Исследование и внедрение сенсорных технологий активно развиваются в разнообразных областях человеческой жизнедеятельности, предоставляя принципиально новые возможности в сфере образования и реабилитации. Эти технологии обретают критическую важность при взаимодействии и поддержке детей, сталкивающихся с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. В ситуации, когда общество сталкивается с задачами по интеграции таких детей и гарантированию им равноправных возможностей для обучения и развития, сенсорные технологии превращаются в мощный инструмент, способствующий их сознательному взаимодействию с окружающим пространством и облегчающий образовательный процесс.
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки информации и не только от глаз и ушей, но от всего тела. Мы обладаем так же особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле [2, с. 98].
Мы часто называем сенсорную интеграцию «естественным процессом», поскольку большинство людей адаптируется к ней автоматически. Сказать, что сенсорная интеграция присутствует или отсутствует, было бы неверно, поскольку идеальная или полностью отсутствующая интеграция являются редкостью. Однако, когда мозг испытывает трудности в обработке ощущений, это может повлиять на множество аспектов жизни человека, требуя от него дополнительных усилий для преодоления возникающих трудностей и, возможно, предоставляя менее заметные и вдохновляющие результаты.
Дети дошкольного возраста, сталкивающиеся с проблемами сенсорной интеграции, часто испытывают трудности во взаимодействии с игровой средой. Игрушки, которые требуют активных манипуляций, могут стать для них вызовом. Такие дети, в отличие от сверстников, могут чаще разбивать или повреждать предметы.
Речевые задержки еще один распространенный симптом, указывающий на возможные проблемы в развитии мозга. Некоторые дети, несмотря на хороший слух, могут испытывать трудности в восприятии речи окружающих или же в артикуляции собственных слов. Без ясного понимания происходящего вокруг, они не могут легко выполнять задачи, такие как соединение частей мозаики или склейка краев листов бумаги, поскольку все воспринимается как нечто непонятное и сложное. Отсутствие тактильной ориентации может заставлять их страшиться прикосновений или избегать физического контакта.
Несмотря на различия в возрасте и специфике развития, у детей с ОВЗ выделяются общие характеристики. Многие из них сталкиваются с трудностями в речевом развитии, такими как проблемы с произношением и ограниченный словарный запас. Также они могут проявлять неуклюжие движения, проблемы с координацией, стереотипные действия, гиперактивность и быструю утомляемость.
Общение с окружающими, будь то сверстники или взрослые, также вызывает у них затруднения. Одним из ключевых вызовов является отсутствие мотивации к обучению и слабая способность к концентрации на особенностях предметов и явлений. Эти дети склонны быстро забывать информацию, несмотря на способность быстро её запоминать. К тому же они часто воспринимают объекты фрагментарно, фокусируясь лишь на отдельных деталях, что усложняет процесс их коррекционной работы и социализации [5, с. 154].
Для эффективного обучения и развития таких детей необходимо создание специальных условий и использование индивидуализированных форм обучения.
Приспосабливание сенсорных элементов в общую практику коррекционной группы выделяется как потенциальное решение проблемы, с которой сталкиваются педагоги. Подход, применяемый специалистами в области дефектологии и психологии, акцентируется на стимуляции различных частей тела, а также на речевой коррекции через чувственное восприятие.
Развитие сенсомоторики заключается в создании у детей образов относительно визуальных аспектов объектов, таких как их форма, размер, пространственное положение и аромат. Чтобы закрепить в памяти ребенка определенное понятие и его название, важно предоставить возможность увидеть его и даже попробовать на вкус. Когда ощущения и восприятие становятся более развитыми, знания ребенка об окружающем мире расширяются и диверсифицируются [1, с. 189]. Таким образом, мозг начинает конструировать комплексное представление о мире вокруг нас.
Цель включения в игровой процесс новых сенсорных впечатлений - расширение чувственного опыта ребенка. Эти впечатления могут быть многогранными и включать, например:
- Визуальные элементы, где ребенок наблюдает яркие и смешивающиеся между собой цвета;
- Аудиальные стимулы, позволяющие ребенку услышать разнообразные звуки, от шуршания бумаги до мелодий музыкальных инструментов;
- Тактильные впечатления при касании материалов и объектов различных размеров и форм;
- Кинестетические ощущения от движений, включая ощущение ритма, ходьбы, бега и танца;
- Олфакторные стимулы, когда дети исследуют окружающие их ароматы;
- Вкусовые впечатления, предоставляя детям возможность пробовать различные продукты и учиться различать их вкусы.
Работая с крупами, мукой, специями, чаем и кофе, хождение босиком через лужи после дождя, а также поиск мелких предметов или игрушек, назначая им качества, такие как «вкусные» или «неприятные» специалисты фокусируются на развитии тактильных ощущений у детей [7, с. 23].
Игра с кинетическим песком для ребенка не просто развлечение, но и увлекательный способ погружения в мир воображения и цветных векторов. Создание картин из песка – это не только тактильный опыт, но и способ усилить творческие способности ребенка. Они наслаждаются ощущениями, пересыпая песок, закапывая в него руки и рисуя различные фигуры и образы. Преподаватели предлагают детям ощутить теплоту или прохладу песка, погружать пальцы в него, создавая уникальные отпечатки, и участвовать в различных воображаемых играх, таких как «Волшебные превращения» и «Угадай, что это?».
Исследование различных материалов, таких как ткани и бумага, обогащает детский опыт, позволяя осязать и сравнивать их. Предлагается использовать всевозможные виды, включая ситцевые и шерстяные ткани, а также картон и фольгу, устраивая маленьким «исследователям» неожиданные сюрпризы, заворачивая игрушки и обсуждая разные тактильные впечатления.
Следующий этап может включать яркое и увлекательное знакомство с овощами, ягодами и фруктами, которое не только радует глаз, но и стимулирует различные анализаторы мозга, укрепляя связь с окружающим миром. Создание узоров из мандариновых долек и яблочных ломтей, ощущение ароматов и текстуры разных плодов и овощей порадует не только детей, но и родителей.
Через игру с мячами различной формы, упругости и текстуры, а также с массажными Су-Джок мячами, дети получают разнообразные ощущения и развивают память, внимание и речевую активность [3, с. 85].
На занятиях, если позволяют условия, можно использовать элементы природы: камни, песок, шкуры, древесные семена и перья для сортировки и других деятельностей.
«Времена Года» – декоративная панель, которая поддерживает развитие визуального восприятия, логики и понимания временных циклов. Дети изучают разные сезоны и могут изобразить, например, дерево в разные времена года.
Сенсорные коробки, укомплектованные разными материалами, предоставляют возможность развивать осязание, зрение, вкус и слух детей, стимулируя их к активной деятельности и ролевым играм. Сенсомоторные коробки применяются специалистами для индивидуальной работы по коррекции речи, способствуя развитию различных аспектов восприятия и речевой активности.
Для регуляции эмоционального состояния детей в детском саду может быть организован интерактивный бассейн, а также уютное кресло-пуфик, наполненное световыми гранулами, и пузырьковые колонки, создающие спокойную и расслабляющую атмосферу.
В ходе занятий, которые включают в себя световые и звуковые эффекты, дети находят умиротворение и расслабление, их эмоциональное и физическое состояние улучшается. Посещение сенсорной комнаты способствует устойчивому эмоциональному благополучию ребенка и поддерживает его психологическое развитие.
«Чулок Совы» выступает как еще один ценный ресурс в работе специалистов, обеспечивая не только общую игру для детей и взрослых, но и стимулируя развитие мышечной массы и быстрый отклик организма на разные стимулы, внутренние и внешние. Этот инструмент воздействует на тактильную и вибрационно-двигательную системы, а также улучшает проприоцепцию, то есть восприятие положения тела, давлением на руки, ноги и другие части тела.
Без сомнения, применение сенсорных материалов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, представляет собой востребованный подход. Он позволяет педагогу пробудить интерес детей, завоевать их доверие, обнаружить удивительное в повседневном и активизировать все виды ощущений и координации благодаря разнообразию материалов.
Занятия, включающие элементы сенсорной интеграции, не только вызывают эмоциональный подъем у детей, активизируя даже самых пассивных из них, но и стимулируют нервную систему, улучшая сенсорные функции. Сочетание традиционных методов развития обеспечивает положительную динамику в речевом и познавательном развитии. Все это используется в коррекционной работе с целью удовлетворить потребности ребенка в понимании себя и окружающей среды, а также стимулировать развитие моторики и речи.