирование выводов. |
Этапы работы:
1 этап – подготовительный:
- Определение цели и задач.
- Создание необходимых условий для реализации.
- Разработка соответствующего плана по НОД.
- Подбор игр, отвечающих поставленным задачам.
- Проведение анкетирования родителей, обработка результатов.
2 этап – основной (практический):
- Проведение занятий.
- Проведение игр с целью закрепление знаний, практического применения навыков и знаний.
- Использование предметно пространственной среды для развития познавательных интересов, игровой деятельности и как следствие развитие социально-коммуникативных навыков.
- Консультации для родителей.
3 этап – заключительный (аналитический):
- Обработка результатов по реализации данной темы.
- Выводы.
Для того чтобы грамотно подойти к организации работы по формированию социально-коммуникативных навыков посредством познавательного развития за основу взят интегрированный метод.
Форма проведения:
- вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
- стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Это могут быть:
- учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;
- наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
- игры: дидактические, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые и др.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности.
В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: познавательное, социальное, психическое, эмоциональное.
Из существующего многообразия игр, в данной работе уделяется особое внимание:
- дидактическим играм по познавательному и социально-коммуникативному развитию («Цветок вежливости», «Уроки этикета» «Хорошо – плохо», «Чувства», «Кто где работает» и др.).
- играм по методике телефонного разговора.
- пальчиковые игры (для запоминания различных предметов и явлений, деления предметов на категории). «Кто спит зимой?», «Поздняя осень», «Посуда», «Посуда», «Круглый год», «Транспорт» и др. (В приложении).
- сюжетно ролевые игры, «Семья», Дочки – матери», «Магазин» и др.
Формирование социально-коммуникативной навыков, будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Развитие умения анализировать ситуацию.
Формирование личностных предпосылок:
- сформированность познавательной и социальной мотивации;
- сформированность адекватной самооценки.
Инициативность детей:
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование сотрудничества:
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение строить монологическое высказывание;
- умение вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- умение слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- умение учитывать позицию собеседника при работе в паре, коллективе;
- умение принимать различные позиции во взаимодействии;
- активное и заинтересованное участие в совместной деятельности.