Изучение уровня групповой сплоченности подростков с интеллектуальными нарушениями

В статье представлен краткий анализ исследований, посвященных вопросам изучения групповой сплоченности детей с интеллектуальными нарушениями, рассмотрены особенности формирования коллектива детей указанной категории, описаны результаты исследования групповой сплоченности подростков с умственной отсталостью.

Аннотация статьи
дети с интеллектуальными нарушениями
групповая сплоченность
социометрия
коллектив
Ключевые слова

Феномен сплоченности выступает наиболее значимым фактором, который характеризует группу, и при этом включает в себя следующие социально-психологические компоненты: уровень развития группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, личностные и групповые ценности, смыслы, нормы.

Проблемами групповой сплоченности детей и подростков с интеллектуальными нарушениями занимались такие ученые, как О.К. Агавелян, И.М. Бгажнокова, Б.П. Брунов, Е.А. Гордиенко, Я.Л. Коломинский, Н.П. Коняева, А.С. Макаренко, Т.С. Никандрова, У.В. Ульенкова, М.Е. Финогенова и др. Исследователи отмечают, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни дети им нравятся, а другие нет. Некоторые из них выбирают товарищей ситуативно (по месту жительства и т. д.), другие по их личностным качествам (веселый, честный, смелый). Отрицательным мотивом выбора обучающихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость. Дети с умственной отсталостью придерживаются однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи поменять к нему отношение.

С целью изучения уровня сплоченности подростков, имеющих интеллектуальные нарушения, в 2022-2023 учебном году мы организовали и провели педагогический эксперимент, в котором приняли участие обучающиеся 9 А и 9 Б классов ОКОУ «Курская школа». За основу нашего исследования мы взяли социометрическую методику Якоба Морено. Данная методика позволила нам выявить взаимные симпатии и антипатии, определить наличие/отсутствие лидера в классном коллективе, а также оценить степень сплоченности обучающихся внутри каждого класса.

Социометрия всегда начинается с формулировки вопроса – социометрического критерия. В нашем исследовании мы использовали дихотомический критерий, т. е. задавали вопросы парами, один из которых позитивный, а второй – негативный. Такая методика позволяет более точно определить взаимоотношения в малом коллективе (например, в классе, состоящем из 5–7 человек), в котором зачастую складываются не только доброжелательные отношения между одноклассниками.

В ходе социометрического исследования детям задавались следующие вопросы:

Вопрос 1.1: Представь себе, что создается новый класс и каждый из вас по собственному желанию определяет его состав. Кого из своих товарищей по классу ты обязательно взял бы вместе с собой в новый класс?

Вопрос 1.2: Кого бы ты точно не взял вместе с собой в новый класс?

Вопрос 2.1: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Вопрос 2.2: С кем бы ты ни за что не стал сидеть за одной партой?

Вопрос 3.1: С кем бы ты пошел гулять после школы?

Вопрос 3.2: С кем бы ты не пошел гулять после школы?

Адаптированная нами социометрия предполагала применение параметрических (положительных/отрицательных) критериев. Количество выборов обучающихся было лимитировано: в 9 Б классе, где обучается 6 детей, допускались 1–2 положительных выбора, в 9 А классе, с большим количеством обучающихся – не более 3 положительных выборов. Мы предполагали, что испытуемый может не использовать все предоставляемые выборы, если не видит в этом необходимости, но должен выбрать хотя бы одного человека для положительного выбора. Количество отрицательных выборов ограничивалось 2 выборами, но предусматривалось и отсутствие отклонения.

Мы опрашивали каждого обучающегося индивидуально, однако экспериментатор вместе с ребенком размещались в кабинете так, чтобы, с одной стороны, остальным детям не было слышно содержание беседы, а с другой стороны, испытуемому предоставлялась возможность обозревать весь классный коллектив, чтобы при прохождении испытания ребенок мог посмотреть на всех своих одноклассников и сделать выбор. Каждому обучающемуся было дано заверение, что результаты опроса будут достоянием только научного анализа, огласке и обсуждению в классе они не подлежат. Все ответы подростков мы зарегистрировали в протоколах опроса, на основе которых были составлены социометрические матрицы каждого класса. Пример социометрической матрицы представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Социометрическая матрица 9 А класса ОКОУ «Курская школа»

На основе социометрических матриц мы составили социограммы каждого из исследуемых классов. В нашем исследовании мы использовали одну из разновидностей социограмм – социограмму-мишень. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются члены исследуемой группы в соответствии с числом полученных выборов. В первом, центральном, круге располагаются испытуемые, получившие максимальное количество выборов, т. е. «звезды»; во втором – школьники, получившие количество выборов, соответствующее среднему значению, так называемые «предпочитаемые»; в третьем – дети с количеством выборов ниже среднего значения, «пренебрегаемые»; в четвертый круг попадают члены группы, не получившие ни одного выбора, «изолированные», или «изгои». Девочки и мальчики отмечаются разными знаками. Стрелками указываются направленность и взаимность выборов (отклонений).

Для построения социограммы каждого класса мы использовали разработанную А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским схему соотнесения количества предпочтений определенной ролевой позиции, согласно которой сначала необходимо рассчитать среднее количество выборов, сделанное исследуемой группой детей. Оно определяется по формуле: M= R / N, где: R– общее количество сделанных положительных выборов; N –число членов группы; M – среднее количество выборов.

Затем мы суммировали количество положительных выборов, полученных каждым обучающимся по всем социометрическим критериям, и вычли из этого значения количество полученных отклонений. Далее в зависимости от получившихся социометрических показателей мы дифференцировали испытуемых на 4 статусные группы. Для удобства работы мы закодировали имена детей номером в списке группы.

На приведенной ниже социограмме отражены статусно-ролевые группы обучающихся 9 А класса ОКОУ «Курская школа» (рис. 2).

Рис. 2Социограмма 9 А класса ОКОУ «Курская школа»

На основании данных, отраженных в социоматрице и социограмме, мы рассчитали коэффициент сплоченности каждого классного коллектива.

Коэффициент сплоченности мы определяли в процентном соотношении, подставляя значения в формулу:

где К – коэффициент сплоченности, N1 – число взаимных выборов; – общее число выборов.

Критерии оценки коэффициента групповой сплоченности:

  • свыше 50% – высокий уровень;
  • 30–50% – средний уровень;
  • ниже 30% – низкий уровень.

Для вычисления коэффициента групповой сплоченности 9 А класса мы подсчитали общее число выборов (N), сделанных всеми детьми. Их оказалось 71. Также мы определили количество взаимных положительных выборов (N1): суммировали все положительные взаимные выборы и минусовали от них отрицательные взаимные выборы, получили показатель, равный 22. Затем, согласно приведенной выше формуле, мы вычислили коэффициент сплоченности данного класса, округлив его до десятых долей: К = 22 : 71 × 100% ≈30,9%. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на момент проведения социометрического исследования групповая сплоченность 9 А класса ОКОУ «Курская школа» оказалась сформирована на среднем уровне.

Обработав протоколы социометрического опроса следующей группы испытуемых, обучающихся 9 Б класса ОКОУ «Курская школа», мы также составили матрицу и социограмму. Данные нашего исследования показали, что ни «звезд», ни даже тех, кого можно было бы отнести к статусу «предпочитаемых», в данном коллективе нет. Примечательно, что под категорию «пренебрегаемых» попали обе девочки данного класса, а оставшиеся 4 мальчика ушли на периферию, составив многочисленную группу «отвергаемых». Именно в этом классе количество полученных отклонений, превысило количество позитивных выборов. А также именно здесь участниками опроса сделано самое большое количество взаимных негативных выборов.

К сожалению, наблюдение за школьниками в процессе учебы, а также данные социометрического исследования, показывают, что дети данного класса полностью разобщены, разъединены, не проявляют ни малейшего внимания и симпатии друг к другу. Класс оказался раздроблен. Ввиду отсутствия лидера мальчики всеми доступными им средствами пытаются занять эту вакантную позицию в классе: всячески притесняют друг друга, прибегая зачастую к вербальному и физическому насилию.

Подсчитав общее число сделанных выборов, а также количество взаимных положительных выборов, мы рассчитали коэффициент сплоченности 9 Б класса: К = 6 : 30 ×100% = 20%. Данный показатель соответствует низкому уровню сформированности групповой сплоченности. Результаты социометрического опроса наглядно демонстрируют, что исследуемая группа подростков вынужденно существует вместе как номинальная единица – учебный класс, но вот как коллектив, то есть группа обучающихся, которая объединена общей целью, деятельностью, организацией и ответственностью, эти обучающиеся функционировать не могут.

Следует отметить, что в 9 А классе основной состав обучающихся оставался неизменным на протяжении нескольких лет, большинство представителей данного коллектива начинали свое обучение еще в первом дополнительном классе, в возрасте 7–8 лет. Класс пополнялся новыми учениками только в период обучения в начальной школе и к моменту перехода в среднее звено был полностью укомплектован. Общие детские интересы, игры, школьные традиции, праздники, совместные мероприятия, проводимые с детьми как в учебное время, так и в каникулярный период, сплотили, сблизили детей.

9 Б класс был сформирован из обучающихся, поступивших в ОКОУ «Курская школа» из других образовательных организаций в течение последующих лет обучения детей, начиная с 5 класса. Практика показывает, что зачастую ребенок, который приходит в специализированную образовательную организацию, проучившись несколько лет в массовой школе, испытывает огромный стресс, чувствует себя обиженным, униженным, отверженным обществом. К сожалению, за эти годы у многих детей складывается стойкое негативное отношение к процессу учения. Безусловно, сформировать сплоченный коллектив из прибывших подростков, которые по сути являются друг другу чужими людьми, которые пережили свои детские годы в другой образовательной организации, вынуждены были покинуть привычное для них место учёбы, оставить там своих друзей, знакомых, крайне сложно.

Наше исследование наглядно продемонстрировало, что дети с умственной отсталостью при определенных обстоятельствах способны проявлять устойчивые симпатии, устанавливать относительно прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим условием для успешной социализации, интеграции ребенка с умственной отсталостью в школьную среду является максимально раннее оказание ему педагогической, психологической помощи, вовлечение его в общешкольные дела, создание интересной, комфортной и безопасной обстановки в процессе школьного обучения.

Текст статьи
  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1987. 96 с.
  2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. – 88 с.
  3. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности: автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 2011. 40 с.
  4. Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: ВЛАДОС, 2010. 200 с.
  5. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 334 с.
  6. Немов Р.С. Общая психология. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учеб. для бакалавров. М.: Гриф, 2014. 726 с.
Список литературы