Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Методы сказкотерапии как профилактика девиантного поведения в раннем подростково...

Методы сказкотерапии как профилактика девиантного поведения в раннем подростковом периоде

Автор(-ы):

Живина Дарья Алексеевна

14 марта 2024

Секция

Психология

Ключевые слова

сказкотерапия
девиантное поведение
ранний подростковый период
профилактика
психотерапия
эмоциональный интеллект
самооценка
социальные навыки
конфликтное поведение
психология
социальная работа
терапевтические цели

Аннотация статьи

Статья освещает подход к предотвращению и коррекции отклоняющегося поведения среди ранних подростков с помощью сказкотерапии. В исследовании обсуждаются основные теоретические аспекты девиантного поведения в раннем подростковом возрасте. Особое внимание уделяется методикам и техникам сказкотерапии, адаптированным для профилактики, и представлены примеры их применения. Исследование подчеркивает, как данный метод может способствовать развитию эмоционального интеллекта, самооценки и социальных навыков у подростков, а также помогает в решении конфликтов и уменьшении агрессивного поведения.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена растущей необходимостью в разработке и внедрении эффективных методов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения среди подростков. В условиях современного общества, характеризующегося ускоренными социальными изменениями, информационным перенасыщением и повышенным эмоциональным стрессом, ранний подростковый возраст становится критическим периодом для формирования личности и социального поведения. Девиантное поведение в этом возрасте может иметь долгосрочные негативные последствия как для самого подростка, так и для общества в целом.

Применение сказкотерапии представляет собой подход, направленный на использование традиционных культурных и психологических ресурсов для достижения позитивных изменений в поведении и психоэмоциональном состоянии подростков. Этот метод демонстрирует многообещающие результаты в снижении уровня агрессии, развитии эмпатии, самооценки и социальных навыков, что является ключевым аспектом для предотвращения девиантного поведения.

Учитывая ограниченное количество исследований, посвященных этой теме, а также потенциал сказкотерапии в области психологической помощи подросткам, данное исследование вносит значительный вклад в развитие методов профилактики и коррекции девиантного поведения.

Цель исследования

Целью исследования является изучение и анализ эффективности применения методов сказкотерапии в качестве профилактической меры против девиантного поведения среди подростков на раннем этапе их развития. Основная задача исследования – выявить, как данный метод может влиять на эмоциональный интеллект, самооценку и социальные навыки подростков, снижая тем самым вероятность возникновения и развития агрессивного и конфликтного поведения.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных методу сказкотерапии как профилактики девиантного поведения в раннем подростковом периоде, занимались такие ученые, как И.В. Вачков, Л.С. Выготский, А.В. Гнездилов, И.М. Ильичева и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

В контексте исследования, посвященного роли сказкотерапии в профилактике девиантного поведения в раннем подростковом периоде, важно обсудить теоретические аспекты девиантного поведения у подростков, чтобы понять, как именно сказкотерапия может быть применена для его предотвращения и коррекции.

Девиантное (отклоняющееся) поведение определяется как действия, которые не соответствуют установленным нормам и ожиданиям в обществе или определенной социальной группе. В раннем подростковом возрасте, который характеризуется интенсивными физиологическими, психологическими и социальными изменениями, девиантное поведение может проявляться в различных формах, включая агрессию, нарушение правил, употребление психоактивных веществ, вандализм и прочее. Девиантное поведение в подростковом возрасте часто является результатом сложного взаимодействия между индивидуальными особенностями подростка и влиянием окружающей среды. К основным факторам, способствующим развитию девиантного поведения, относятся:

  1. Семейные факторы: отсутствие внимания и поддержки со стороны родителей, насилие в семье, низкий социально-экономический статус.
  2. Школьная среда: проблемы в обучении, отсутствие положительных взаимоотношений с учителями и сверстниками.
  3. Социокультурные факторы: влияние СМИ и Интернета, доступность наркотиков и алкоголя.
  4. Индивидуальные особенности: низкая самооценка, импульсивность, стремление к риску [1, c. 181].

Сказкотерапия занимает уникальное место в ряду психотерапевтических методов благодаря своей способности обращаться к глубинным слоям подсознания через язык сказок и метафор. Этот метод основывается на нескольких ключевых теоретических принципах, которые обеспечивают его эффективность в работе с психологическими проблемами и процессами саморазвития, особенно среди подростков.

Карл Юнг, швейцарский психиатр и основатель аналитической психологии, ввел понятие архетипов – универсальных, врожденных образов, которые формируют структуру коллективного бессознательного. Сказки, переплетая в себе архетипические символы и мотивы, как зеркало отражают внутренний мир человека, его глубинные страхи, желания, амбиции и конфликты. Это делает сказки мощным инструментом для работы с подсознательным и способствует глубокому психологическому воздействию.

Применение сказкотерапии как инструмента профилактики девиантного поведения у подростков включает в себя комплексный подход к развитию личности и социальной адаптации. Метод создает безопасное пространство, где подростки могут свободно изучать и выражать свои чувства и переживания. Сказки часто затрагивают сложные темы – страх, гнев, зависть, любовь – которые подростки могут испытывать, но не всегда могут понять или выразить. Через процесс идентификации с персонажами сказок подростки учатся распознавать и называть свои эмоции, что является первым шагом к их контролю и регуляции [2, c. 46].

Сказкотерапия может способствовать улучшению коммуникативных навыков и развитию социального взаимодействия. Обсуждение сказок в группе дает подросткам возможность делиться собственными идеями и слушать мнения других, что способствует развитию эмпатии и уважения к различиям. Кроме того, ролевые игры и драматизация сказочных сюжетов помогают отработать различные модели поведения в безопасной обстановке, что укрепляет социальные навыки и способность к командной работе.

Сказкотерапия может значительно повлиять на укрепление самооценки подростков. Через процесс идентификации с героями, которые преодолевают трудности и достигают успеха, подростки могут научиться видеть в себе силу и возможности для преодоления собственных жизненных препятствий. Это помогает им чувствовать себя более уверенно и компетентно в социальных ситуациях и способствует развитию позитивного внутреннего диалога [3, c. 133].

Сказкотерапия обучает подростков находить конструктивные способы решения конфликтов и преодоления жизненных трудностей. Через анализ сюжетов сказок, где персонажи сталкиваются с конфликтами и находят способы их разрешения, подростки могут изучить различные стратегии поведения. Это дает им инструменты для разрешения собственных конфликтов в реальной жизни, уча с их опыта и примера.

Практическое применение сказкотерапии в работе с подростками охватывает широкий спектр деятельности, направленный на достижение положительных изменений в их поведении и внутреннем мире. Эффективность этого подхода подкреплена как научными исследованиями, так и богатым практическим опытом специалистов в области психотерапии, педагогики и социальной работы. Рассмотрим подробнее ключевые методики и техники сказкотерапии, а также примеры их успешного применения [4, c. 11].

Одна из основных техник сказкотерапии – чтение сказок с последующим обсуждением. Этот метод позволяет подросткам глубже понять себя и свои переживания через анализ действий и мотивов героев сказок. В процессе обсуждения специалист может направлять размышления подростков, помогая им увидеть параллели между сказочными ситуациями и собственной жизнью, а также обсуждать возможные пути решения собственных проблем.

Ролевые игры на основе сказочных сюжетов являются мощным инструментом для развития эмпатии, социальных навыков и умения видеть ситуацию с разных точек зрения. В процессе игры подростки могут «примерить на себя» роли различных героев, испытывая их чувства и переживая их испытания, что способствует лучшему пониманию межличностных отношений и развитию коммуникативных навыков.

Творческие задания, такие как рисование, сочинение собственных сказок или создание сказочных персонажей, позволяют подросткам выразить свои чувства и мысли в творческой форме. Это не только способствует развитию креативности, но и является эффективным средством самовыражения и самопознания, помогая подросткам разобраться в своих внутренних конфликтах и найти пути их разрешения [5, c. 168].

Выводы

Сказкотерапия представляет собой мощный психотерапевтический инструмент для профилактики девиантного поведения в раннем подростковом периоде. Основываясь на теоретических аспектах девиантного поведения и уникальных свойствах сказок как способа отражения внутреннего мира человека, сказкотерапия предлагает подросткам безопасную среду для самовыражения и самопознания. Через чтение и обсуждение сказок, ролевые игры, и творческие задания, подростки учатся осознавать и выражать свои эмоции, развивать социальные навыки, укреплять самооценку и находить конструктивные способы решения конфликтов. Практическое применение сказкотерапии демонстрирует ее эффективность в снижении девиантного поведения и способствует формированию адекватных моделей поведения, что подтверждается множеством исследований и опытом специалистов. Таким образом, данный метод является ценным ресурсом для поддержки психологического здоровья и социальной адаптации подростков.

Список литературы

  1. Мишагина О.М., Трофимова А.Н. Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 180-182.
  2. Сараева Е.В., Щанникова Е.А. Развитие самосознания личности средствами сказкотерапии в юношеском возрасте // Вестник гуманитарного образования. – 2017. – № 2. – С. 44-49.
  3. Соколов И.С. Психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях: теория и практика // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 2. – С. 130-138.
  4. Щанникова Е. Игра в желания. Технология сказкотерапии Надежды Огненко // Школьный психолог. – 2014. – № 1. – С. 11-12.
  5. Якунькова А.В. Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков / А.В. Якунькова, Т.С. Смирнова // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1 (102.1). – С. 167-169.

Поделиться

349

Живина Д. А. Методы сказкотерапии как профилактика девиантного поведения в раннем подростковом периоде // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.III.С. 52-55. URL: https://apni.ru/article/8765-metodi-skazkoterapii-kak-profilaktika-deviant

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля